Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к празднику - День Защитника Отечества
Сценарии ко Дню Победы (9 мая)
Сценарии на военную тематику

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цель:
воспитывать в учащихся патриотизм, гордость за свою Родину, мужество, героизм.

Оборудование:
герб, флаг, гимн России; плакат с названием композиции, плакаты, посвященные Великой Отечественной войне: «Родина-мать зовет!», «За мной, в атаку!» и др., макет автомата, каска, фляга, пилотка, макет танка, красные гвоздики, макет Вечного огня; книжная выставка; магнитофон, аудиокассеты, метроном, секундомер.

Ход мероприятия

Звучит запись гимна России (1-й куплет).

Затем под звуки марша В. Агапкина «Прощание славянки» (или любого другого военного марша) выходят ведущие - девочка и мальчик, одетые в военные гимнастерки и пилотки.

1-й ведущий

Шел 1941 год. Уже по брусчатке завоеванных европейских государств мощно гремели стальные траки фашистских танков.
Уже властно звучала резкая немецкая речь на дорогах Балкан и в песках пустыни, на подступах к Александрии. Уже немецкие дивизии сосредоточивались на границе Советского Союза. Это был апогей фашизма. Острие гигантской военной машины было направлено на восток, на нас - главную цель Третьего рейха.

1-й чтец

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
И здесь нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть, но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов

2-й чтец

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски,
В ноги,
И скажи ей:
«Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить!
С тобою - умирать!»
Д. Кедрин

2-й ведущий

Третий рейх существовал двенадцать лет, уничтожив за этот срок миллионы людей. Фашизм - это философия уничтожения и разрушения личности. Это насилие над мыслью, над любовью, над молодостью, это дымящие трубы крематориев в концлагерях, выстрелы в затылок, это отрицание совести...
Листая страницы истории, мы вновь, замерев и не веря, слушаем первые сводки Совинформбюро, видим военные улицы Москвы, уходим в ополчение...
Стиснув зубы, молча хороним отцов и своих товарищей, до последнего патрона деремся в окружении и в минуты затишья задаем себе вопросы: как это могло случиться? Почему мы допустили немцев до Москвы?

1-й ведущий
(или можно включить запись текста, прочитанного в первый день войны диктором Центрального радио Юрием Левитаном).

Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) (1-й куплет).

3-й чтец

Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский

4-й чтец

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
С. Щипачёв

Звучит запись «Довоенного вальса» (муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе) (1-й куплет).

1-й ведущий

Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
«...Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
...Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

2-й ведущий

Великая Отечественная война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная, народная война.
Свою цель Гитлер определил так: «Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению».

5-й чтец

Кровью закат окрашен,
Молча идем, без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.
Ноги твои босые,
Кровь посреди дорог,
Трудный твой путь, Россия,
С запада на восток...
С. Островой

1-й ведущий

Из документов военных лет.
«Львов. 7 ч 00 мин. На участке 92-го погранотряда пехота против противника ведет бой с нашими пограничниками; 90-й погранотряд вошел в подчинение командованию Красной Армии. Полки 89-й стрелковой дивизии заняли рубежи.
Львов. 7 ч 40 мин. Противник ведет сильный артобстрел Перемышля...».

6-й чтец

Летним утром
Граната упала в траву,
Возле Львова
Застава во рву залегла.
«Мессершмидты» плеснули бензин в синеву, -
И не встать под огнем у шестого кола.
Жгли мосты
На дорогах от Бреста к Москве.
Шли солдаты,
От беженцев взгляд отводя.
И на башнях
Закопанных в пашни КВ
Высыхали тяжелые капли дождя.
А. Межиров

2-й ведущий

Подвиги героев-пограничников, защитников Брестской крепости, первыми принявшими на себя вероломный удар озверелого врага, тяжелейшие бои на белорусской, смоленской земле, беспримерная стойкость ленинградцев, героическая эпопея Одессы и Севастополя - это вехи 1941 года, первого года войны с фашизмом. В результате этих сражений гитлеровская армия потерпела поражение к концу сорок первого года на подступах к Москве.

Звучит запись голоса диктора Юрия Левитана. Сообщение о битве за Москву.

7-й чтец

И мы услыхали глухие слова:
- Клянусь тебе жизнью, родная Москва,
За кровь на асфальте, за женщин в слезах,
За ужас в бессонных ребячьих глазах,
За взорванный бомбами мирный уют,
За каждый кирпич, что они разобьют,
За каждый квартал, укутанный в дым,
Мы страшной расплатой врагу воздадим.
А. Сурков

Звучит песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова).

1-й ведущий

Когда маршала Георгия Константиновича Жукова спрашивали, что больше всего ему запомнилось из минувшей войны, он всегда отвечал: «Битва за Москву». В этой битве гитлеровцы потеряли более полумиллиона человек. Описывая операцию «Тайфун», немецкий генерал Вестфаль вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения».

8-й чтец

Шел в атаку яростный
Сорок первый год.
У деревни Крюково
Погибает взвод.
Все патроны кончились,
Больше нет гранат...
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат...
С. Островой

Звучит песня «У деревни Крюково» (муз. М. Фрадкина, сл. С. Острового) (2-й куплет).

2-й ведущий

Имя легендарной партизанки Зои Космодемьянской теперь известно всему миру. А тогда, в феврале 1942-го, когда журналист Петр Лидов опубликовал в «Правде» очерк, никто не знал, что замученная фашистами Таня - это героическая Зоя.

9-й чтец

...Слава тем, кто решил до победы дожить.
- Понимаешь ли, Зоя?
- Я все понимаю...
- Дорогие мои, я хочу вам помочь!
Я готова.
Я выдержу все.
Прикажите! -
А кругом тишина, тишина, тишина.
И мороз не дрожит,
Не слабеет, не тает...
И судьба твоя завтрашним днем решена:
И дыханья, и голоса мне не хватает.
М. Алигер. Поэма «Зоя»

Звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича. На фоне этой мелодии - слова ведущего.

1-й ведущий

Темные здания, лишенные крыш, с зияющими нишами окон, сквозь которые видно небо. ...Со временем здесь зажжется огонь домашней лампы у стола с книгами. И какой-нибудь мальчишка прочтет в раздумье: «Оборона Ленинграда... 900 дней и ночей...».

10-й чтец

Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
Бежит трамвай по Кировскому мосту,
Кричат авто, прохожие спешат,
А он глядит на шпиль победный, острый,
На деловой военный Ленинград.
Держа в рядах уставное равненье,
Походный отчеканивая шаг,
С утра на фронт проходит пополненье
Пред гением стремительных атак.

11-й чтец

И он - генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: «Недаром деды
Учили нас науке побеждать».
Несокрушима воинская сила
Того, кто предан родине своей,
Она брала твердыни Измаила,
Рубила в клочья прусских усачей.
В Италии летела с гор лавиной,
Пред Фридрихом вставала в полный рост,
Полки средь туч вела тропой орлиной
В туман и снег на узкий Чертов мост.
Нам ведом враг и наглый, и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.
Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
«Богатыри!» - так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
Вс. Рождественский

2-й ведущий

Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен.
«Мы штурмуем Сталинград и возьмем его», - хвастливо твердил Гитлер.
...Тогда, в июле 1942 года, под пятой фашистов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, продолжалась блокада Ленинграда, крупные силы войск гитлеровцев остановились недалеко от Москвы. Гитлеровцам нужна была нефть, Кавказ и самые хлебные районы нашей страны. А на пути у них встал Сталинград.

12-й чтец

Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге -
Глаза навеки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны еще ни шагу вспять...

13-й чтец

Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
своим?» - им так хотелось знать.
А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать...
С. Викулов

1-й ведущий

...Сталинград - это Волга. Волга - это богатство, слава, гордость России.
В старой песне поется:
Протянулась ты, степь,
вплоть до Царицына.
Уж и чем же ты, степь,
изукрашена...
Можно выбрать друга. Можно выбрать жену. Мать не выбирают. Мать одна. Ее любят, потому что она - мать. Под Сталинградом защищали нашу мать - Россию.
«За Волгой для нас земли нет!» - так сказал знаменитый снайпер Василий Зайцев, лично уничтоживший под Сталинградом 300 фашистов.

Звучит песня «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) (1 куплет).

14-й чтец

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.
В. Боков

2-й ведущий

Их было много - героев, защищавших Родину. Известные и до сих пор числящиеся в списке пропавших без вести. Все они - навсегда в нашей памяти.

15-й чтец (читает от имени сына).

Мама, я прошу:
забудь войну,
Позабудь окопы
Сталинграда,
Вспомни сорок пятого
весну
И надень на кофточку
награды,
Пусть твоя душа
ликует вновь
В год сороковой
после Победы.
Это ваша к Родине
любовь
Горе отвела от нас
и беды.
Это вы - и дорогой ценой -
Отстояли мир
для всей планеты.
Голову склоняю пред тобой
И спасибо говорю за это.

1-й чтец (читает от имени матери).

Нет, мой сын,
Войну мне не забыть,
И не потому, что трудно было.
То, что нам досталось пережить,
Ваше поколенье б не забыло.
Если вдруг об ужасах войны
На планете позабудут люди,
То не будет следующей весны,
Ничего тогда уже не будет...
А. Рожков

1-й ведущий

После битвы за Сталинград была еще грандиозная Курская битва летом 1943 года. Гитлер назвал эту операцию «Цитадель». Для ее осуществления были привлечены 50 отборных дивизий. Фашисты провели у себя тотальную мобилизацию, призывая в армию даже 50-летних мужчин.

2-й ведущий

Несмотря на все усилия фашистов, немецкие войска были разгромлены в этой битве.
Из воспоминаний заряжающего артиллериста рядового Ивана Егоровича Филатова:
«...Танки шли лавиной. Машины двигались по полю зигзагами, меняя направление. Сколько их было, не считали. Осколки сыпались, как свинцовый дождь.
Не думал, что земля может трещать. ...Такой стоял оглушительный грохот, что кровь текла изо рта и ушей. Открывали рты, чтобы перепонки в ушах не лопнули. Однажды меня, как щепку, из одной воронки воздушной волной перебросило в другую...».

2-й чтец

Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот
И кровь рекой.
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,
А мне до Родины
Дотронуться б рукой...

Звучит песня «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).
Выходят 2 танцевальные пары в одежде 40-х годов и танцуют под эту мелодию вальс.

3-й чтец (читает под мелодию песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»).

Ах, война,
Что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

(Можно инсценировать это стихотворение. 2 танцевальные пары — мальчики в военных пилотках или фуражках, гимнастерках, девочки в белых платьях с платками в руках. Они изображают проводы уходящих на фронт бойцов.)

1-й ведущий

Шел 26-й месяц Великой Отечественной войны. Победа под Курском открыла нашему народу новые возможности для борьбы с фашизмом и освобождения временно захваченных врагом земель. Началось великое освобождение Родины и Европы.
А началось оно Сталинградской битвой.

2-й ведущий

И вот, наконец, пришла она! Она - весна 1945-года. Чудесная весна! Весна Победы. Весна славы. Весна, которая возвратила родину русским, украинцам, белорусам, молдаванам и многим другим народам, испытавшим на себе фашистское иго.
Час расплаты с фашистскими извергами наступил!
Сержант Егоров и младший сержант Кантария под непрерывным огнем фашистов 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Восьмого мая в Потсдаме был подписан акт о полной капитуляции фашистской Германии. А 9 мая было объявлено Днем Победы.
В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла - рабочих, колхозников и интеллигенции.

4-й чтец

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
Только сила и юность. А когда мы вернемся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
Ну а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется, -
У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

5-й чтец

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду, — она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
С. Гудзенко

6-й чтец

Весна 45-го года...
Как ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу
Принес жаркий солнечный май.
На площади Вены спасенной
Собрался народ стар и млад -
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.

1-й ведущий

Прошли годы. Наша страна восстанавливалась и расцветала. После такой страшной войны думали, что никогда наши матери не будут терять своих сыновей.

2-й ведущий

1979 год. Афганистан. Сыновья героев Отечественной войны. Они с честью приняли эстафету своих отцов.
Он родился и вырос на Волге, в славном городе Камышине. Александр Леонидович Карпунин, 1965 года рождения. Воевал в Афганистане более года и, конечно, знал все ухищрения душманов, но, видимо, так было предписано судьбой: не остерегся от мины.

1-й ведущий

Саша писал маме, Мире Константиновне, письма, полные уверенности, что все будет хорошо, что осталось совсем немного до возвращения домой. Мама ждала, что вот-вот обнимет своего сыночка, героя, пришедшего с войны.
Но коварная судьба распорядилась иначе.
Саша 4 дня не дожил до своего двадцатилетия. Он сделал всего четыре шага, когда взметнулся взрыв и обрушил его в вечный, бесконечный мрак. Это случилось 16 июля 1985 года.

2-й ведущий

За совершенные подвиги Александр Леонидович Карпунин был посмертно награжден орденом Красной Звезды. А на улице Воинов-интернационалистов в Камышине и на школе, в которой он учился, появились знаки, символизирующие вечную память о нем. Память, которую он заслужил всей своей жизнью.

Звучит песня Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя» (1-й куплет).

1-й ведущий

90-е годы XX века. И на российской многострадальной земле снова война. Чеченская...
И снова матери теряют своих сыновей, жены - мужей... «Знаете, каким он парнем был». Этим газетным заголовком обозначена судьба еще одного молодого камышанина, тоже Александра, - Колгатина. Новые герои - внуки ветеранов Великой Отечественной войны.

2-й ведущий

Саша погиб 1 марта 2000 года - ровно через два года после своей свадьбы. О последнем для Саши Колгатина бое сейчас знает вся страна. Выпускник Камышинского военного училища, Саша попал служить в Псковский воздушно-десантный полк. Он командовал взводом шестой инженерно-саперной роты.
Последний для роты бой дался бойцам очень трудно. Силы противника в 20 раз превышали силы героев-десантников. Когда тело Саши Колгатина привезли домой, то родители увидели, что волосы у 24-летнего, едва начавшего жить, парня оказались тронуты сединой. Александру Колгатину посмертно присвоено звание Героя России.

7-й чтец

Нет, смысла в этой смерти нет!
И горе наше бесконечно,
Проходят пусть хоть сотни лет,
В сердцах у нас ты будешь вечно!

8-й чтец

Помните!
Через века,
через года -помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, -
помните!

9-й чтец

Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте достойны!
Вечно достойны!

10-й чтец

Люди!
Покуда сердца
стучатся -
помните!
Какою ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!..

11-й чтец

Во все времена
бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли -
о погибших
помните!..

12-й чтец

...Убейте
войну,
прокляните войну!
Люди Земли!..
Р. Рождественский. Реквием

Объявляется минута молчания.
Включается метроном, секундомер.
З
атем под марш В. Агапкина «Прощание славянки» вручаются памятные подарки и цветы ветеранам Великой Отечественной войны.

Литературно-музыкальная композиция сценарий день победы

Мы играли в Паповоз. Сценарий ко Дню защитника Отечества для детей старшей группы и их родителей

Дети заходят в зал под песню "Лучше папы друга нет", муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (можно поставить в аудиозаписи, а можно сыграть просто музыку по нотам), встают полукругом.

Песня "Лучше папы друга нет"

муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского

Мы играли в Паповоз. Сценарий к 23 февраля для детей старшей группы и их родителей

Мы играли в Паповоз. Сценарий к 23 февраля для детей старшей группы и их родителей 

1.

Был когда-то папа маленьким, как я,

И пускал кораблик плавать вдоль ручья.

А кораблик этот унесла вода.

Так он и остался в детстве навсегда.

Припев:

Лучше папы друга нет, поверьте,

Рядом мы в кино и на концерте.

Даже в зоопарк неинтересно

Без него идти.

И недаром мы решили с мамой,

Что мой папа добрый самый-самый,

Что нигде другого, вот такого -

Просто не найти!

2.

Очень мы похожи: я и папа мой,

Жду я, чтоб скорее он пришел домой.

Книжки почитаем мы наверняка

Дедушки Корнея или Маршака.

Припев.

3.

Мне во всем охота папе подражать -

Даже ложку так же за столом держать.

С папой мы играем, шутим и поем.

Веселее вдвое, если мы вдвоем!

Припев.

Ведущая.

Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас в нашем зале. Собрались мы. конечно же, не случайно. Сегодня мы поздравляем всех мужчин, наших мальчиков и пап с замечательным праздником - Днём защитника Отечества!

Дети.

Праздник есть в календаре -

Все об этом знают.

И ребята в феврале

Папу поздравляют.

С папой дружно мы живем,

Весело играем,

А ещё всегда вдвоём

Маме помогаем.

Не случайно мамы так

В этот день февральский

Смотрят ласково на пап.

Дарят им подарки.

Ну, и мы не отстаём -

Дружно песенку споём!

Дети исполняют песню "Поздравляем пап". Затем садятся на свои места.

Песня "Поздравляем пап"

Муз. и слова О. Глушковой

Мы играли в Паповоз. Сценарий к 23 февраля для детей старшей группы и их родителей

 

Мы играли в Паповоз. Сценарий к 23 февраля для детей старшей группы и их родителей

 

1.

Почему сегодня

Весело с утра?

Почему в припрыжку

Скачет детвора?

Потому что праздник,

А в гостях у нас

Папы наши дорогие,

Поздравляем вас!

2.

Мы гордимся вами

И сказать хотим:

Подрастём и вместе

Подвиг совершим.

Папы - это сила,

Папы - это класс!

Папы, лучшие на свете.

Поздравляем вас!

3.

За окном снежники,

А у нас - тепло,

И в нарядном зале

Чисто и светло.

Песенку простую

Мы поём сейчас

Папы милые, родные,

Поздравляем вас!


Ведущая.

Ребята, скажите, у кого из вас самый хороший папа? А у кого самый добрый папа? А у кого самый весёлый папа? Чей папа самый шумный? А чей самый смелый? Чей папа самый умелый? (Дети отвечают па вопросы, рассказывают о своих папах.) Какие, оказывается, у вас замечательные папы - самые лучшие!

Под музыку в зал заходит Тоска с подушкой в руках, зевает, садится на стул и засыпает.

Ведущая (с удивлением смотрит на Тоску, пытается её разбудить).

Что такое? Не пойму!

Кто вы? Здесь вы почему?

Тоска (недовольно).

Тихо, тихо, раскричалась!

Дай поспать хоть саму малость.

Подремлю у вас пока.

Я ж Зелёная Тоска.

(С. Захарова)

Ведущая.

Но ведь это не кровать!

На празднике как можно спать?

Тоска.

Что ещё за праздник?

Ничего не знаю!

Слушать ваши крики

Больше не желаю! (Снова засыпает.)

Ведущая.

Ну вот! У нас праздник, а тут Тоска Зеленая явилась. Что делать? Придумала! А ну, ребята, станцуйте нам весёлый танец, и Тоска от нас уйдёт.

Дети исполняют танец по выбору музыкального руководителя. Тоска просыпается, потягивается, протирает глаза. Встает со стула, недовольно на всех смотрит.

Тоска.

Ну и чего вы тут расшумелись? Спать мне мешаете!

Ведущая.

А ты зачем сюда пришла? Здесь тоске и скуке места нет, потому что с нами не соскучишься.

Тоска.

Ещё как соскучишься! Подожди немножко. Сейчас ваши папы немного посидят и зевать начнут.

Ведущая.

Я думаю, ты неправа. Наши папы знают много разных игр, в которые они играют вместе со своими детьми. Если не веришь, спроси у них сама.

Тоска (с иронией).

Дорогие папы, расскажите нам, в какие такие игры вы с детками играете? (Папы называют игры.) Не верю, не верю! Вы сейчас что угодно мне тут расскажете! Где доказательства?

Ведущая.

А пускай дети сами подтвердят.

Мальчик вместе с родителями читает отрывок стихотворения "Мы играли в паповоз" А. Усачёва.

Мальчик.

Мы играли в паповоз,

В самый быстрый паповоз,

Самый лучший паповоз:

Ехал я, а папа - вёз.

Папа.

Долго я не соглашался.

Не хотел пыхтеть всерьез.

А потом как разошёлся -

И поехал, и повёз!

Сбили шкаф, упало кресло,

Стало нам в квартире тесно.

Отравляемся во двор

И летим во весь опор.

Мальчик.

Мы бывали в разных странах,

Посмотрели белый свет...

Мама.

- Хороши! - сказала мама. -

Все в пыли. Ботинка нет.

Разъезжают в разных странах.

Дома бросили одну...

В общем, так! - сказала мама. -

В выходной, - сказала мама, -

Я лечу в большой ракете

Вместе с вами на Луну!

Ведущая.

Какая замечательная игра - "Паповоз"! А давайте сейчас в неё поиграем! Ребята, кто хочет на паповозе прокатиться? Выходите сюда вместе с папами. Посмотрите, какие здесь замечательные паповозы! Дорогие папы, сажайте своих дорогах пассажиров на плечи - и поехали!

Под песню в записи «Мы играли в паповоз», муз. А Пинегина, сл. А Усачёва, папы катают своих детей.

Тоска.

Ух, какие у вас сильные папы! Даже завидно стало!

Ведущая.

Дети, кто знает, что нужно делать, чтобы быть такими же сильными, как ваши папы? (Дети отвечают.) Правильно. А ещё нужно есть кашу. Сейчас наши девочки исполнят одну замечательную песенку про манную кашу.

Девочки надевают колпачки, фартучки и исполняют «Песенку про манную кашу», муз. и сл. Л. Абелян.

“Песенка про манную кашу”

сл. и муз. Л. Абелян

Мы играли в Паповоз. Сценарий к 23 февраля для детей старшей группы и их родителей

Мы играли в Паповоз. Сценарий к 23 февраля для детей старшей группы и их родителей

На плите в кастрюле каша пыхтела
Всех ребятишек угостить хотела

Манная-манная, каша желанная.
Вкусная, нежная, каша полезная

Кушай, кушай Маша, манную кашу,
Станешь, станешь Маша и сильней и краше!

Манная-манная, каша желанная.
Вкусная, нежная, каша полезная

Кушай, кушай киска, кашу из миски.
А барбос из плошки ест понемножку.

Манную, манную, кашу желанную
Вкусную, нежную, кашу полезную. 

Тоска.

Вот какие молодцы! Я манную кашу тоже люблю. После сытной каши так поспать хочется! Вот и ваши палы после кашки позевают, газетку почитают - и на диванчик, баиньки. Эх, тоска зелёная! Красота!

Ведущая.

Нет, нет! После манной каши наши папы станут ещё более сильными и ловкими. Они запросто... хоть до Луны долетят.

Тоска.

Вот уж враки-завираки! Не поверю никогда!

Ведущая.

А ты в этом сейчас сама убедишься.

(Проводится игра «Ловкий папа» - в ней участвуют двое пап вместе со своими детьми. Папы садятся за столик и «едят кашу». Затем каждому папе с ребёнком дают ленточку: к одному её концу прикреплена палочка, к другому - «Луна». Ребёнок берёт в руки «Луну», а его папа палочку. Папы наматывает ленту на палочку. Выигрывает папа, первым «долетевший» до своей Луны.)

Мальчики, вы хотите стать такими, как ваши папы - настоящими мужчинами?

Тоска.

Какими, какими? Настоящими мужчинами? Это как?

Ведущая.

А мы сейчас тебе расскажем.

Под марш выходят мальчики и читают стихотворение «Мужчина» Р. Быкова.

Мальчики.

Нельзя мне больше плакать!

Есть важная причина -

Вчера сказал мне папа,

Что я уже мужчина.

Мужчины не боятся

Без мамы оставаться,

Мужчины закаляются

И сами одеваются.

Мужчина очень гордый.

Он не грубит соседу,

Он две тарелки каши

Съедает за обедом.

Нельзя мне больше плакать!

Есть важная причина -

Вчера сказал мне папа,

Что я уже мужчина.

Ведущая.

Вот какими должны быть настоящие мужчины. Мы поздравляем их сегодня с праздником и приглашаем вместе с мамами и ребятишками на весёлый танец! (Во время танца Тоска незаметно уходит.) А где же Тоска? А, я знаю, куда она делась! Тоска решила, что ей здесь не место - мы ведь так веселились!

Мы помним всех тех, кто спас землю Русскую! Сценарий на День Победы

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цели:
расширить знания учащихся об истории России, истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Оборудование:
герб, флаг, гимн России; выставка книг; плакаты о Великой Отечественной войне; реквизит для сценки; магнитофон, аудиокассеты, видеомагнитофон, видеокассеты, метроном, секундомер.

...Я призвал бы нашу молодежь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной.
Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты. Относитесь к ним бережно, чутко и уважительно.
Это малая плата за все, что они сделали для вас.
Г. К. Жуков

И скажут, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
А. Твардовский

Ход мероприятия

Звучит гимн России.

Слово библиотекаря

Все дальше и дальше неумолимое время отдаляет нас от Дня Победы, от подвига миллионов солдат, спасших нашу страну и Европу от фашизма. Удивительный феномен: по опросам социологов, 90 % молодых людей нашей страны назвали Великую Отечественную войну и победу в ней одним из самых значительных событий XX века. А для их дедов и прадедов - это негаснущая память сердца, в которой, по словам Александра Твардовского, советского поэта, «все до подробностей - бесценно».
И мы, приходящие на смену старшим поколениям, их дети, ради этой святой солдатской памяти должны донести до вас, молодых, и горечь потерь, и величие этого народного подвига.
Мы помним вас, тех, кто спас русскую землю от уготованного ей рабства, и гордимся вами.

Звучит марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина).
Под звуки марша в зал входят приглашенные ветераны Великой Отечественной войны.
Зал стоя приветствует ветеранов аплодисментами, цветами, каждого гостя провожают и усаживают на почетное место.

1-й чтец

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.

2-й чтец

Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.

3-й чтец

Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость
Или горькая нужда?!
Все проходит.
Остается - Родина,
Та, что не изменит никогда.

4-й чтец

И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина -
Останется,
Если мы то чувство сохраним.

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). На фоне песни демонстрируются кадры военной кинохроники 1941 года.

1-й ведущий

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.
Над Отчизной дыханье, дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозное время войны
Присягают победе твои боевые сыны.
Каждым голосом наших бескрайних полей,
Трубным гулом моторов и шелестом тополей,
Жизнью наших детей мы клянемся тебе
Уничтожить фашистов в священной борьбе.
С. Щипачёв

Звучит песня «Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе) (2 куплета). Под эту мелодию выходят 2 танцевальные пары и танцуют вальс.

5-й чтец

Светлы и лучезарны детства дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье,
Грехов несовершенных в искупленье.
И разве же не преступленье
Детей мгновений радостных лишать,
До времени взрослеть их заставлять!

1-й чтец

Одно желание жило в их сердцах,
Не покидавшее несчастных даже в снах, -
Желанье - голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать...
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
Он к хлебу относиться, как к святыне!

Инсценировка «Дети войны»

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат

А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!

Сестра

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат

Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра

А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.

1-й ведущий

Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
«...Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

2-й ведущий

Да, впереди была победа, а до нее - четыре года.
В первые три недели войны 23 наших дивизии были разгромлены полностью, 72 - более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км в глубь нашей территории. Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия оказались в оккупации. На захваченных землях немцы пытались создать национальные боевые формирования с целью их использования в карательных операциях.
Им противостояли сотни партизанских отрядов, организованных из добровольцев.

Звучит песня «Смуглянка» (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Новикова) (1-й куплет).

2-й чтец

Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали,
Были мы наравне.
...Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дольше служить,
...И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
А. Т. Твардовский

Звучит голос диктора Юрия Левитана: сообщение о битве за Москву.

1-й ведущий

Немецко-фашистское командование, признавая огромное политическое и стратегическое значение Москвы, связывало с ее захватом решающий успех в войне. Но его план с ходу захватить столицу провалился. Разгром фашистских войск под Москвой явился решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны.

3-й чтец

Немало песен фронтовых
Вам душу на привале согревало,
Ведь в их словах простых
Судьба страны всей представала.
Вернитесь в прошлое на миг,
Друзей припомните своих.
Хоть мир прекрасен и велик,
Но пуст и тесен он без них.

Учащиеся исполняют любую песню военных лет, или звучит песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова) (1-й куплет).

2-й ведущий

Документы военных лет. Газета «Правда» от 30 ноября 1941 года.
Газета Правда разворот №3 Газета Правда 30.11.1941
Из обращения комсомольцев и молодежи города Москвы (Всего около 80 000 подписей):
«...Дорогие наши товарищи! Любимые наши братья! Славные героические защитники Москвы!
Примите горячий, боевой привет от комсомольцев и молодежи столицы!
...Опасность над Москвой не только не уменьшилась - она возросла.
И перед лицом этой возросшей опасности мы говорим вам, дорогие друзья, словами великого Кутузова:
- Ни шагу назад! Стоять насмерть!..
...Судьба столицы - в наших руках. Мы должны отстоять Москву, и мы ее отстоим!
...Разить фашистское зверье, как Герои Советского Союза комсомольцы Середа, Жуков, Кисляков, Харитонов, Талалихин, Зайцев!»

Звучит песня «У деревни Крюково» (муз. М. Фрадкина, сл. С. Острового) (1-й куплет).

1-й ведущий

На дальних подступах к Ленинграду развернулись бои уже в июле 1941 года. Город, заложенный Петром Великим, с границ которого, по словам поэта, «грозить мы будем шведу», был приговорен к полному уничтожению. Его собирались стереть с лица земли. Вокруг Ленинграда спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения...
Десятки партизанских отрядов готовились к борьбе в тылу врага. На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и подростки.

2-й ведущий

Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Они взяли город в блокадное кольцо, которое сомкнулось к концу сентября. Что же стало с теми, кто остался в городе?
...Всего несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим (ведущий показывает черный хлеб в граммах на подносе). Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц (ведущий демонстрирует крупу и масло на подносе). Потом не выдавали ничего, кроме хлеба. Это был не хлеб, а липкое черное месиво, сделанное из мучных отходов. Каждый растягивал свой кусочек как мог.

Звучит запись Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича (отрывок).

5-й чтец

По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент прикрывал ее кузов -
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрел грузовик на другую планету.
Вдруг навстречу лучам -
Синим, трепетным фарам -
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто..
- Стоп! - сказал лейтенант, -
Погодите, водитель.
- Я, - сказал лейтенант, -
Здешний все-таки житель.
И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки... Бледные губки...
Старичок семилетний в потрепанной шубке...
- Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана! -
И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну:
- Пожуй-ка, -
И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».
Там - поверх одеяла распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:
- Приезжай! -
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Он летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже многие версты.
Освещали ракеты неба черного купол.
Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый -
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему положила.
Потому что была настоящей женою,
Потому что ждала. Потому что любила.
Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим.
В. Лифшиц. «Баллада о черством куске»

1-й ведущий

900 осадных дней не прошли даром. Ленинград понес огромные потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тыс. человек. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломили дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «За оборону Ленинграда».

2-й ведущий

Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира, и с той поры оно напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен...
«Мы штурмуем Сталинград и возьмем его», - хвастливо твердил Гитлер.
...Тогда, в июле 1942 года, под пятой фашистов находилась огромная территория Советского Союза. А теперь еще и Сталинград. Гитлеровцам нужна была нефть, Кавказ, самые хлебные районы страны. А на пути у них встал Сталинград.
...Сталинград - это Волга. Волга - это богатство, слава, гордость России.
В старой песне поется:
Уж ты, Волга-река,
Волга-матушка!
Ты вспоила меня,
Ты вскормила меня...
Под Сталинградом солдаты защищали нашу мать, Россию.
«За Волгой для нас земли нет!» - это слова снайпера Василия Зайцева, лично уничтожившего под Сталинградом 300 фашистов.

Звучит песня «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) (1-й куплет).

1-й ведущий

Говорят, что «у войны не женское лицо». Вовсе не женское! Оскаленное, страшное, лицо смерти, но и женское вместе с тем ...Сотни, тысячи женщин надели сапоги и гимнастерки. Вместо юности у них была война. Поэтесса Юлия Друнина прошагала всю войну медсестрой.
Юлия Владимировна после войны писала пронзительные стихи, где многие строки пахли порохом:

Я не привыкла, чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку - меня...

2-й ведущий

Юлия Друнина любила Сталинград больше Москвы и других городов, которые ей довелось увидеть на свете, и когда ей предложили написать стихи к песне в фильме «Принимаю бой», ответила:

- Напишу о Волгограде, его кургане. И с экрана зазвучали следующие слова.

1-й чтец

Пахнет степью, пахнет мятой,
И над Волгой опускается туман.
В час свиданья, в час заката
Приходи, мой родной, на курган.
Над курганом ураганом,
Все сметая, война пронеслась.
Здесь солдаты умирали,
Заслоняя сердцем нас.
У подножья обелиска
В карауле молодые деревца.
Сядем рядом, сядем близко,
Так, чтоб слышать друг друга сердца.
Мне милее и дороже
Человека нигде не сыскать.
Разве может, нет, не может
Сердце здесь, на кургане, солгать...

2-й ведущий

После битвы за Сталинград была еще грандиозная Курская битва летом 1943 года; эту операцию фашисты назвали «Цитадель». 50 отборных дивизий фашистов нашли там свой конец.

Звучит песня из кинофильма «Московская сага» «Тучи в голубом» (муз. А. Журбина, сл. В. Аксёнова) (2 куплета).
Выходят 2 пары и исполняют под эту мелодию танцевальную композицию.

Слово библиотекаря

Много веков тому назад человечество создало библейскую легенду о рае и аде. С тех пор люди всегда мечтали о том, чтобы создать рай на земле, мечтали о жизни счастливой и беззаботной, без горестей и бед. Но, как известно, эта мечта о земном рае оставалась неосуществимой.
Зато уже в XX веке, в годы Второй мировой войны, оказалось, что люди способны создать земной ад, причем такой, перед которым бледнеют все ужасы легендарного библейского ада. Этим земным адом во время войны стали гитлеровские лагеря уничтожения, созданные руководителями СС и гестапо и в самой Германии, и в других европейских странах, - подлинные фабрики смерти, организованные с хозяйственной немецкой дотошностью, с использованием всех достижений науки и техники, предназначенные для невиданного еще в истории массового убийства людей.
Для всех последующих поколений всегда будут звучать как страшные проклятия фашизму такие слова: Освенцим, Майданек, Треблинка, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен и многие другие. Люди, собранные в Маутхаузене, вели борьбу против фашизма, и 5 мая 1945 года, когда американские войска подходили к лагерю, узники подняли восстание, сами освободили себя из неволи.
Но до последнего времени мало кто знал, что в истории Маутхаузена было одно событие, особенно мрачное и трагическое, - это восстание и массовый побег узников так называемого «блока смерти». В блок № 20 гитлеровцы посылали тех, кого они считали «неисправимыми» и особо опасными для себя людьми.

1-й ведущий

«Блок смерти» в лагере смерти! Разве не звучит это как нелепый парадокс? Разве бывает на свете что-нибудь полнее и окончательнее смерти?

2-й ведущий

Победное восстание, которое произошло 5 мая 1945 года, было прямым продолжением и завершением героической борьбы узников «блока смерти».
Страшный Маутхаузен перестал тогда существовать, и бывшие узники вернулись в свои страны, освобожденные из-под власти фашизма. Но, казалось, навсегда останется легендарным, лишенным всяких реальных подробностей подвиг советских людей в «смертном» блоке. Некому было рассказать об этих подробностях - «счет сошелся», как говорили эсэсовцы, и предполагалось, что никого из участников трагического побега не осталось в живых. Но те, кто был в Маутхаузене, на всю жизнь сохранили память об этом событии.

1-й ведущий

Однако эсэсовцы ошиблись. Несколько бывших узников этого страшного лагеря смерти остались в живых. Более того, уцелели узники «блока смерти», блока № 20. Они-то обо всем и рассказали. Господа эсэсовцы, а врали вы все: счет не сошелся. Нам теперь известны имена уцелевших участников побега, а с их помощью удалось установить имена руководителей восстания. Всем погибшим военнопленным в фашистских лагерях смерти и оставшимся в живых посвящается эта песня.

Вокальная группа исполняет песню «Летят перелетные птицы» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).

Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой, -
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.
Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке,
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю,
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.

2-й ведущий

Беснуются лопасти над головой,
Дрожит рукоять управленья,
Заходишь от солнца и то, что живой,
Сверяешь с наземною тенью.
Берешь на себя, все берешь на себя,
За все отвечаешь исходы.
Железная птица, покорно трубя,
Соскальзывает с небосвода.
Пробита обшивка, пробито стекло,
Передняя стойка погнута,
Но ты приземлился, тебе повезло,
Тебе и в пехоте кому-то.

1-й ведущий

Погрузка закончена, двинут «шаг-газ»,
С трудом отрываешь машину,
Ты в небе, ты выжил, и ты его спас -
Бойца с безымянной вершины.
Набрал высоту, оглянулся в отсек.
Борттехник кивнул: «Все в порядке!»
Лети, вертолетчик, живи, человек,
Счастливой, ребята, посадки!..
И. Морозов

Звучит песня «Он не вернулся из боя», муз. и сл. В. Высоцкого (1-й куплет).

Выходят все чтецы - 5 человек.

1-й чтец

Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.

2-й чтец

Нет, время не властно над нами,
Нашей скорби ему не убить!
Омоем ваш прах мы слезами,
Учась благодарными быть.

3-й чтец

Вы в бронзе и в камне застыли,
Сквозь время взирая на нас.
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас.

4-й чтец

Мы помнить мгновенья войны обещаем
И головы скорбно склоняем
Пред всеми, кто мертв и кто жив,

5-й чтец

Кто, подвиг свой ратный свершив,
Жить в мире потомкам навек завещал
И жизнь без раздумья за это отдал!
Объявляется минута молчания.
Включается метроном и секундомер.

2-й ведущий

Мы поздравляем вас с великим днем!

1-й ведущий

С днем нашей славы!

Ведущие (вместе)

С Днем Победы!

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Участники праздника и гости поют песню.
Затем слово предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны. Ветеранам вручаются памятные подарки.

Сценарий на День Победы блокада ленинграда

Никто не забыт и ничто не забыто. Конкурс - классный час

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цели:
воспитывать чувство патриотизма; прививать нравственно-эстетические качества; обогащать опыт поисковой работы.

Оформление:
карта России, флажки с названиями великих сражений, звездочки; магнитофон с подготовленной заранее фонограммой, счетная таблица для жюри (листок учета баллов в конкурсах).

Предисловие

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связей поколений. Причем эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, то есть можно получить прямо противоположный эффект.

Предлагаем провести классное мероприятие в форме конкурса, так как момент соревнования способствует активизации учащихся и на этапе подготовки, и во время проведения самого классного часа.

Конкурсные задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, ребята могли вспомнить и применить знания отечественной истории, полученные ими на уроках, с другой стороны, хотелось нацелить их на поисковую работу (в своих семьях, в беседах со своими близкими, знакомыми и в других формах).

В оформлении кабинета рекомендуется использовать произведения изобразительного искусства, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне; в тексте ведущих можно использовать отрывки из поэмы Р. Рождественского «Реквием».

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Учитель

На классных часах в рубрике «Наш календарь» мы часто говорим о выдающихся событиях в истории нашей страны. И, конечно, не можем обойти вниманием самую знаменательную дату этого года - День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
У каждого поколения — своя война: Великая Отечественная, Афган, Нагорный Карабах, Чеченская ... Все эти войны болью отзывают в наших сердцах. Но Великая Отечественная война - это особая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.
Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне, в чем мы с вами сейчас убедимся.

Наш открытый классный час мы проведем в форме конкурса, который назвали строкой из стихотворения Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто».

Представление команд, жюри, гостей.

1-й ведущий

Мы начинаем конкурс «Никто не забыт и ничто не забыто».

2-й ведущий

Сегодня соревнуются две команды. (Называются капитаны команд.) Судьями конкурсов мы попросили быть присутствующих на нашем классном часе учителей.

Звучит грамзапись фрагмента песни на сл. В. Лебедева-Кумача «Священная война» (муз. А. Александрова).

1-й ведущий

Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
А. Сурков

2-й ведущий

В великих сражениях решалась судьба войны, судьба Родины, судьба всего мира.

Конкурс «Великие битвы».

В конкурсе «Великие битвы» капитаны команд выбирают по два флажка с названиями решающих битв Великой Отечественной войны; эти флажки нужно закрепить на карте на месте битвы, назвать дату этой битвы - за правильное выполнения задания дается по одному баллу, а за дополнительные сведения начисляются дополнительные баллы.

1-й ведущий

Вечная слава героям!
Вечная слава!

Конкурс «Герои Великой Отечественной войны».

В этом конкурсе команды должны поочередно называть имена Героев Советского Союза, получивших это высокое звание на фронтах Великой Отечественной войны. Та команда, которая не даст ответа в течение трех секунд, считается проигравшей.

1-й ведущий

Героями могут стать не только люди, но и города.

Конкурс «Города-герои».

2-й ведущий

Для участия в конкурсе выходят два участника и у карты поочередно называют и показывают города-герои.

Конкурс одной песни.

1-й ведущий

Гимном праздника Победы стала песня Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова «День Победы».

2-й ведущий

Эту песню любят и поют все: известные певцы, ветераны, молодежь. А в нашем конкурсе ее исполнят команды (по одному куплету). Победный балл присуждается той команде, которая споет песню лучше. (Команды исполняют песню.)

Конкурс «Мы помним павших имена».

2-й ведущий

Пусть не все герои -
те, кто погибли, -
Павшим
вечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем
вспомним
своим...
Это нужно -
не мертвым!
Это надо -
живым!
Р. Рождественский

1-й ведущий

Трудно найти семью, которую бы не обошла горем война. Команды провели поисковую работу и сейчас расскажут о ее результатах.

2-й ведущий

Слово предоставляется классному руководителю.

Классный руководитель

Есть в армии такая команда: «Делай как я!».
В моей семье на войне погибли двое: старший брат мамы Рябцев Дмитрий Леонидович погиб в первые месяцы войны на Кольском полуострове, ему было 19 лет; на подступах к Сталинграду, в Цимлянских степях, в 1942 году погиб старший брат моего отца Усатов Иван Николаевич, ему было 18 лет. Пусть звезды, которые я укрепила на карте на месте их гибели, будут своеобразным памятником им.
А теперь - слово командам.

Участники обеих команд по очереди подходят к карте и укрепляют звезды на месте гибели членов своих семей, кратко рассказывая о них.

Конкурс «Рассказ по воспоминаниям ветеранов».

1-й ведущий

К конкурсу «Рассказ по воспоминаниям ветеранов» ребята также готовились заранее, получив задание пригласить на наш классный час ветеранов Великой Отечественной войны.

2-й ведущий

Команды, представьте своих гостей.

Участники команд представляют приглашенных ими гостей - ветеранов Великой Отечественной войны, кратко рассказывают о них, о военных событиях по их воспоминаниям.

Конкурс «Ветеранам посвящается».

1-й ведущий

Команды подготовили музыкальные приветствия нашим уважаемым гостям-ветеранам.

2-й ведущий

Просим ребят выступить.

Участники команд выступают с подготовленными номерами художественной самодеятельности.

Подведение итогов конкурсов.

Листок учета баллов в конкурсах

патриотическое воспитание для школьников

1-й ведущий

Главного судью нашего сегодняшнего соревнования мы попросим объявить итоги и назвать команду-победительницу.

2-й ведущий

Приз команде-победительнице, а также команде, занявшей второе место, вручает главный судья этого соревнования.
(В качестве призов могут быть коробки конфет, блокноты, ручки и т. д.)

1-й ведущий

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням, -
Никто не забыт и ничто не забыто!
О. Берггольц

Заключительное слово классного руководителя.

Вот и завершился наш конкурс. Ваше выступление, ребята, показало, что вы знаете и помните горькую, но славную страницу истории Родины - Великую Отечественную войну. Была проведена большая поисковая работа в библиотеках, вы общались с людьми, пережившими войну, лучше узнали историю своей семьи.
Когда я готовилась к этому классному часу, то, пересматривая свои книги, в одной из них нашла несколько листков бумаги, исписанных красивым детским почерком, и вспомнила следующее: школьники участвовали в традиционном смотре-конкурсе художественной самодеятельности, а так как это был год празднования юбилея Победы, то наша концертная программа была посвящена этой выдающейся дате. Одним из ведущих был учащийся Мироненко Виктор; это его листочки я нашла в книге. Витя читал стихотворение Роберта Рождественского «Давнее».
А в августе 1999 года, в начале 2-й Чеченской войны, Витя погиб в Дагестане и теперь это стихотворение можно считать посвященным его памяти и памяти сегодняшних героев:

Давнее

Я, как блиндаж партизанский,
травою пророс.
Но, оглянувшись,
очень отчетливо вижу:
Падают мальчики,
запнувшись за мину,
как за порог,
Наткнувшись на очередь,
словно на ленточку финиша.
Падают мальчики,
руки раскинув просторно
На чернозем,
от безделья и крови жирный.
Падают мальчики,
на мягких ладонях которых
Такие прекрасные,
такие длинные
линии жизни.
Р. Рождественский

О славной летописи города Керчи. Классный час

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цели:
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Оформление:
2-3 картины на военную тематику, выставка книг, свеча для минуты молчания; репродукции картин: А. Е. Алексеев. «Проводы. 1941 год», И. В. Евстигнеев «Ночной бой», Б. Иогансон «Праздник Победы», Б. М. Неменский «Сестры», Н. Я. Бут «Аджимушкай. 1942 год», «Боевые подруги», «Солдаты подземного гарнизона».

На доске:
... Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д. Самойлов

Предварительная подготовка: разбить ребят на группы и каждой дать задание: встретиться и провести беседу с людьми старшего поколения, которые в годы войны были детьми, выяснить, какие трудности выпали на их долю и на долю их родных и близких.

Ход классного часа

Ведущий

В славной летописи городов-героев достойное место занимает город Керчь - крупный порт на берегу Керченского пролива. Художники запечатлели многие реальные сюжеты военных лет, у нас есть возможность познакомиться с ними.

Беседа по вопросам:

1. Какие чувства у вас вызывают картины?
2. О каких событиях Великой Отечественной войны они рассказывают?
3. Какие чувства запечатлены на лицах?
4. Что художник старается выделить в своем произведении?

Ведущий

Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими воинами и фашистскими захватчиками. В результате кровопролитных боев Керчь была практически полностью разрушена. В середине ноября 1941 года после двухнедельных ожесточенных боев город был захвачен фашистами. 30 декабря 1941 года в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции Керчь была освобождена. Но фашистам очень нужен был Крым.
В мае 1942 года немцы сосредоточили крупные силы на Керченском полуострове и начали новое наступление. После страшных, упорных боев город снова оказался в руках фашистов. Нет, защитникам нечего стыдиться. Они стояли насмерть.

Пример:
героическая, длительная и упорная борьба партизан и тысяч советских солдат в Аджимушкайских каменоломнях.

1-й ученик

Героев в боях за Керчь было немало, но город до сих пор помнит самого младшего из них - 14-летнего Володю Дубинина.
Володя родился 29 августа 1927 года в семье Никифора Семеновича и Евдокии Тимофеевны Дубининых. Отец Володи в годы Гражданской войны воевал против белых в партизанском отряде, позже стал моряком. Работал и на Черном море, и в Заполярье, так что семья успела попутешествовать по стране.
Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем. Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией...
Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый Карантин.
Чем ближе наступавшие гитлеровцы были к Керчи, тем активнее руководство города готовилось к партизанской войне в случае его оккупации. Базами партизанских отрядов должны были стать Аджимушкайские и Старокарантинские каменоломни, которые представляли собой настоящие крепости.

2-й ученик

Володя с приятелями узнали про партизанский отряд в Старокарантинских каменоломнях. Мальчишки стали просить взрослых взять их в партизаны. После некоторого колебания командир отряда Александр Зябрев дал добро. Мальчишки, способные выйти из каменоломен сквозь узкие расщелины, были незаменимы в качестве разведчиков.
Как-то дома Володя нашел медаль «За трудовую доблесть» и прикрепил ее себе на рубашку, заметив: «Красиво». Сестра Валя, которая была старше Володи на два года, урезонила:
- Но это ведь не твоя награда. Такую медаль надо заслужить. А ты еще маленький!
Володя покраснел, снял медаль и ответил:
- Вот увидишь, каким я стану.
После оккупации Керчи Володя ушел с отрядом в каменоломни.
Партизаны в каменоломнях Старого Карантина очень скоро начали беспокоить немецкое командование. Однако выбить их оттуда гитлеровцы не могли. Тогда они приступили к осаде, заблокировав все выходы и старательно заливая цементом щели.
Вот тут-то и пригодились мальчишки. Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Королев выходили из каменоломен там, где не могли выбраться взрослые, и приносили ценные сведения о противнике.
Когда гитлеровцы заблокировали все крупные лазы, в оставшиеся мог пролезть только маленький и юркий Володя. Тогда другие мальчишки стали работать как «группа прикрытия» они отвлекали блокировавших входы солдат, давая возможность выбраться наружу. Также в условленное время ребята встречали возвращавшегося из разведки Володю.

3-й ученик

Володя и другие ребята занимались не только разведкой. Во время боев они подносили боеприпасы, оказывали помощь раненым, выполняли другие поручения командира.
В декабре 1941 года гитлеровцы приняли решение затопить Старокарантинские каменоломни и покончить с партизанами.
Находившийся в разведке Володя узнал об этом, когда до начала карательной акции оставалось всего несколько часов.
Рискуя жизнью, днем, практически на виду у немецких патрулей, Володя сумел проникнуть в катакомбы и предупредил партизан об опасности.

Ведущий

Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. За боевые подвиги Володя Дубинин был награжден орденом Красного Знамени.
Части Отдельной Приморской армии форсировали Керченский пролив и одними из первых освободили поселок Аджимушкай.
То, что увидели воины в каменоломнях, трудно поддается описанию. Несколько тысяч людей погибли у входов и отдушин, задохнувшись от газов. Из катакомб было извлечено свыше 3 тысяч трупов. Из 15 000 защитников Аджимушкая в живых осталось только 49 человек.

4-й ученик

Баллада о Керчи (отрывок)

...На камнях - лепесток свечи...
Будет время сквозь сумрак течь.
Ты когда-нибудь был в Керчи? -
Я тебе расскажу про Керчь...
Там такая была пора,
Что навечно к заре лицом
Поднялась Митридат-гора,
Вся исхлестанная свинцом.
Било время по ней в упор,
Побелели края висков:
В этот город с тех самых пор
Входит слава без пропусков.
Город ей отдает ключи,
Держит солнце яркую речь:
«Ты когда-нибудь был в Керчи?
Обязательно съезди в Керчь!»
Ты когда-нибудь был Керчи? -
Я тебе расскажу про Керчь!
С. Островой

5-й ученик

В боях за Керчь принимал участие знаменитый женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. Среди летчиц была и штурман Евгения Максимовна Руднева.
В Жене Рудневой удивительным образом сочетались внешняя хрупкость, нежность, мягкость и в то же время твердый характер. Еще в 1937 году, учась в школе, она писала в своем дневнике: «Я твердо знаю: наступит время, когда я смогу умереть за дело своего народа... если будет нужно, я пойду защищать свою Родину...» Гвардии старший лейтенант Е. М. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов с целью уничтожения переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Отважная летчица погибла в ночь на 9 апреля 1944 года. Гибель Жени потрясла всех. К тому времени в полку было немало потерь. Но Женя... Без нее трудно было представить полк. А два дня спустя наши войска вступили в Крым, и вскоре он был полностью освобожден.
Родителям Жени в Москву написали: «Она погибла храбро, мужественно, как Герой. Слава о ее подвигах будет жить в веках! Наш личный состав скорбит о любимой подруге. Никогда не забудем ее светлый облик».
26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту Евгении Максимовне Рудневой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В поселке Салтыковка Балашихинского района Московской области у школы № 14 установлен памятник Герою Советского Союза Е. М. Рудневой, которая до войны здесь училась. В школе создан музей отважной летчицы. Имя Рудневой носит улица в поселке, а на доме, где она жила, установлена мемориальная доска. Ее именем названа также одна из улиц Бабушкинского района Москвы.

6-й ученик

Города-Герои...

Войны герои города,
Врагу не дали вы пройти,
Они напомнят нам всегда
Побед нелегкие пути.
Герой - Москва, и Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Белгород, Курск, Орел, и Брест,
И Мурманск, Тула, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Новороссийск и Керчь, -
Прошу вас Родину беречь!
Вы на виду у всей страны,
И в сводках каждый день войны
Звучали ваши имена,
Просила об одном она.
Герой - Москва, и Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Белгород, Курск, Орел, и Брест,
И Мурманск, Тула, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Новороссийск и Керчь, -
Прошу вас Родину беречь!
М. Казаков

Учитель

В апрельские дни 1974 года Керчь была нарядной, необычайно многолюдной и очень гостеприимной: она принимала своих освободителей. Гора Митридат, как Мамаев и Малахов курганы, стала символом немеркнущей славы советского народа.
В Москве у подножия кремлевской стены, рядом с могилой Неизвестного солдата, установлены мемориальные блоки с капсулами священной земли городов-героев Москвы, Ленинграда, Волгограда, Бреста, Киева, Одессы, Севастополя, Новороссийска, появился еще один мемориальный блок, на котором выгравировано: «Керчь». В блоке капсула с горсткой земли, обагренной кровью защитников Керчи, с горы Митридат.

7-й ученик

Остановись, могилам поклонись...

Остановись! Могилам поклонись.
Над нашим прахом горьким помолчи.
И нам когда-то улыбалась жизнь,
И нам сияли золотом лучи.
Жить и любить - все было нам дано.
И хоть мы пеплом стали, все равно.
И до сих пор наш голос не угас.
Мы в поле выходили по утрам,
Где колос, словно колокол, звенит...
Когда б собрать всю боль смертельных ран -
В каменья бы рассыпался гранит!
Еще когда глаза нам слезы жгут,
Как будто плачет росами трава.
Но вы не плачьте! Ваш прекрасен путь!
Всех вас, кто наших мук не забывал.
Когда горит зарею небосклон,
И на полях тумана седина,
Звучит наш голос, заклинает он:
«Да будет проклята война!».
А. Богачук

8-й ученик

Баллада о десанте

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» - тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку -
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете -
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...
Ю. Друнина

Учитель

И апреля 1944 года город был окончательно освобожден подразделениями Красной Армии. Об ужасающей ярости тех боев красноречиво говорит следующий факт: за участие в освобождении города 146 человек получили высшую государственную награду - Звезду Героя Союза ССР.
Другими высшими государственными наградами (орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда») чуть позже был отмечен и сам город.
14 сентября 1973 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР Керчи было присвоено почетное звание «Город-герой».
Подвиги защитников города увековечены в обелиске Славы, сооруженном в 1944 году на горе Митридат в память о воинах, погибшим в боях за город. В их честь 9 мая 1959 г. был торжественно зажжен Вечный огонь, а в 1982 году был построен мемориальный комплекс «Героям Аджимушкая».
Зажжем свечи и почтим память погибших минутой молчания.

патриотический сценарий для школьников

  1. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Спортивные праздники и сценарии
  2. Песни великиго подвига. Фестиваль военно-патриотической песни. Сценарий для школьников
  3. Помнят люди. Патриотический классный час о Волгограде
  4. Посвящение в рыцари. Праздничная программа ко Дню защитника Отечества (5-й класс)

Страница 4 из 9