Красная шапочка и ее друзья. Сценарий на тему безопасности жизни и здоровья детей
По мотивам сказки Ш. Перро
Эта сказка подходит и для кукольного театра.
Последовательность подготовки сказки
1. Дети слушают всю сказку в исполнении взрослого. Чтение должно быть выразительным: в ролях, с имитацией некоторых образных движений, соответствующей мимикой и т.д.
2. Взрослый беседует с детьми о героях сказки. Дети отмечают, кто из них был добрым, а кто злым, кто правильно себя вел, а кто нет, кто понравился и почему.
3. Дети выбирают себе роль. Взрослый не возражает против их выбора.
4. Сказка читается еще раз. Взрослый обращает внимание детей на некоторые детали в характере, поведении, интонации персонажей. Например, злой сначала волк проявил любопытство к Красной Шапочке и уже не кажется таким злым.
Как произносит свой текст учитель Квак — важно, строго и т.д.
А ленивые к учению лягушки проявили доброту и с удовольствием помогли волку выйти из болота.
5. Взрослый предлагает детям изобразить в мимике и движениях характерные особенности героев сказки. Можно подвигаться под музыку, соответствующую данному образу, поучаствовать в диалогах, проговаривать текст по ролям.
6. Дети еще раз обдумывают, какую бы роль они хотели сыграть, возможно, не ту, что выбрали в начале обсуждения сказки.
7. Как правило, дети точно определяют близкую своему характеру и возможностям роль, но иногда взрослому предстоит скорректировать распределение ролей.
Не очень сложно убедить ребенка в том, что другой персонаж интереснее, колоритнее выбранного им героя, его легче и интереснее играть.
Необходимо учитывать прежде всего психологические особенности и способности детей.
Сказка написана так, чтобы дети с разными возможностями могли принять в ней посильное участие.
Например, роли Красной Шапочки, волка, учителя Квака, несомненно, отдаются детям, имеющим большой опыт в театральной деятельности. Эти дети выразительны, эмоциональны, с отличной памятью и с хорошим произношением. Они свободно владеют собой, прекрасно ориентируются в музыке, могут импровизировать в движениях, совершенствуя свою роль.
Роли зайчат, бельчат, лягушек можно предложить детям, только начинающим заниматься театральной деятельностью и пробующим себя на сцене. Эти дети не совсем уверены в своих силах, робеют перед зрителями и могут работать только в компании с друзьями, чувствуя в них поддержку. Хочется обратить внимание на то, что среди детей, играющих эти роли, тоже должны быть свои лидеры, за которыми тянутся неуверенные в себе дети. Поэтому, прежде чем ставить детей в группу небольших ролей (зайчата, бельчата, лягушата), лучше посоветоваться с психологом, знающим характер и психо-эмоциональное состояние этих детей. В этом случае сказка приобретает свойства сказкотерапии и может помочь маленьким артистам справиться с некоторыми своими комплексами (страхами, неуверенностью, агрессивностью, заносчивостью, слабостью характера и др.).
Роли матушки и бабушки могут сыграть хорошо подготовленные дети или взрослые.
8. Дети знакомятся с музыкой к сказке. Музыкальное оформление подобрать не так сложно, имея в запасе аудиокассеты и диски с тематической детской музыкой. Можно составить цельную фонограмму спектакля с музыкальными выходами каждого персонажа, где музыкальные средства выразительности помогут ребенку раскрыть характер своего героя и передать его в пластике.
9. Следует индивидуально работать с каждым ребенком над его ролью. Важно не затягивать процесс разучивания текста, чтобы не вызвать скуки и потери интереса от многократного повторения одних и тех же слов.
10. Объединять детей в пары и подгруппы для работы над диалогами и совместными действиями.
11. Объединять детей по действиям спектакля, предоставляя им возможность наблюдать за игрой других детей, тем самым приобретать опыт сценической игры, который может пригодиться и в передаче своего образа.
12. Постепенно искать все новые интонации, движения, обогащая образы, привлекать детей к двигательной импровизации.
13. Соединять представление по действиям, ориентируясь на игру детей, на их физическое состояние, не допуская усталости.
Дети очень увлекаются подготовкой сказки, и если замятия не будут долгими, скучными и навязчивыми, дети практически не устают. Очень хорошим стимулом для артистов является предстоящий показ их работы родителям, сверстникам и малышам. Дети стремятся все делать самостоятельно: и декорации, и атрибутику. Но взрослые должны понимать, что непосильный труд приводит к некачественным результатам, и поэтому нужно предлагать детям изготовить лишь не очень сложные детали к костюмам или декорациям (например, украсить домик бабушки, полянку цветами, выполнить аппликацию бабочек для оформления центральной стены и др.).
В подготовке представления должны принимать участие и взрослые: это музыкальный руководитель, хореограф, художественный руководитель, педагоги, работающие с детьми, родители и все, желающие помочь маленьким артистам.
Поверьте, дети это оценят, будут уважать коллектив взрослых еще больше.
Успехов вам, друзья, и хорошего настроения!
Действующие лица:
- ведущий,
- Красная Шапочка,
- матушка,
- бабушка,
- волк,
- зайчата,
- белочки,
- учитель Квак,
- лягушки-квакушки.
Реквизит:
• Красной Шапочке — шапочка, корзинка с пирожками;
• матушке — шаль;
• белочкам — шишки;
• волку — два букетика цветов;
• учителю Кваку — очки, книга.
Декорации:
1. Домик с красной черепичной крышей, скамейка около него.
2. Лес: деревья, елочки, кусты, цветы, пеньки и т.д.
3. Болото: камыши, кочки.
4. Дом бабушки, цветочная поляна.
Рекомендации
1. Матушка не использует иголку с ниткой во избежание травм, а просто изображает шитье определенными действиями.
2. Шишки по той же причине должны быть изготовлены из мягкого материала, например, из поролона.
3. Кочки можно изготовить из низких табуретов, обтянутых поролоном и зеленой тканью— «травкой», можно мехом.
4. За большой кочкой должна лежать мягкая подстилка, чтобы волк мог безбоязненно «упасть» назад, как бы съехать на нее.
Сцена 1
Около домика на скамейке сидит матушка и шьет красную шапочку для дочки. Дочка играет в мяч или возится с куклой.
Ведущий:
В этой сказочке прекрасной
В домике под крышей красной
Мама с дочкой дружно жили,
Жили-были, не тужили.
Мама доченьку любила,
Осторожности учила,
Чтобы дочка не боялась
И за жизнь не опасалась.
Рассказала она дочке,
Как вести себя в лесочке,
В поле, в городе, на речке
И у дома на крылечке.
Матушка:
Милой, доброй, аккуратной
Тебе, дочка, надо быть,
Чтоб невежей и неряхой
Средь народа не прослыть.
Также будь ты осторожна,
Не зевай по сторонам.
Ведь опасности, возможно,
Притаились где-то там.
Красная Шапочка:
Я все знаю, можешь, мама,
Дочку больше не учить.
Обещаю, постараюсь
Повнимательнее быть.
Матушка:
Я скажу тебе, пора уж
Нам бабулю навестить,
Маслицем и пирожками
Ее надо угостить!
Но сможешь ли совсем одна
Ты по лесу пройти,
И помнишь ли ты правила
Далекого пути?
Красная Шапочка:
Правила дорожные
Я все отлично знаю,
И обещаю, мамочка,
В лесу не заплутаю!
Мама дошивает шапочку и надевает ее дочке.
Матушка:
На головку эту шапочку
Ты красную надень,
Хоть на улице весенний,
Но еще прохладный день.
Приготовила я бабушке
Корзинку с пирожками.
Красная Шапочка:
Донесу бабуле милой
Я подарок мамин!
Матушка:
Красной Шапочкой сегодня
Будешь, доченька моя,
Волноваться буду очень
Целый день я за тебя!
Красная Шапочка:
Побегу я быстро-быстро
И нигде не задержусь,
До свиданья, моя мамочка,
Я к вечеру вернусь!
Под музыку Красная Шапочка машет маме рукой и вприпрыжку бежит по дорожке, скрывается за кулисами; матушка кутается в шаль.
Матушка:
Захворала я сегодня,
С дочкой не могу пойти.
Пожелаю, пожелаю
Ей счастливого пути.
А прогулка в пользу дочке,
Вечером уж будет тут.
Хорошо, у нас в лесочке
Злые звери не живут.
Матушка уходит в дом. Занавес закрывается, выставляются декорации леса.
Сцена 2
На полянку выходит Красная Шапочка.
Красная Шапочка:
Не боюсь одна в лесу
Топать по тропинке,
Милой бабушке несу
Пирожки в корзинке.
И еще горшочек масла
Тоже бабушке несу,
Потому что очень, очень,
Свою бабушку люблю!
Как красиво здесь в лесочке,
Всюду травка и цветочки!
И должна быть тишина...,
Ой, кажется, я не одна!
Прячется. Под веселую музыку на полянку выбегают зайчата, они играют и шумят.
Зайцы:
Эй вы, белки, эй вы, белки,
Выходи играть в горелки!
На полянку выбегают белочки с корзинками.
1-я белка:
Вам за нами не угнаться!
2-я белка:
Будем шишками кидаться?
1-й заяц:
Шишка мне попала в нос,
Больно, больно мне до слез!
2-й заяц:
Ну, а мне попала в глаз,
Я обиделся на вас!
Зайчата обиженно отворачиваются от белок, белки смеются над ними.
1-я белка:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Это что за чепуха!
2-я белка:
Не умеете играть,
Так не надо белок звать!
Выходит Красная Шапочка, прижимает к себе зайчат, жалеет их, строго смотрит на белочек.
Красная Шапочка:
Ну, зачем же так кричать
И зайчишек обижать?
Хорошо бы извиниться
И с друзьями помириться.
1-я белка:
Ну, простите нас, зайчата,
Мы, конечно, виноваты.
2-я белка:
Знаем, плохо так играть,
В зайцев шишками кидать!
Зайчата:
Мы прощаем вас, бельчатки!
Красная Шапочка:
Что ж, играть мы будем в прятки!
Разбегайтесь вы, друзья,
А искать вас буду я!
Все прячутся за кусты. Красная Шапочка ищет зверят. Она уходит за кулисы. На полянку выходит волк. Он оглядывается по сторонам, принюхивается.
Волк:
Очень странно, очень странно,
Было шумно на поляне.
Неужели испугались,
По кусточкам разбежались?
Ха-ха-ха!
Волк притворяется жалким и беззащитным, присаживается на пенек, жалуется.
Волк:
Я уже давно бездомный
И питаюсь очень скромно:
Где травинка, где грибок.
Потому я занемог.
Мой живот уже клокочет,
Кушать очень, очень хочет.
Кто же волка пожалеет,
И покормит, и погреет?
К волку очень осторожно подходят зайчата и бельчата, гладят его по голове.
1-й заяц:
Что за странный зверь такой?
2-й заяц:
Мы подружимся с тобой!
Белки:
Шишку скушаешь сейчас?
Волк:
Шишку? Не-е-ет!
Я съем всех вас!
Попались!
Волк хватает двоих зайчат за ушки, бельчата дрожат.
Волк:
Тут и завтрак, и обед!
Я доволен!
Красная Шапочка смело выбегает на полянку, топает на волка ногой.
Красная шапочка:
А я — нет!
Волк удивленно смотрит на Красную Шапочку, отпускает зайчат, с интересом обходит вокруг девочки.
Волк:
Вот так чудо! Вот так чудо!
Ты, девчонка, здесь откуда?
И куда же ты идешь?
Что в корзиночке несешь?
Волк бесцеремонно пытается заглянуть в корзинку, Красная Шапочка прячет ее за спину.
Красная Шапочка:
Ваше злое поведение
Вызывает удивление.
Разве вы меня не знаете?
Сказок, что ли, не читаете?
Волк:
Знаю сказку про козлят...
Да про глупых поросят...
А-а-а, по красной шапке я
Узнаю теперь тебя!
Ну, скажи, куда бежишь?
К бабушке своей спешишь?
Только я тебя сильней,
Не пущу тебя я к ней!
Красная Шапочка:
Сказку лучше бы вам знать,
А не зайцев обижать!
Волк:
Зайцев, так и быть, не съем.
Я случайно тут совсем.
Из другой я сказки,
Жду твоей подсказки.
Красная Шапочка:
Очень вежливо должны вы
Красной Шапочке сказать,
Что по длинной ей тропинке
Нужно к бабушке бежать!
Волк:
Очень верно! По короткой
Побегу к бабуле я!
(в сторону)
Ах, каким сегодня вкусным
Будет ужин у меня!
Волк убегает.
Красная Шапочка:
Нет, нельзя ему позволить
Первым к бабушке прийти!
Вот бы все лесные знаки
Перепутать на пути!
1-я белка:
По деревьям и по елкам
Будем быстро мы скакать,
Мы обгоним злого волка,
Будет он в лесу плутать!
1-й заяц:
Мы дорожный указатель
На болото повернем!
2-й заяц:
Вот тогда не сыщешь волка
И ни ночью, и ни днем!
Красная Шапочка:
Молодцы! Вперед, друзья!
Медлить нам сейчас нельзя!
Все разбегаются. Занавес закрывается. Декорации меняются. Теперь это глухая чаща и болото.
Сцена 3
Звучит музыка. Около камышей на кочках сидят лягушки-квакушки, на самой большой кочке сидит важный учитель Квак. Он сочиняет стихи и записывает их в книгу.
Квак:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
А на мягкой кочке учитель Квак сидит.
1-я лягушка:
Ах, квакой вы мудрый, Квак!
Нам бы не придумать так!
2-я лягушка:
Кв-а-а! Умом мы не блистаем,
Только плаваем, ныряем!
1-я лягушка:
Хорошо нам тут живется!
Хорошо нам тут играть!
2-я лягушка:
Плавать в мутненьком болотце
И на солнце загорать!
Квак:
Эй, квакушки, не сидите,
Лучше правила учите.
Чтобы цаплю избегать,
Много правил надо знать!
Лягушки потягиваются, зевают.
1-я лягушка:
Правила учить нам лень,
Тратим мы на них кве-е-есь день!
2-я лягушка:
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Разболелась голова!
Квак:
Тихо! Слышу веток хруст,
Шевельнулся вон тот куст!
1-я лягушка:
Прячемся все в камышах!
2-я лягушка:
Сидим тихо, не дыша!
Лягушки:
Ква-а-а! Ква-а-а!
Квак и обе лягушки прячутся за большую кочку. На болото выходит волк. Он промок, весь дрожит, воет от тоски.
Волк:
У-у-у, у-у-у!
Я промок, едва иду-у-у!
Тут такие заморочки!
Отдохну на этой кочке!
Садится на кочку. Из-за нее с кваканьем выскакивают лягушки, волк от испуга падает за кочку, дрыгает ногами, лягушки смеются, прыгают вокруг него.
Важно выходит Квак.
Квак:
Эй вы, глупые лягушки,
Кочки — это не подушки.
Помогите волку сесть,
Нас, лягушек, он не ест!
Лягушки помогают волку подняться и сесть на кочку, приводят его в порядок.
Волк:
Мне с болота, мудрый Квак,
Ну, не выбраться никак!
Видно, сбился я с пути!
Как мне бабушку найти!
У-у-у!
Квак подзывает лягушек к себе.
Квак:
Вам бы надо поучиться,
Ква-а-ак надо бабушек любить!
Лягушки:
Обещаем! Обещаем!
Только как же с волком быть?
Лягушки недоуменно разводят руками.
Квак:
Хоть возиться неохота,
Выведем его с болота.
Вдруг бабуля его ждет,
Слезы горькие все льет!
1-я лягушка:
Если это не опасно,
Волку мы помочь согласны!
2-я лягушка:
Путь отсюда недалек,
Выведем в сухой лесок.
Берут волка под руки и уводят за кулисы.
Квак:
Кто окажется в беде,
Помогай тому везде!
Ведь сочувствовать, жалеть
Тоже надо бы уметь!
Возвращаются лягушки.
1-я лягушка:
Проводили до дорожки,
Подсушили волку ножки!
2-я лягушка:
Он спасибо нам сказал
И к бабуле побежал!
Квак:
Что ж, урок продолжим с вами
Вон за теми камышами.
Будете теперь учиться,
Как трудиться, не лениться.
Ква-а-а!
Под музыку все убегают. Занавес закрывается. Декорации меняются. Теперь это нарядный домик бабушки на лесной опушке.
Сцена 4
Под легкую, но беспокойную музыку Красная Шапочка пробегает по опушке и подходит к дому бабушки.
Красная Шапочка:
Бабушка, скорей открой,
Серый волк идет за мной!
Бабушка:
Здравствуй, внученька моя!
Заждалась тебя уж я!
Дверь закроем на крючок,
Чтобы волк открыть не смог!
На полянку выбегает волк.
Волк:
Эй, откройте волку дверь,
Я уже не злой теперь.
Доброте я научился
И в душе я изменился.
Угостите пирожками,
Убедитесь в этом сами!
Из дома выходят бабушка и Красная Шапочка, волк дарит им по букетику цветов.
Красная Шапочка:
Коль сумели измениться,
Можно с вами подружиться!
Бабушка:
Всех друзей мы приглашаем,
Пирожками угощаем!
Сбегаются все участники сказки.
Бабушка:
Надо помнить нам всегда:
Миром правит доброта.
И себя мы славим сами
Только добрыми делами!
Матушка:
Говорю я всем, любя:
Хитрость, злость нам не друзья.
Мы без них легко живем,
И танцуем, и поем!
Представление заканчивается дружным хороводом всех участников сказки.
См. так же:
Как колобок опасности искал. Сценарий на тему безопасности жизни и здоровья детей
День открытых дверей. Сценарий на тему безопасности жизни и здоровья детей
Как Винни-Пух с Пяточком Сову лечили. Сценарий на тему безопасности жизни и здоровья детей