Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии для школьников
  5. Ванечкины крестины

Ванечкины крестины

Сценарий для детей о крещении. Поможет лучше узнать о крестинах.

Дополнительный материал о крестинах можно найти по ссылкам:

Сценарий "Крестины"

После крестин 

Действующие лица:

Наташа, ее мама Ольга, Машенька, подружка Наташи; Андрейка.

Сцена представляет уютную комнатку в обычной квартире. Посередине комнаты стоит стол, у стены — диван, на котором сидят Наташа, Машенька и Андрейка.

Они что-то живо обсуждают.

Машенька.

Наташа, ну расскажи нам хоть чуть-чуть, как же все происходило в церкви, ведь сегодня крестили твоего братика Ванечку. Я ни разу не была на крещении детей.

Наташа.

Было так удивительно красиво, просто чудо! Словами не опишешь! В церкви все си­яет — образа, свечи! Людей много, и все очень нарядные.

Входит мама Наташи.

Наташа (обращаясь к маме).

Мама, что, уснул Ва­нечка?

Мама.

Конечно, спит. У него сегодня было много впечатлений.

Наташа.

А я как раз рассказываю, как мы были в церкви.

Мама.

Да, сегодня было очень важное событие для Ванечки и для всех нас. Ведь крещение челове­ка совершается только один раз в жизни так же, как он однажды рождается на свет. Крещение — это одно из семи таинств, благодаря которым человек может ощутить единство с Иисусом Христом. Есть еще таинство миропомазания, причащения и другие, но об этом в другой раз, вы еще маленькие и не все можете понять. А вот о таинстве крещения я могу вам немного рассказать. Вам это интересно?

Дети (хором).

Интересно, расскажите.

Мама.

Тогда слушайте. Раньше, в те дни, когда Иисус Христос ходил по земле, те, кто по­верил в его учение и пошел за ним, приняли крещение. Крестились они в воде, так как люди издавна верили, что вода очищает, смывает все плохое. И так же, как вода очищает тело, так и та благодать, что сходила на них от Христа, очищала их души. Понятно, что первые учени­ки Христа, принимавшие крещение, были взрос­лыми людьми, они приходили к христианству из других религий или даже были язычниками, т. е. поклонялись силам природы. Но позже стало принято крестить детей вскоре после их рождения, чаще на восьмой день, до сорокового дня. Если ребеночек рождался слабеньким, его старались окрестить как можно скорее. Хотя, конечно, и сейчас может креститься взрослый человек, если его почему-либо родители не окрестили ребенком.

На младенчика надевают белую рубашечку как знак его душевной чистоты. При креще­нии человек как бы отрекается от дьявола и от дел его. В купель ребенка окунают обязательно трижды и надевают на него крест. Крест означает, во-первых, что человек верит во Христа, а во-вторых, что те трудности жизни, что могут выпасть на его долю, он будет переносить стойко и мужественно, как говорят, нести свой крест.

Наташа.

Мама, а почему священник ходил вокруг купели с Ванечкой на руках?

Мама.

Я еще не успела сказать. Считается, что круг символизирует собой вечность. Ведь у круга нет ни начала, ни конца. И поэтому хождение во­круг купели означает, что теперь до конца дней своих человек будет верен христианству.

Наташа.

А зачем Ванечке стригли волосы и за­лепляли их в воск?

Мама.

Ты опять меня опережаешь. В древности рабам стригли волосы, чтобы показать, что они теперь принадлежат только своему хозяину. Со­стригание же волос у человека во время его крещения означает, что отныне он делается рабом Христовым.

Но все-таки самое главное в таинстве кре­щения — это троекратное погружение младен­чика в воду, ведь именно это символизирует его очищение от грехов.

О том, насколько важным было таинство крещения для людей, можно судить по тому, как старались подметить все события, случав­шиеся при крестинах, и потом истолковывали их, считая, что они могут указать дальнейшую судьбу ребенка. Смотрели, например, как ве­дет себя ребенок в купели: хорошо, если он кричит, чихает и фыркает, значит, будет жив, плохо, если он молчит и вытягивается в воде.

Очень плохим предзнаменованием было, если срезанные волосы младенца не плавали в воде купели, а тонули. Скорую смерть ребенку пред­сказывали также, если вместе с крещением в церкви происходил обряд похорон.

Андрейка.

Тетя Оля, а Наташа нам рассказывала, что у ребенка должны быть крестные родители и что их очень любят и уважают.

Мама.

Правильно, Андрейка. Вообще быть крест­ным не только очень почетно, это и очень боль­шая ответственность. На Руси их всегда очень почитали, считая вторыми родителями. Их еще называли восприемниками, они ведь принимали младенчика из купели. У простого народа их на­зывали кумом и кумой. Обычно это были люди из близких родственников или хороших знакомых.

Приглашение им делали за несколько месяцев до ожидаемого события. Но если, например, дети, рождавшиеся в семье, умирали, то в крестные приглашались первые встречные. Также если у человека, который уже выступал в роли крестного или крестной, дети, которых он крестил, умирали, то он обязан был предупредить об этом родителей, приглашавших его.

Восприемники брали на себя большую от­ветственность, ведь они выражали волю за мла­денца стать членом церкви Христовой, ведь ма­лыш еще не может изъявить свое желание стать христианином. Обычно приглашают и крестного отца и крестную мать, но возможно, чтобы был лишь кто-либо один, но в этом случае крестный должен быть того же пола, что и принимающий крещение.

Машенька.

Тетя Оля, а почему вы сами не стали крестной своего Ванечки?

Мама.

Нет, Машенька, сами родители не могут быть восприемниками своему ребенку. А вот, например, крестные родители не могут быть супругами. Кстати, если крестятся взрослые люди, то они могут и вовсе не приглашать себе крестных, тогда крестным считается сам священник, который совершает таинство.

Становясь восприемником, крестный ста­новится духовным наставником, он должен научить своего крестника молитвам, основам веры, ведь он отныне несет ответственность за него перед Богом и людьми. Разумеется, сейчас это сложно, ведь духовность лишь постепен­но возрождается в современных людях, много утрачено, но стремиться к этому необходимо.

Крестные родители обязаны всегда помнить о своем крестнике и, пока он маленький, долж­ны навещать его, дарить игрушки, заботить­ся о нем. И это не только дань обычаю, это обязанность восприемников. В свою очередь, и крестник должен уважать и почитать своих крестных родителей. В прежние времена на свадьбах крестные первыми после родителей поздравляли молодых и сажали крестных за столом на почетные места.

А теперь, поскольку я знаю, что Наташа вам уже немного рассказала о том, что видела в церк­ви, а значения и названия некоторых предметов, которые используют при крещении, вы уже зна­ете, давайте поиграем в «Поле чудес».

Для игры нам потребуются карточки из плот­ного картона, на одной стороне которых напи­саны буквы, а другая должна остаться чистой; начерченный на листе бумаги круг, разделенный на сектора, на которых будут нанесены числа (это очки, которые по мере игры будут набирать играющие). Кроме того, на одном из секторов можно поместить надпись «П», т. е. «приз», и «Б» — «банкрот»; кружок из плотной бумаги, в центр которого вставлена палочка с заостренным концом, для удобства поворачивания кружка во­круг своей оси. На кружке из плотной бумаги маркером нарисована стрелка.

Теперь ход игры.

На столе выкладываются кар­точки (с написанными на них буквами вниз) с загаданным ведущим словом. Тема, по которой вы­брано загаданное слово, может быть какой угодно.

В нашем случае — крестины.

Играющие в процессе игры по очереди поворачи­вают вокруг своей оси кружок из плотной бумаги с нарисованной па нем стрелкой. Если стрелка падает на сектор с числом, это означает, что играющий набрал указанное количество очков. Понятно, что если играющий попал на сектор с надписью «П» — «приз», то возможно предусмотреть получение им приза, а если выпадает надпись «Б» («банкрот»), сгорают набранные играющим очки.

Начнем игру! Смотрите, на столе буквами вниз выложены карточки.

Слушайте меня внимательно! В церкви при одном из семи таинств используется сосуд в виде большой чаши. Теперь вопрос: как называется эта чаша?

Мама (обращается к Андрейке).

Андрейка, крути кружок из бумаги с нарисованной на нем стрел­кой на большом листе бумаги с секторами.

Стрелка останавливается на цифре «60».

Мама.

Вот видишь, у тебя уже есть 60 очков. Я предлагаю назвать букву, которая, по твоему мнению, есть в этом слове.

Андрейка.

Это буква «е».

Мама.

Верно, такая буква есть в этом слове.

Мама открывает букву.

Андрейка снова крутит кружок со стрелкой.

У него выпадает цифра «20».

Мама.

Смотри, Андрейка, у тебя уже восемьдесят очков. Называй букву.

Андрейка.

Ну, например, буква «а».

Мама.

Нет, Андрейка, ты ошибся, нет такой бук­вы. По не огорчайся, у тебя есть восемьдесят очков.

Теперь ты, Машенька, вращай кружок со стрел­кой, потому что если предыдущий игрок непра­вильно называет букву, то право крутить кружок со стрелкой переходит ко второму игроку.

Маша вращает кружок, и у нее стрелка указывает на сектор «Приз».

Мама.

Вот так Маша, сразу себе приз выиграла!

Сейчас я его принесу.

Вносит коробочку.

Мама.

Как по-твоему, Машенька, что в этой ко­робочке?

Маша.

Я думаю, там шоколадка.

Мама.

Ай да Маша, вот сластена, сразу же и уга­дала! Верно, это шоколадка. Получай ее.

А мы продолжим нашу игру. Ну-ка, Наташа, вращай кружочек.

Наташа вертит кружок и попадает на сектор, на котором написано «музыкальная пауза».

Мама.

Наташа попала на музыкальную паузу Предлагаем тебе спеть что-нибудь.

Наташа поет песенку.

Слушатели аплодируют ей.

Мама.

Хороню спела Наташа, а мы продолжаем игру. Ход снова у Андрейки.

Что у тебя выпало, Андрейка, посмотрим.

Как, снова «музыкальная пауза»?

Андрейка.

А я петь не умею. Что делать?

Девочки совещаются и соглашаются заменить песенку стихами.

Маша.

Ну что ж, Андрейка, раз у тебя нет музыкальных талантов, будешь нам стихи читать.

Мальчик читает стихотворение.

Мама.

Право сделать ход снова у Наташи. Только уж постарайся больше не попадать на музы­кальную паузу.

Девочка вращает кружок, ей выпадает цифра «20».

Мама.

Ну что ж, очков немного, но это не страшно, называй букву.

Наташа.

Буква «к».

Мама.

Верно, есть такая буква, открываем ее.

Наташа снова вращает кружок со стрелкой, набирает очки.

Наташа.

Я думаю, в этом слове есть буква «у».

Мама.

Есть, и мы ее сейчас откроем.

Переворачивает следующую карточку с написанной на ней буквой.

Наташа.

Мне кажется, я знаю слово, но я боюсь ошибиться.

Мама.

Тогда вращай дальше.

Наташа вращает, но ей выпадает сектор, где нарисована стрелочка, которая означает переход хода.

Попробуй теперь ты, Андрейка.

Андрейка.

Там должна быть буква «п».

Мама.

Конечно, я думаю, ты уже тоже догадался, что это за слово?

Мама открывает названную букву.

Андрейка.

Я хочу назвать слово, я догадался, по­тому что нам Наташа это слово говорила. Это купель, в нее трижды опускают младенца во время крещения.

Мама открывает все слово целиком.

Мама.

Молодец, Андрейка, ты верно угадал и пра­вильно объяснил значение этого слова. Ты за­служиваешь приза.

Мама вручает мальчику коробочку с игрой.

Наташа.

А я хочу вам прочесть стихотворение, ко­торое сочинила сама для маленького Ванечки.

Мама.

Очень интересно. Мы все с удовольствием тебя послушаем. Будем считать, что это снова музыкальная пауза.

Дети весело смеются.

Наташа читает стихотворение.

Братец спит в своей постели.
Восемь дней ему всего,
Был сегодня он в купели —
Окрестили мы его.
Отчего же брат мой милый
Безмятежно, крепко спит?
Это Ангел легкокрылый
Сладкий сон его хранит.
Ангел, Ангел легкокрылый,
Никуда не улетай
И прошу, братишку Ваню
Береги и охраняй!

Мама.

Ну. Наташенька, молодец! Видно, сегодня никто не останется без приза. Как вы считаете, дети, дадим Наташе приз за стихотворение?

Дети.

Конечно. Приз Наташе!

Мама выносит Наташе коробочку с подарком.

Мама.

Ну, дети, все довольны? А теперь идем за праздничный стол. Будем пить чай с пирогами.

Можно предложить для отгадывания также сло­во «крестины», дав ему следующее определение: «Этим словом называется и один из церковных обрядов, и праздник после этого обряда».

  • крестины
  • крещение
  • детям о крещении