Литературное развлечение «Страна Поэзия»
Цель этого развлечения — в игровой соревновательной форме вспомнить отрывки из хорошо известных детям литературных произведений. Чтобы прослушивание стихотворных строк не было пассивным, пусть каждый из ребят постарается вспомнить, из какой книги тот или иной отрывок, и назовет заглавие книги и ее автора. А если у него хорошая память - то и попробует продолжить чтение всего произведения.
— Наша встреча, — говорит ведущий, - начинается. Она не зря носит такое название — «Страна Поэзия», потому что мы решили посвятить ее известным всем стихам. Вы любите стихи? Сейчас я проверю, так ли это. Хорошо ли вы умеете читать стихи всем классом. Сговоримся: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Ваша задача - продолжить чтение наизусть стихотворных строчек и вспомнить их автора. Кто первым готов дать ответ, должен поднять руку.
После этого ведущий читает вслух по очереди начала следующих стихотворений.
1. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков «Детство»).
2. Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
— Что такое «хорошо»,
И что такое «плохо»?
(В. Маяковский «Что такое „хорошо”, и что такое „плохо”»).
3. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось — это брюки.
(С. Маршак «Человек рассеянный»),
4. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними — кот задом наперед.
(К. Чуковский «Тараканище»).
5. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.
(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
6. Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
7. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто «Мяч»).
8. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А. Барто «Мишка»).
9. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(К. Чуковский «Мойдодыр»).
10. Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
(А. Барто «Бычок»).
Ведущий предлагает второе задание — надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке» должны подсказать все стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Почта». А кроме этого надо еще вспомнить все четверостишие:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Вот рифмы, которые предлагает ведущий детям
1. Простился, снарядился, у окна, одна.
(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»):
Царь с царицею простился,
В путь-дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
2. Мая, гром, играя, голубом.
(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»):
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
3. Скажи, доложи, милее, белее.
(Л. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
4. Окном, вечерком.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
5. Шаги, ноги, размера, сапоги.
(С. Михалков «Дядя Степа»)
Лихо меряли шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
6. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»):
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
7. Торжествуя, путь, почуя, как-нибудь.
(А. С. Пушкин. «Зима... Крестьянин, торжествуя...».)
Зима... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
8. Снег, шумят, брег, гласят.
(Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»).
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.
9. Степные, голубые, мая, качая.
(А. К. Толстой. «Колокольчики мои...».)
Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.
Если дети успешно справляются с заданиями, можно пообещать им еще одно проведение подобной встречи.
А творческим заданием для них может стать следующее: сочините сами подобный пример — какое стихотворение у вас является самым любимым, вот и сделайте на его основе такое задание. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.
См. также:
Литературная игра «Точки и крючочки»