Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к празднику - День Защитника Отечества
Сценарии ко Дню Победы (9 мая)
Сценарии на военную тематику

Рассказы о песнях военных лет

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цели:
познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

Оформление:
на сцене плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», даты 1941-1945 гг., цветы в вазах.

Ход классного часа

Ведущая

Сегодня на нашу встречу мы пригласили ветеранов Великой Отечественной войны. (Представляет их.)

- Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
(«После боя», муз. А. Я. Лепина, сл. В. И. Лебедева-Кумача.)

- Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне, или о войне? (Ответы учеников.)
- Откуда ты знаешь эту песню? (Ответы учеников.)
Мы расскажем вам истории некоторых песен военных лет.

1-й ученик

Песня «Священная война».
Эти стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии композитор А. В. Александров.
Впервые песня «Священная война» исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

Включается грамзапись. (Все песни с текстами в начале сценария по ссылке)

2-й ученик

Песня «Эх, дороги».
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз побывали на фронте и до этого написали уже немало песен на военную тему. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов песня «Эх, дороги» была самой любимой. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.

Включается грамзапись.

3-й ученик

Песня «В землянке».
Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов, Л. Русланова - знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.
Все слушают песню «В землянке», а те, кто знает слова, подпевают.

Ведущая

Поэт Александр Трифонович Твардовский написал поэму «Василий Теркин», это произведение о войне. Отрывок из поэмы, в котором говорится о том, как нужны были песни на фронте, прочитает...

Чтец

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Все глядят на гармониста -
Словно что-то невдомек.
Что-то чудится ребятам,
В снежной крутится пыли.
Будто виделись когда-то,
Словно где-то подвезли...
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь завел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся?
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
А боец зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.
- Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.

4-й ученик

Песня «Растет в Волгограде березка».
Сегодня нельзя не вспомнить еще об одной песне, которая родилась в городе на Волге. Много написано песен о Волгограде (Сталинграде), о его необыкновенных людях, которые преградили путь немецко-фашистским захватчикам, но об этой песне хочется рассказать подробнее.
Родилась песня «Растет в Волгограде березка» после войны. Толчком к написанию стихотворения было выступление по телевидению инженера тракторного завода. Эта женщина была секретарем райкома комсомола в годы войны. Все двести дней Сталинградской битвы она провела в родном городе: ходила в разведку, выносила и под огнем врага переправляла за Волгу раненых солдат и детей. Выступив по телевидению, она предложила, чтобы каждый, у кого в годы войны погибли родные, близкие, посадил у Мамаева кургана по дереву. И в несколько дней на месте былых боев вырос парк. На каждом деревце была прикреплена табличка с надписью: кто посадил и в память о ком. Наша землячка Маргарита Агашина три дня ходила по этому парку, а люди все шли, приносили и сажали деревца. Особенно ей запомнилась березка, на которой была прикреплена табличка с надписью: «Памяти моих четырех братьев»; березку посадил рабочий завода «Красный Октябрь». Под впечатлением от увиденного Агашина написала стихи, которые показала композитору А. Пономаренко. Так родилась песня «Растет в Волгограде березка», которую исполнила Людмила Зыкина - одна из лучших певиц нашей страны.

Включается грамзапись.

5-й ученик

Песня «Катюша».
Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из самых популярных - песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверен, что ее знаете и вы.

- Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня? (Ответы учеников.)

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии - «Дует ветер». В 1985 году в Москве проходил ХП Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем именем Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня. Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе в сопровождении фортепиано.

Ведущая

Сейчас я хочу обратиться к нашим гостям и спросить их о том, есть ли такая песня, которая была бы связана с какими-то воспоминаниями или наиболее любима ими. (Рассказы ветеранов.) Предлагаю исполнить эту песню всем вместе.

6-й ученик

Песня «День Победы».
Много лет прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни - свидетели тех героических лет («Священная война», «Эх, дороги», «Враги сожгли родную хату», «Севастопольский вальс», «Где же вы, друзья-однополчане?», «Березы», «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Алеша», «Бери шинель, пошли домой», «Смуглянка»). В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков.
А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

- Всем известно, что фронтовики - народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах... -
никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется?
- Да. Это песня, авторов Давида Тухманова и В. Харитонова «День Победы». Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».

Включается грамзапись.

Ведущая

Хотелось бы еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания. О них мы поговорим в следующий раз. В память об этой встрече дарим ветеранам цветы.

патриотическое воспитание для школьников сценарий о военной песне

Ромашка и удача. Развлекательно-юмористическая сказка

Действующие лица

  • Солдат
  • Сорока

По дороге идет Солдат, останавливается.

Солдат. Эх, и долго я иду! Притомился. Отдохнуть бы надо. Когда солдат один, он сам себе командир. Вот ceйчac сам себе и скомандую "Привал!" И сяду на пенек, съем пирожок.

Солдат садится, есть пирожок.

Солдат. Ну вот, вроде я и отдохнул. Сил набрался. Теперь снова в путь можно... Но чувствую чего-то не хватает. Чего?

Солдат оглядывается по сторонам. На ветке дерева скачет Сорока.

Сорока. Здравствуй, солдат, сокол мой ясный, позолоти лапку, всю правду скажу, чего тебе не хватает. Дай-ка мне копеечку.

Солдат ищет в карманах. Находит монетку достоинством в десять рублей и дает Сороке!

Сорока. Ох, много даешь, сокол!

Солдат. Да мелкие деньги солдату носить тяжело. Да и читал я где-то, что сороки любят собирать блестящие предметы. Так что это тебе для коллекции.

Сорока. За это спасибо. Теперь скажу, чего тебе не хватает, — настроения!

Солдат. Да где же я его возьму в дороге-то?

Сорока. Видишь, растут цветы, возьми любой, вот настроение и поднимется.

Солдат (смотрит). Тут роза, гвоздика и ромашка, какой же взять?

Сорока. Возьми розу, она самая красивая. С ней хоть на бал!

Солдат. Роза очень величавая!

Сорока. Возьми гвоздику. Она строгая, ее в петлицу пиджака можно.

Солдат. Не говори мне про пиджак, от них настроение вовсе до нуля опустится!

Сорока. Возьми ромашку, она как маленькое солнышко.

Солдат (смотрит). Да, правда твоя, сорока, ромашка такая обаятельная, наша, полевая. Возьмешь ромашку, и настроение снова займет свою боевую позицию. На ромашке и погадать можно на удачу! Ведь для солдата что главное? Удача!

Русские богатыри. Праздник к 23 февраля для детей 5-7 лет.

Русские богатыри. Праздник к 23 февраля для детей 5-7 лет.Изготовление костюмов богатырей.

Взять несколько упаковок из-под сока или молока, внутренняя сторона которых покрыта фольгой. Разрезать упаковки и вырезать несколько десятков полукругов. Из плотного белого материала выкроить кольчугу и пришить на неё рядами полукруги с обеих сторон. По бокам с двух сторон пришить завязки, и кольчуга готова. Из „картона сделать шлем, обернув его пищевой фольгой. Из упаковочного картона вырезать круг (будущий «щит»), прикрепить к нему верёвочку, чтобы удобно было держать, и обернуть пищевой фольгой. Меч вырезать из фанеры и также обернуть фольгой. Доспехи готовы.

 

 

Ведущая.

23 февраля наша страна отмечает праздник - День защитника Отечества. Всё может родная земля: накормить, напоить, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Издавна повелось: как только на нашу землю нападал враг, все русские люди, и стар, и млад, поднимались на борьбу с ним. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Каждого мальчика - будущего воина - с самого детства приучали к работе и ратному труду. Он должен был не только пахать землю и знать ремесло, но и уметь защитить себя и свою родину от врагов. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут защитниками Отечества. А для этого надо быть сильным, смелым, ловким. Вы готовы похвастаться силой и удалью молодецкой? (Дети отвечают.) Что это? Никак храпит кто-то? Да это же Емеля! Ну и богатырь! Емеля, вставай! Все добры молодцы да красны девицы собрались на праздник, только тебя одного ждут.

Емеля.

А? Что? Кого? Кто тут?

Ведущий.

Вставай, лежебока!

Емеля.

А мне неохота!

Ведущий.

Ну, как знаешь! Ждать тебя не будем - начинаем первое испытание! (Проводится бой булавами.) Ай да молодцы! Справились с первым испытанием. А вот и второе. (Проводится бег в мешках.) Надо нашим молодцам дать передышку. А пока, красны девицы, потешьте нас частушками.

Девочки (поют).

Мы частушек много знаем -

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Вы послушайте, мальчишки,

Вам частушки будем петь.

Только, чур, не обижаться,

Из-за шуток не реветь!

Я по улице пошла,

Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела.

Мы с Егорушкой сидели

У куста малинова.

Сверху ягодка упала -

Придавила милого.

А мы с Толиком гуляли

Возле нашего пруда.

Нас лягушки напугали -

Снова не пойдём туда!

Попросили мы мальчишек

Показать нам грузовик.

А мальчишки, как мартышки,

Показали нам язык.

Уж я топну ногой

Да притопну другой.

Выходи ко мне, подружка,

Попляши-ка ты со мной!

Ведущий.

Спасибо нашим красным девицам за поддержку! (Раздаётся свист. Появляется Соловей-разбойник.) Ой, кто это?

Соловей-разбойник.

Что расшумелись — спать мне, Соловью-разбойнику, не даёте? Кто такие? Чего собрались?

Ведущий.

Ребята, это и вправду Соловей-разбойник!

Соловей-разбойник.

Какие ещё ребята? Я привык с богатырями биться. Выходи по одному!

Ведущий.

Да это и есть богатыри. Только им ещё подрасти нужно. А пока они испытания на ловкость и смекалку проходят.

Соловей-разбойник.

Ага, вот оно что! Сейчас я вас тоже испытаю — проверю, кто больше всех потешек да поговорок знает.

Дети (по очереди).

  • Все за одного - один за всех.
  • Крепок телом - богат делом.
  • Трус и таракана посчитает за великана.
  • В бою кто смел, тот и поспел.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
  • За правое дело стой смело.
  • К большому терпенью придёт и уменье.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нет друга, так ищи, а нашёл - береги.

Ведущий.

Правда, молодцы наши ребята?

Соловей-разбойник.

Ну, это лёгкое испытание. А попробуйте мои загадки отгадать! (Загадывает детям загадки, а дети их отгадывают.) А сейчас я хочу посмотреть, кто из ваших богатырей самый меткий. (Проводится метание в цель.) Вижу, вижу, ловкие вы! Только почему доспехи богатырские надеть забыли? Или вам мамки-няньки нужны, чтобы шнурки завязывать?

Ведущий.

Да что ты, Соловеюшка! Хочешь, проверим? Посмотрим, как наши богатыри быстро одеваться умеют. (Проводится конкурс «Богатырские сборы».)

Соловей разбойник.

А напоследок кто не побоится со мной, Соловьём-разбойником, в жмурки сыграть?

Проводится игра в жмурки. В конце игры Соловей-разбойник ловит Емелю.

Емеля.

А? Что? Кого? Куда?

Соловей-разбойник.

Это ещё что за фигура? Лежит и в ус не дует! Не богатырь это, не богатырь!

Ведущий.

Это Емеля. Весь праздник проспал.

Емеля.

Да я что? Я - ничего! Я тоже хочу быть богатырём! Возьмите меня в свою дружину богатырскую!

Ведущий.

Ну что, ребята, возьмём Емелю на воспитание? (Ответы детей.)

Соловей-разбойник.

А мне пора! Прощайте! Увидимся в сказке! (Убегает.)

Ведущий.

И нам тоже пора! Хорошо повеселились!

До свиданья! В добрый час!

Будем снова ждать мы вас!

Славься, мой Сталинград! Классный час

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цель:
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой город, свой народ, свою армию.

Оформление:
плакаты с фотографиями «Генералы Сталинграда», с цитатой А. И. Ерёменко, маршала Советского Союза: «Величайшая победа, одержанная под Сталинградом, сыграла колоссальную роль в ходе всей Второй мировой войны. Через моря и океаны неслась слава этой победы»; карты продвижения военных фронтов в 1942-1943 г., фотографии военного Сталинграда и современного Волгограда.

Ход классного часа

1-й чтец

Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский -
Вечная слава тем,
Кем фашизм, покоривший Европу,
Был остановлен здесь.

2-й чтец

В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди -
Товарищи и ровесники
Твоего отца.
Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты -
Мальчишки в серых шинелях
Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки -
Немного старше, чем ты.
К нам приезжают люди -
Жители всей планеты -
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать.
М. Агашина. Мальчишкам Волгограда

Ведущий

Действительно, трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества.
«Сумеет ли Красная Армия сломать хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие?» - вот вопрос, который волновал всех и на который должны были дать ответ сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.
По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.
- Почему гитлеровцы рвались к Сталинграду, каковы были их планы?

Учащийся

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков так написал о планах гитлеровского командования: «В общих чертах политическая и военная стратегия Гитлера на ближайший период 1942 г. сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районами Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства».

- Какова была обстановка для нашей страны к началу Сталинградской битвы?

Учащийся

К началу Сталинградской битвы обстановка для Советского Союза была очень сложной и трудной. Гитлеровцы оккупировали Украину, Белоруссию, Прибалтику, почти весь Краснодарский край. Несмотря на то, что в битве под Москвой немецко-фашистская армия потерпела крупное поражение и план «молниеносной» войны был сорван, Гитлер держал на советско-германском фронте более чем 6-миллионную армию. Противник превосходил советские войска в людях в 1,7 раза, в артиллерии и танках - в 1,3 раза, в самолетах - более чем в 2 раза.

Ведущий

Ни одно другое государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков был приказ Родины.
Как исполнялся этот приказ, как происходили события с того момента, как 17 июля 1942 г. передовые отряды 62-й и 64-й Армий (командующие: 62-й Армией - генерал В. И. Чуйков, 64-й Армией - генерал М. С. Шумилов) вступили в бой с авангардами 6-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Ф. Паулюса, вы увидите из документального фильма «Битва за Сталинград».

Идет просмотр видеофильма.
Кассета «Великая Отечественная война. 1941-1945». Блок «Битва за Сталинград» -15 мин.
Во время просмотра можно останавливать пленку и обращать внимание учащихся на самые значительные моменты битвы.

Для закрепления и обобщения материала учащимся предлагается викторина:

1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 г.)
2. Как долго длилась Сталинградская битва? (200 суток.)
3. За какой срок Гитлер планировал овладеть городом на Волге? (2 недели.)
4. Какие Армии защищали город? (62-я - Чуйков; 65-я - Батов; 64-я - Шумилов.)
5. Назовите самый страшный для города день. (23 августа, в этот день фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов, город был разрушен.)
6. Где шли самые ожесточенные бои? (На Мамаевом кургане, главной высоте города, 102 м.)
7. Чем известен Дом Павлова? (Гарнизон Павлова 58 дней держал в нем оборону.)
8. Когда началось контрнаступление советских войск? (19 ноября.)
9. Какие улицы и памятники напоминают нам о тех героических днях?
10. Когда и как закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г.)
11. Какие награды получил город? (Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».)
12. Назовите известных вам героев Сталинградской битвы.

Заключение.

- Почему мы должны знать и помнить прошлое нашей Родины?

1-й чтец

В свой срок-
не поздно и не рано -
придет зима, замрет земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придешь
второго февраля.
И там
у той заиндевелой,
у той священной высоты
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

2-й чтец

И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц -
пурга в лицо,
снега по грудь.
Сто зим пройдет
И сто метелиц,
А мы пред ними
все в долгу.
Февраль, февраль,
Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
М. Агашина. Второе февраля

военный сценарий для школьников

Солдат войны не выбирает. Сценарий. Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск»

  • Сценарий можно использовать к профессиональному празднику 23 февраля или сделать тематический вечер.

1-й чтец: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г в Афганистане была свернута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего
монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г воинские части, верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

(Звучит начало второго концерта С.В. Рахманинова.)

2-й чтец: Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот,
представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.
И вот 12 декабря 1979 г. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение - ввести советские войска в Афганистан.
25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск.
Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула
разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

(Звучит песня.)

3-й чтец: Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков.
Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. И это изменило ее характер: противники кабульских властей, фактически объявили войну национально-освободительной и провели ее под религиозными знаменами. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом, как иностранная интервенция. И чем активнее были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление оппозиции, привлекавшей на свою сторону все более широкие слои населения. Противниками почему-то оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.

4-й чтец:

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.

В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях. Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

Гордов Леонид Андреевич: «Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал. Сейчас нахожусь на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!» Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.

Бобров Евгений Петрович: «...Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно кипятить, одной дизентерии десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас - зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой...» Ему оставалось жить чуть больше месяца.

Грядушкин Сергей Анатольевич: «...Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.

Гальченко Сергей Васильевич: «...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г, 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Севастьянов Алексей Иванович: «... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г Кабул, ДРА, 12.12.1984.» Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с «похоронной».

Милованов Сергей Александрович: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе,
а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся не один раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма Сергея щемит так сердце. А как тревожно было матерям.

(Звучит песня А. Розенбаума «Черный тюльпан».)

1-й чтец: Много для солдат значила дружба, друзья и появились такие строки:

У офицеров и солдат
Порой военной время свято...
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя,
О, подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя!
И смяв атакой рубежи.
Пошла родная рота,
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший лежишь.
Отчизны юный гражданин
Безмерно любящий Отечество,
Ты отдал жизнь за человечество,
А мог дожить и до седин.

Или к примеру эти строки:

На суровой земле афганской
Под чужим неласковым небом
Родилась наша крепкая дружба.
Что в бою выручала не раз.

2-й чтец: Было много медсестер в афганских госпиталях. Пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы - ко всему они привыкли.
Они понимали, как нужны израненным бойцам ласковые женские руки, что снимали у раненных боль, возвращали к жизни. И не случайно воины много стихотворений посвятили им, своим сестричкам. 

Попал под пули
У жаркой переправы
И, раненный в живот.
Упал солдат на травы...
- Воды глоток, воды -
Сестра над ним склонилась.
И солнце с высоты
Осколком засветилось.
И чувствовал солдат:
Другой зари не будет,
И солнца первый луч
Его уж не разбудит.
А он не рвал цветы
И не был в дальних странах.
Вовек не целовал
Девичьих губ румяных.
- Сестричка не бинтуй.
Пришел конец мне, видно.
Ты лучше поцелуй.
Чтоб не было обидно.
- Сейчас, солдат, сейчас. -
Сестра ему сказала
И в первый в жизни раз
Мальчишку целовала.
А первый поцелуй
Высоких слов достоин.
И, что не говори.
Он целой жизни стоит.

3-й чтец: Трудной была война... Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение - вплоть до ракетных установок. Средневековое
по уровню сознания общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, так и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с «мирным» населением.

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

4-й чтец: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Отмечая соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая воина, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении маджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, вставшими на сторону непопулярной политической группировки, которая, захватив центральную власть, стала нарушать вековые традиции,
оскорбляя чувства верующих. Они были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

Мужество - это не мода.
Скорая, быстротечная.
Мужество - суть мужчины.
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

1-й чтец: История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию заканчивалась для завоевателей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, рода и клана существует свое ополчение, так называемая лашкара. Численность отрядов может составлять от десятка до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии бесперспективна,
если речь не идет о победе любой ценой. Даже незначительное кровопролитие вызывает здесь цепную реакцию, и по закону кровной мести за оружие берутся те, кто еще вчера оставался в стороне от борьбы. Сопротивление нарастает со скоростью горной лавины. Этого не учли политики, принимавшие решение о вводе советских войск в Афганистан. Один из афганских лидеров говорил: «Вы не знаете наш народ! Если какое-то племя взялось за оружие, оно его уже не сложит. Единственный выход - всех уничтожить от мала до велика! Такие у нас традиции».

2-й чтец: Мотив выгоды среди афганцев также имел не меньшее значение, чем политические или религиозные факторы. Так, голова советского офицера оценивалась в 300 тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днем обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем другого рода. И советские солдаты знали, что «сюрприз» можно ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и «немирным» населением. У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело».

3-й чтец: Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально
планировалось. Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.
15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел...»

Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты «ноль двадцатый»?
А в глазах угасших
Неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
Прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита.
Песня не допета.
Где ты, «ноль двадцатый»?
Смерть не даст ответа.
Где ты, «ноль двадцатый»?
Тишина в эфире.
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохло

В пламени и дыме:
Там отцы остались
Вечно молодыми...
В бронзе обелисков
Встали над планетой
Русские мальчишки
Юностью бессмертной.
Памятью священной
Встали над планетой
Вечной и нетленной.

Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания.

(Звучит метроном.)

4-й чтец: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Из личных впечатлений журналиста Леонида Шифрина: «Уже на военном аэродроме мирного осетинского Моздока понимаешь, что
формулировка «антитеррористическая операция», которой постоянно пользуются, говоря о Чечне политики, генералы и журналисты, здесь
совершенно не уместна. Идет настоящая война. Каждые 8-10 минут с бетонки взлетает пара СУ-25 с полным бомбозапасом и уходит в сторону
Грозного, соответственно, и каждые 8-10 минут отбомбившиеся машины приземляются. А уж вертолетов летает над головами не меньше, чем у нас грачей по весне... Ряды армейских палаток, техника - все это расположено на территории аэродрома насколько хватает глаз. В 45-тысячном Моздоке сегодня находится около 55 тысяч человек прибывших воевать - солдат, милиционеров. Город стал одним из главных перевалочных пунктов чеченской войны и одним из ее мозговых центров: здесь располагается, к примеру, штаб МВД, координирующий работу 25 тысяч российских милиционеров, находящихся в зоне боевых действий.

1-й чтец: Вот что рассказывает непосредственный участник событий Андрей Лукашевич - начальник милиции Железнодорожного района города Воронежа: «Оружие у чеченцев в каждом доме имеется. Да что там взрослые, попадались нам 10-12-летние пацаны с оружием, которые прямо говорили, что стреляли в солдат. Вообще-то человека, участвовавшего в боевых действиях, вычислить несложно: при проведении зачисток мы сразу осматривали плечи, - если там есть синяк от приклада, значит стрелял».

Я только раз видел рукопашный.
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.

2-й чтец: В Чечне идет война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состоят из трех частей: это собственно
вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная... Вторая часть - подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных и хорошо подготовленных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на воину в свободное от работы время, как на охоту, правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, или те, кто имеет какие-либо обиды на русских.

Откройте люки настежь пусть пока
в наш дом стальной ворвется свежий воздух:
нам может, в этом танке жить века,
на пьедестале, поднимаясь к звездам!

3-й чтец: Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда, а если и узнаем, то не скоро! По-разному мы к ней
относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно
учились в наших школах, которых может быть, кто-то из нас знал.

Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте.
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты -
У каждого есть в жизни высота.
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем.
Своею смертью, разрывая доты.
То пусть нас похоронят на высотах.
Которые мы все-таки берем.

К бессмертному подвигу, не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертью взлетают, подобно пылающим птицам себя целиком
отдавая, а не по частицам.

4-й чтец: 12 августа 2000 г. всех нас потрясло сообщение: «Атомная подлодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря, и всплыть самостоятельно
не может». Атомный подводный крейсер «Курск» (К-141). Спущен на воду в 1994 г., в строю с 20 января 1995 г. Проект: 949-А (Антей). Всего построено 12 кораблей; первый - К-148 «Краснодар» - заложен в 1982 г. Водоизмещение: 23 860 т подводное, 14 700 т надводное. Размеры: 154/18,2/9,2 м. Вооружение: 24 крылатых ракеты комплекса «Гранит», всего 28 торпед. Два атомных реактора. 10 отсеков. Построен в Северодвинске. Автономность: 120 суток. Па борту находилось 118 человек.

...И если пенные объятья
Назад не пустят ни на час
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку о нас -
Не плачь, мы жили смело.
Умели храбро умирать
Ты на штабной бумаге белой
Об этом можешь прочитать.
Переживи внезапный холод,
Полгода. Замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.
А если сын родится вскоре
Ему одна стезя и цель.
Ему одна дорога - море.
Моя могила и купель.

4-й чтец: Хроника гибели АПЛ «Курск».

День первый. 12 августа 2000 г.
Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота (СФ) находились на учениях в Баренцевом море, в их числе атомная подводная лодка (АПЛ) «Курск». Он обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада
командира подлодки (капитана 1 ранга Геннадия Лячина) руководителю учений о готовности к атаке, Лячин получил «добро», и после этого связь с подлодкой оборвалась. На гидроакустиках соседних надводных и подводных кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за
пуск торпед.

День второй. 13 августа 2000 г.
Связи с «Курском» по-прежнему нет. На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный рапорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке.

2-й чтец: День третий. 14 августа 2000 г.
Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания - только по звукам со дна моря удалось установить, где находится подлодка. Далее, с помощью спущенного с надводного корабля спасательного аппарата «Колокол» специалисты
осматривают лежащую на дне субмарину; корпус лодки имеет серьезные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень
радиации низкий (значит, реакторы заглушены). В район катастрофы прибывают конструкторы, создавшие «Курск». По заявлению командования
флота, на борту многоцелевой ядерной субмарины в момент аварии не находилось никаких ядерных боеприпасов. Предложена иностранная помощь, но руководство от нее отказывается.

3-й чтец: День четвертый. 15 августа 2000 г
Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ «Курск» закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии. А тем временем группировка военных кораблей, задействованных для спасения экипажа субмарины увеличена с 15 до 22 единиц. Среди них подводная лодка, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Харламов», спасательные суда «Рудницкий» и «Алтай». Между тем из Мурманска сообщают: по неофициальным данным на борту «Курска» кроме членов экипажа находятся ряд высокопоставленных офицеров Северного Флота, более того, именно с этой подлодки осуществлялось командование учениями Северного Флота. Основная надежда специалистов на то, что эвакуацию экипажа удастся провести с применением подводных спасательных средств. Сделать это крайне сложно, но, как говорят специалисты пробовать необходимо. Надо опустить спасательную капсулу на шлюзовой люк, но этому мешает шторм и подводное течение на дне моря. Возникают аварийные ситуации с самими подводными аппаратами и угроза жизни спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. В Мурманск со всей страны начинают прибывать родственники матросов и офицеров. Наконец-то российское руководство принимает предложения других стран о помощи.

О сколько подвигов на свете.
Они уже в приданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом это подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.

4-й чтец: День пятый. 16 августа 2000 г.
Спасательная операция в Баренцевом море продолжается. К сожалению, все усилия моряков, ни к чему не привели. Погодные условия в районе аварии субмарины остаются сложными - волнение 4-5 баллов, зябь, плохая видимость на дне. Подлодка «Курск» признаков жизни уже не проявляет. Попытки состыковаться терпящей бедствие субмариной ни к чему не приводят. Из Шотландии в Норвегию вылетает самолет, на борту которого находятся британский глубоководный спасательный аппарат ЭЛ-ЭР-5.

День шестой. 17 августа 2000 г
Для участия в спасательных работах Норвегия направляет глубоководных водолазов, но они находятся в двух днях пути от места трагедии.
В Баренцевом море работу на глубине поочередно ведут 4 подводных спасательных снаряда. Попытки пристыковаться к субмарине по-прежнему
ни к чему не приводят. Между тем, точной информации о том, кто находится на подводной лодке и списков военных до сих пор нет.

1-й чтец: День седьмой. 18 августа 2000 г.
Впервые официально сообщают, что на АПЛ «Курск» могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке сейчас уже не работает. Акустической связи с теми, кто находится на борту субмарины, по-прежнему нет. Но родные не перестают надеяться. Главное событие в Мурманске - опубликование списка членов экипажа АПЛ «Курск». Одному из спасательных аппаратов удается пристыковаться к спасательному люку терпящей бедствие субмарины. Но из-за деформации корпуса «Курска» экипажу спасательного аппарата не удалось достичь герметичного соединения. После нескольких попыток отогнать воду из переходного туннеля, батискаф вынужден
был всплыть для перезарядки аккумуляторных батарей.

День восьмой. 19 августа 2000 г.
Комментарии адмиралов о перспективах спасения экипажа подлодки «Курск» час от часу становятся все более пессимистичным. Все чувствуют, что должно что-то случится. К месту аварии подходят западные спасательные суда. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного Флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.

2-й чтец: День девятый. 20 августа 2000 г.
Норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка подлодки «Курск», но они не могут попасть внутрь, поскольку их водолазные костюмы, в которых можно работать на глубине, очень громоздкие и не приспособлены для проникновения в узкие люки субмарины. Немного позднее норвежские водолазы объявили: «Живых на «Курске» нет». Горечь и надежда. Эти два противоречивых чувства боролись все дни в наших душах, когда приходили все более тревожные сообщения с Северного Флота о ходе международной операции по спасению моряков затонувшего атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Как всегда в таких случаях, нашелся человек, которого от непосредственного участия в страшных событиях уберег случай. Один из офицеров перед выходом в море уговаривал пойти на «Курск» своего 14-летнего сына. Хотел показать мальчишке «романтику морских глубин». Парень всю жизнь проживший в гарнизоне Видяево только отмахнулся: «Да отстань, пап!» Теперь папа там, на дне.

3-й чтец: На борту АПЛ «Курск» было четверо наших земляков: капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич, старший мичман Ерасов Игорь Владимирович, капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич, Павлов Николай Владимирович. Николая Белозерова считали высококлассным инженером-электриком. После училища он попал на авианосец «Адмирал Кузнецов», в этом году у Николая заканчивался срок службы, и с чистой совестью мог уходить на пенсию. Мог, но не захотел. В мае отгулял отпуск и перевелся на «Курск». Радовался, что попал на самый современный
корабль с хорошим, профессиональным экипажем.

4-й чтец: Последний парад. Владислав Шурыгин. Тьма!
Первобытная, та, которая была до сотворения мира. До первых звезд.
Безжалостная. Растворяющая в себе все без остатка. Последняя тьма.
Холод.
Он вливается в тело.
Сковывает, завораживает, лишает воли, ни страха.
Море.
Родное, соленое.
Покорное, привычное.
И вдруг взбесившееся, в мгновения превратившееся в страшную силу, смявшую и порвавшую тысячи тонн легированной стали, как жесть консервной банки.
Вот оно - ленивой ледяной плитой лежит вокруг. Неторопливо, страшно подползает все ближе, выжимая из объема отсека остатки воздуха.
Каждый вздох - мучение.
Сжатый страшным водным прессом воздух буквально врывается в легкие, распирает, рвет грудь мучительно трудно его выдохнуть.
Кислорода все меньше.
И углекислота предательски туманит сознание.
Путает сон с явью. Бытие с небытием.

Тьма.
Холод.
Море.
Удушье.
Отчаянье.
И только онемевшие пальцы, сжимающие сорванный водой тяжелый вентиль, механически выстукивают им по стали переборки: три простых, три двойных, три простых. три простых, три двойных, три простых,

-SOS! SOS!...Вода!
Все произошло слишком быстро.
Страшный удар, сбивший с ног. Удивление, растерянность. Взгляды на приборы.
И вдруг страшный, ни с чем не сравнимый рев моря, врывающегося в отсеки. Инстинкты быстрее чувств. Бегом к кремальере. Успеть задраиться, загородиться от воды, закрыть ей путь в глубину лодки! Туда, где за твоей спиной в отсеках твои товарищи, друзья.
И вдруг - тьма!
Аварийно остановился реактор.
И в последнее видение перед тьмой - огромный, в объем переходного люка, пенящийся вал воды, врывающийся в отсек.
Не успеть!

1-й чтец: Необходимо извлечь определенные уроки из гибели подводной лодки «Курск» и 118 человек ее экипажа в Баренцевом море.
Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.

(Звучит песня «Любэ» «Там за туманами».)

Странно! Отчего это небо синее?
Странно!
Почему солнце вниз не валится?
Улицы бегут - яркие, красивые, -
Жизнь продолжается...
Жизнь!
Но только там волны плещут серые.
Жизнь!
Ее там нет - списки дали полные.
Все лежат на дне - молодые, смелые.
Вольные, вольные.
А на берегу - лица побелелые,
А на берегу - души разрываются,
А на берегу жизнь осиротелая.
Мается, мается.
Рана стометровая.

Мука стопудовая -
Баренцево море.
Господи всемилостный!
Как же это вынести?
Нету краю горю!

(Наталья Янчева)

Штормовое предупреждение

Обруч, «курская дуга»
Сомкнула север и юга.
И там война. Тут война.
А жизнь одна, а жизнь одна,
И нет уже ни строк, ни строф.
На описанье катастроф.
И плетью падает рука.
Отдавши честь, от козырька,
А надо бы от боли взвыть,
Но плетью обух не перебить.
И грянуть матерный салют.
Чтоб там услышали и тут.
Как на зубах скрежещет злость
На наше русское «авось»
И на последнее «прости»
Со всей земли в одной горсти.
Пуская крейсеры ко дну.
Мы топим целую страну.
Теряя нас, свое лицо
Теряем мир, в конце концов.
И закипев, народный гнев.
Вгрызается в кремлевский блеф.
«... Бежит солдат. Бежит матрос...»
И поднимаясь в полный рост.
Народ на скользких берегах
Встает с подлодкой на руках.
Железный гроб несет страна.
Морская капает слюна.
Уже не плачет, но ревет
Из шторма выросший народ.
...И все-таки с подлодки «Курск»
Успели сделать главный пуск.
Взрывной волной из глубины
Смывает с палубы страны
Плевки, распутицу и мразь.
Еще косящую под власть.

А морю Баренца в веках
Плыть в бескозырках и венках.

(Леонид Корнилов)

Солдат войны не выбирает. Сценарий. Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск»

  1. Соревнование рыцарей. Сценарий на 23 февраля
  2. Сталинград - столица нашей победы! Сценарий литературно-музыкальной композиции
  3. Сталинградская битва - подвиг навеки! Классный час
  4. Сценарий конкурсной программы Великая Отечественная война

Страница 6 из 9