Приходи, Весна! Интегрированное занятие для детей 6-7 лет
Цель.
Развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.
Задачи.
Музыкальные:
- учить детей определять характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;
- учить анализировать средства музыкальной выразительности программных произведений, соотнося их с весенними приметами;
- развивать у детей навык выразительного исполнения знакомых песен, сольного и ансамблевого пения:
- учить двигаться поскоками по кругу, держась за руки, цепочкой - в соответствии с изменениями характера музыки;
- развивать навык ориентировки в пространстве.
Психолого-педагогические:
- способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Материал и оборудование.
- Компас.
- Ткань для ручейка.
- Корзина с подснежниками и зелёной тканью.
- Дерево с птицами (бутафорские).
- Фрагменты картины (пазлы) в конвертах.
- Детали набора «Пертра».
- Рама от картины.
- Стол.
- Ткань.
- Три конверта с изображениями морозной сосульки, тающей сосульки, ручейка.
Ход занятия
Дети заходят в зал и рассаживаются. Их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель. (поет по нисходящему мажорному пентахорду).
Здравствуйте, ребята!
Дети (поют по нисходящему мажорному трезвучию).
Здравствуете!
Музыкальный руководитель.
Сегодня мы с вами снова будем слушать музыку о весне. Мы познакомимся с отрывком произведения Йозефа Гайдна «Детская симфония» (аудиокассета). Вы, конечно помните, что симфония - это большое произведение для симфонического оркестра. (Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, отвечая на вопросы музыкального руководителя: каковы характер музыки, её настроение? тембры каких инструментов вы услышали?) Это произведение называется «Детская симфония», а мы с вами услышали музыку о весне. Почему? (Композитор использовал особый приём звукоизобразительности - «голоса птиц».)
В зал заходят педагог-психолог (1-й педагог) и социальный педагог (2-й педагог) с письмам из «волшебного леса».
1-й педагог.
Здравствуйте, ребята! Мы услышали весеннюю музыку и подумали, что именно вы сможете помочь жителям волшебного леса - от них сегодня пришло письмо. Дело в том, что коварная Зима не хочет уходить и уступить своё место Весне. Развеяла Зима сказочную весеннюю картину, и разлетелись её части по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет вступить в свои права. Ребята, вы самые старшие в детском саду, вы многое знаете и умеете. Давайте поможем жителям волшебного леса и соберём картину весны! Согласны? (Ответы детей.) Если вы дружно возьметесь за дело, то обязательно с ним справитесь!
Музыкальный руководитель.
Дружить наши ребята умеют, они даже песню про это знают!
Дети исполняют песню о дружбе по выбору музыкального руководителя.
2-й педагог.
Вставайте в круг! В сказочный лес нам поможет попасть сказочный компас. Нам нужно взяться за руки и сомкнуть круг. А теперь закроем глаза, я произнесу волшебные слова, и мы все вместе сосчитаем до десяти. (Произносит волшебные слова.) Пусть стрелка вертится вокруг оси, в волшебный лес ты нас перенеси! (Пока дети считают до десяти, включается зеркальный шар, на пену раскладываются "сугробы", выносится стол с рамой.) Вот мы и в волшебном лесу. (Дети размыкают круг.) Посмотрите, ребята, это, наверное, рама от картины Весны (подходят к столу). Где же нам искать части картины? Может, поищем их на проталинках?
Музыкальный руководитель.
Проталинок на поляне много - придётся разбиться на две команды. Под весёлую музыку каждая команда будет обегать прогалинку вприпрыжку, взявшись за руки. А когда музыка поменяется, осторожными шагами перейдёт на следующую проталинку.
Музыкальный руководитель выбирает двух ведущих, за которыми последуют команды. Дети под музыку с двумя разнохарактерными частями выполняют задание.
1-й педагог.
Ребята, здесь конверт! Подходите ближе! (Открывает конверт с изображением морозной сосульки.) Посмотрите, это части картины (Собирает детей у рамы, раскладывает фрагменты картины рядом, рассматривает вместе с детьми, что на них изображено.) Собрать всю картину у нас пока не получится слишком мало частей. Что же ещё может быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает? Может быть, вы назовёте их? (Ответы детей.)
Во время беседы свободные взрослые выносят корзину с подснежниками, дерево с птичками, ручеёк.
Музыкальный руководитель.
На нашей поляне появились приметы весны - ручеёк, птицы на дереве, корзина с первыми цветами. Давайте здесь поиграем! Сейчас будет звучать музыка, которая подскажет, где вы должны оказаться рядом с цветами, ручейком или деревцем с птицами. Когда соберётесь, возьмитесь за руки.
Звучат три фрагмента из музыкальных произведений - «Жаворонок» М. Глинки (вступление), «Быстрый ручеёк» Ф. Бейера (приложение I); «Подснежник» П. Чайковского. Когда дети делают свой выбор и собираются у нужного объекта, музыкальный руководитель обращается к ним с вопросами: Почему вы собрались именно здесь? Как помогла вам музыка в вашем выборе?
Ноты «Жаворонок» М. Глинки (нажмите, чтобы развернуть)
Ноты «Быстрый ручеёк» Ф. Бейер (нажмите, чтобы развернуть)
Ноты «Подснежник» П. Чайковский (нажмите, чтобы развернуть)
Беседуя с детьми, уточняет, что музыка ручейка двигается (течёт) плавно, без остановок, равномерно и в то же время извилисто, будто, подобно ручью, огибает препятствия но своём пути. В пьесе «Подснежник» мелодия нежная, трепетная, интонационно устремлена вверх - словно цветок тянется к солнцу. Вступление к «Жаворонку» изображает птичьи трели. Если не все дети сделали правильный выбор, после обсуждения фрагмент исполняется повторно.
Педагоги собирают детей в центре лапа - на «поляне».
2-й педагог.
Посмотрите, ребята, в корзине с подснежниками лежит ещё кое-что. (Достаёт конверт с изображением тающей сосульки, открывает его)
Посмотрите: здесь фрагменты весенней картины. (Показывает их детям.)
Что же на них изображено? (Птицы, цветы.) Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится: «Весна красна цветами». (Обсуждает с детьми значение слова «красна»). Ещё говорят: «Весна длинным днём красна», «Матушка Весна всем красна».
Красавица Весна любит наряжаться, у неё были нарядные бусы, но, к сожалению, они рассыпались. Поможем Весне собрать бусы? (Ответы детей.) Садитесь в кружок! Посмотрите, как чередуются бусины. Сейчас каждый из вас по очереди будет брать нужную бусину и нанизывать. (Дети выполняют задание). Давайте повесим наш подарок на дерево. Птицы увидят бусы расскажут о них Весне. (В листве дерева замечает конверт.) Ребята, здесь ещё один конверт на нём изображён ручеёк. Может быть, в этом конверте недостающие части картины?
Педагог выкладывает оставшиеся фрагменты картины. Дети определяют верхнюю и нижнюю части картины (голубое небо, летящие птицы, земля с травой и первыми цветами), объединяют фрагменты по цвету (синяя река, темный ствол большого дерева и т. д.).
Под звучание 1-й части концерта «Весна» А. Вивальди собирают на мольберте картину.
Музыкальный руководитель.
Посмотрите, какая у нас получилась красивая картина! Теперь Весна сможет прийти в волшебный лес. Чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню!
Дети исполняют песню «Зеркальце весны» - в это время выключается шар, убираются сугробы, уносится стол с картиной.
Ноты «Зеркальце весны» муз. и сл. Е. Гомоновой (нажмите, чтобы развернуть)
1.
С дерева слетела птичка.
В лужу-зеркальце взглянула,
И увидела синичка.
Что весна ей улыбнулась!
Припев:
Видели и мы зеркальце весны,
И весна нам улыбнулась!
2.
К луже подбежала кошка -
Но синичка упорхнула.
Только показалось кошке,
Что весна ей улыбнулась)
Припев.
3.
Важно подошла собака
И над лужицей нагнулась.
И увидела собака.
Что весна ей улыбнулась!
Припев.
1-й педагог.
Мы помогли жителям волшебного леса собрать весеннюю картину. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. А теперь нам пора возвращаться.
2-й педагог.
Становитесь в круг - сказочный компас перенесет нас домой! Возьмёмся за руки, сомкнём круг и закроем глаза. Когда я произнесу волшебные слова, сосчитаем все вместе до десяти.
Музыкальный руководитель.
Ребята, вам понравилось наше весеннее путешествие? (Ответы детей.) Ну что ж, пор прощаться. Споём друг другу «До свидания!»