Моя уверенность в себе, или как сказать - нет. Тренинг для школьников 7-9 классов
Цель:
Знакомство учащихся с навыками уверенного поведения через умение отказывать (курить, употреблять алкоголь, совершать плохие поступки и т. д.).
Ход классного часа
I. Слово учителя
В нашей жизни нам часто необходимо от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.
Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасет вас от ненужной суеты.
II. Упражнение «Очередь».
Инструкция.
Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: одна - очередь, другая — эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.
Вопросы:
- Какие чувства возникают в момент отказа?
- В чем основная трудность отказа?
- Почему нам это трудно делать?
- Чего мы боимся?
III. 7 способов сказать «НЕТ».
1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.
- Не хочешь закурить?
- Нет, спасибо.
Люди понимают, что вы не курите.
2. Иногда простое «нет, спасибо», кажется, не работает. Люди продолжают предлагать вам сигарету, хотя вы уже отказались от нее. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.
- Не хочешь закурить?
- Нет, спасибо!
- На, попробуй,это здорово!
- Нет, спасибо, я действительно не курю!
Примечание. Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но вы имеете право не объяснять.
3. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:
- Закурим?
- Я слышал, что в магазине продается новая игра.
4. Может случиться, что кто-то действительно начнет беспокоить вас, настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать юнцом, слабаком и т. д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: «Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.
- На, покури.
- Нет, спасибо!
- Конечно, ты не дорос еще, чтобы курить.
- Зачем тебе нужно, чтобы я закурил?
- ?
5. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.
- Куришь? Давай присоединяйся к нам.
Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе закурить.
6. Избегайте тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.
7. Чаще бывайте в компании, в которой (например) не курят.
IV. Упражнение «Я умею отказать».
Инструкция.
Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет предложить своему партнеру сигарету. Второй - человек, не желающий курить, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которые мы с вами только что узнали (у вас есть карточка с описанием одного из способов, пока ее никому не показывайте и не говорите, что в ней написано). Третий участник - наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.
Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает сигареты, чтобы он настаивал очень упорно, но не применяя физической силы. Проиграйте ситуацию отказа.
Примечание. До начала занятия приготовьте карточки, на которых будут написаны все способы отказа.
Вопросы:
- Что увидел наблюдатель?
- Какой из известных нам способов использовал отказывающий?
- Насколько эффективен был данный способ?
- Трудно ли было отказывать? Почему?
Далее участники меняются ролями. Наблюдающий становится отказывающим, отказывающий - предлагающим, предлагающий - наблюдающим. При этом все участники по часовой стрелке меняются карточками с формами отказа.
- Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о том, что происходило?
- Какие мысли у вас возникли в ходе упражнения?
V. Заключительная часть.
- Что нового вы узнали из сегодняшнего классного часа?
Примечание. На этот вопрос, по возможности, должны ответить все участники классного часа.