Литературное развлечение «Как потешки хороши — веселитесь от души»
Ведущий предлагает начать разговор о русских народных потешках да скоморошинах. Они издавна были на Руси знакомы, да пока народ оставался неграмотным, переходили из уст в уста, почему и получили название «устного народного творчества». Ребята должны вспомнить, какие такие народные потешки да стихи они знают, думается, что их все помнят с самого детства. Наверное, слышали от мам своих да бабушек.
Ведущий предлагает детям вспомнить, как детей спать укладывают, что им на ночь поют да сказывают? Известное дело - поют колыбельные песенки, а сказывают добрые сказки, чтобы сны хорошие снились. Пусть ребята вспоминают, кто какие потешки да прибаутки знает - для утреннего солнышка, для ясного дня да на сон грядущий.
Дети читают народные прибаутки.
1-й чтец.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
2-й чтец.
Из-за лесу, из-за гор Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
3-й чтец.
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела:
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам.
4-й чтец.
Через бабушкин дворок
Летел ясный соколок,
Летел ясный соколок,
Уронил он сапожок.
Кричит: — Бабушка, подай,
Родимая, помоги!
Мне некогда помогать,
Мне некогда подавать,
Надо внучка качать.
В колыбелечке.
Ведущий говорит, что иногда в присказках да приговорках высмеивали ленивых да недовольных.
1-й чтец.
Тит, иди горох молотить.
2-й чтец.
Живот болит.
1-й чтец.
Тит, иди кисель есть.
2-й чтец.
А где моя большая ложка!
3-й чтец.
Федул, что губы надул?
4-й чтец.
Кафтан прожег.
3-й чтец.
А велика ли дыра?
4-й чтец.
Да один рукав только и остался.
1-й чтец.
Макар, чего домой из лесу не идешь?
2-й чтец.
Да медведя поймал!
1-й чтец.
Так веди его сюда!
2-й чтец.
Да он меня не пускает!
Ведущий отмечает, что устная поэзия русского народа так богата на интересные произведения, что их можно повторять без остановки много дней подряд. Такие произведения носят название «докучные сказки», потому что они никогда не кончаются.
1-й чтец.
Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу висела мочала. Мочала-мочала, начинай сначала.
2-й чтец.
Тетушка Ненила кашку варила. Денис да Борис из-за каши подрались. Мочала, мочала, начинай с начала.
3-й чтец.
Шел я как-то через мост, глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, положил ее на мост —
Пусть ворона сохнет.
4-й чтец.
Шел я снова через мост, глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост, положил ее под мост —
Пусть ворона мокнет... (и так дальше, без конца).