Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к празднику - День Защитника Отечества
Сценарии ко Дню Победы (9 мая)
Сценарии на военную тематику
Ведущий
Добрый день, дорогие друзья! Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам, и надеемся, что время, проведенное здесь, не будет потрачено зря. Во все времена женщины и девушки мечтали о мужчинах. Но не просто о мужчине, а о принце на белом коне. О мужчине смелом, верном, отважном, сильном и красивом.
А мужчины старались оправдать надежды женщин, их мечты. Во времена Средневековья мужчины устраивали ради прекрасной дамы рыцарские турниры, слагали песни. А во времена королей были мушкетеры, готовые постоять за честь дамы. «Как жаль, что прошли те времена, что нет сейчас рыцарей и мушкетеров», — скажите вы. Но наш сегодняшний конкурс имеет своей целью доказать, что и в наши времена есть место рыцарям и рыцарству, мушкетерам и «мушкетерству». И мы начинаем наш конкурс. Я приглашаю команды, которым предстоит сегодня нелегкая борьба. Команда рыцарей во главе с Айвенго и команда мушкетеров во главе с Д’Артаньяном.
Проводится знакомство с командами. Ведущий представляет жюри.
Ведущий
Но какие рыцари без дам! Прямо сейчас, дорогие участники, я предлагаю вам выбрать среди присутствующих здесь девушек даму вашего сердца. Для мушкетеров это будет Констанция, а для рыцарей — леди Ровена. Выбор сделан, и я прошу милых дам запять почетные места. Я объявляю первый конкурс. Это конкурс поздравлений. Вам, наши рыцари и мушкетеры, нужно прямо сейчас поздравить дам вашего сердца с праздником. Поздравление может быть любым: это и танец, и песня, и стихи или просто нежные слова. Главное, чтобы это было от чистого сердца. А пока конкурсанты думают, я объявляю музыкальный номер.
Исполняется музыкальный номер.
Ведущий
Итак, команды, ваши поздравления.
Команды показывают свои поздравления.
По окончании конкурса жюри оценивает участников.
Ведущий
Мужчина всегда должен помогать женщине по хозяйству: прибраться, что-то приготовить, постирать. И сейчас я объявляю хозяйственный конкурс. У наших милых дам в руках чаши, в которых находятся различные мелкие предметы. У леди Ровены предметы красного цвета, а у Констанции — белого. Сейчас девушки разбросают имеющиеся у них предметы, а задача игроков — собрать за 30 секунд как можно больше предметов. Итак, начали!
Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза.
Ведущий
Следующий конкурс — конкурс капитанов. Заключается он в следующем: я буду описывать ситуацию, а капитаны сразу же должны сказать, как они поступят в таком случае.
Капитаны команд отвечают по очереди на каждую ситуацию.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий
Сейчас вам предстоит командное испытание. В руках ваши дамы держат конверты, в которых находятся картины, но картины не целые, а разрезанные на части. Задача игроков склеить эти картины (картины наклеиваются на основу). Та команда, которая выполнит задание первой, будет победителем в этом конкурсе.
Следующий конкурс предназначен для того, чтобы определить, умеют ли наши конкурсанты составлять букеты. Нашим участникам предстоит сделать не простой букет, а икебану. Каждый игрок команды получает один предмет для составления икебаны.
Игроки выстраиваются друг за другом и по моему сигналу должны добежать до вазы, поставить в нее свой предмет и вернуться к команде. Затем следующий игрок проделывает то же самое и т. д.
По окончании составления букета жюри предстоит оценить умения конкурсантов. Итак, начали!
Подведение итогов конкурса.
Ведущий
Следующий конкурс — театральный. Сейчас участники получат сценарии, которые лягут в основу их театральной постановки. Роли распределят сами участники. А пока идет подготовка мини-спектаклей, я объявляю музыкальную паузу.
Исполняется музыкальный номер.
Ведущий
Настало время подвести итоги нашей конкурсной программы и наградить победителей.
Подведение итогов и награждение победителей.
Проигравшая команда получает утешительные призы.
Цели:
углубить знания учащихся об истории России, истории Великой Отечественной войны, о Сталинградской битве; воспитывать патриотизм, чувство любви к своей малой родине, мужество.
Оборудование зала:
герб и флаг России, книжная выставка, плакаты о Сталинградской битве, портреты генералов Сталинграда; видеомагнитофон, магнитофон, реквизит для сцены, аудиокассеты, видеокассеты.
Звучит гимн России.
Ведущий
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Вот и наступил этот знаменитый день - юбилей Сталинградской битвы. Как быстро летит время! Несколько десятков лет - это всего лишь короткий исторический миг. А для нас с вами - это целая эпоха, потому что за это время выросло несколько поколений россиян.
Среди нас, живых, осталось немного тех, кто намертво врастал в окопы и руины Сталинграда. С каждым годом становится все меньше участников Сталинградской битвы, очевидцев тех знаменательных событий. Поэтому так важны для нас, молодых, любые сведения о них, особенно их собственные свидетельства.
Сегодня очень важно понять то, что, наряду с награжденными Золотой Звездой (а их было 112 человек - Героев Советского Союза), героями в Сталинграде были все. Все поголовно: и павшие, и раненые, и получившие боевые награды, и не успевшие их получить.
«Сталинград - столица нашей Победы» - так называется литературно-музыкальная композиция, которую мы представляем сегодня на ваш суд, уважаемые гости и ребята.
Россия - особое государство. Велик народ, в биографии которого есть Сталинград. Россия похожа на каменную крепость, которая держится на нравственной силе нашего народа, и овладеть такой крепостью не смогли немецко-фашистские захватчики в годы Великой Отечественной войны.
Больше 80 лет назад под Сталинградом в самой масштабной битве в истории человечества они потерпели сокрушительное поражение. В честном бою Россию победить невозможно.
На фоне музыки А. Бородина «Богатырская симфония» звучит отрывок из романа в стихах Б. Палийчука «Твердыня».
1-й чтец
По снегу, камням обгорелым,
Среди кирпичных скал и гор,
Идет к врагу под флагом белым
Советский наш парламентер.
Уж кем-то черный парабеллум
Небрежно брошен под забор.
Уже потертый автомат
В щебенку сунут наугад.
Взгляд опустив, от гнева серы,
И неохотно сторонясь,
Уже чужие офицеры
В универмаг впускают нас.
Худой, угрюмый, горбоносый
Сидит фельдмаршал за столом.
Сидит сутуло и устало,
Как бы с натугой держит он
Всю тяжесть этого подвала
На серебре своих погон.
Он встал, когда шагнули наши
На одинокой лампы свет.
Конвоир (русский солдат)
Прошу оружие, фельдмаршал!
2-й чтец
Тот молча вынул пистолет.
От стука оружейной стали
О стол, что звучен, как струна,
Бледнее гитлеровцы стали
И напряженней - тишина.
Меж двух шпалер, меж двух заборов
Мундиров, лиц и орденов
Шел средь чужих парламентеров
Фельдмаршал, бледен и суров.
Шел, никому в глаза не глянул
И ничего не произнес.
И в темноту подвала канул,
И тишину с собой унес.
Лишь там, на выходе, от света
Он заслонил глаза рукой.
Вовсю сверкали в утро это С
нега над Волгою-рекой.
3-й чтец
Когда фельдмаршал ослепленный
Обрел опять свой острый взгляд,
Он увидал тогда колонны
Своих оборванных солдат.
Увидел скрюченные трупы
На берегу чужой реки,
Что в небеса смотрели тупо,
Подняв над грудью кулаки.
А те, что к русским в плен попали,
Шли цепью длинной и живой,
Кто в лазаретном одеяле,
А кто в рогоже гужевой...
И Паулюсу вдруг казаться стало,
Что он впервые видит свет,
Что он из тьмы глухой подвала
Не выходил десятки лет.
Исчезла тьма фальшивых сводок,
Исчез туман хвастливых книг...
И свой небритый подбородок
Фельдмаршал сунул в воротник.
Он сел в закрытую машину,
И дверца саблею стекла
Всю многолюдную равнину
От полководца отсекла.
А трупы в придорожной яме
Из-под снегов в крутой мороз
Грозили черными руками
Четверке бешеных колес...
Ведущий
31 января 1943 года командующий фашистской группировкой войск, оказавшийся в сталинградском «котле», прежде чем сдаться в плен, передал Гитлеру радиограмму:
«У дверей русский...». Это была последняя депеша Фридриха Паулюса своему главнокомандующему. Через 20 минут после этого Паулюс, этот герой нации, командующий самой прославленной и считавшейся непобедимой 6-й Армией Гитлера, сдался в плен. Генерал Ласкин с металлом в голосе объявил:
- Господин Паулюс, Вы пленены войсками 64-й Армии.
Фашистский командарм подошел к советскому генералу и негромко произнес:
- Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается Красной Армии в плен.
Пленного генерал-фельдмаршала вывели из подвала и повели в штаб 64-й Армии Шумилова, затем в штаб Донского фронта к Рокоссовскому.
Впервые за всю историю войн на Руси был пленен вражеский фельдмаршал.
- Сейчас вы увидите сцену, в основу которой положен действительный исторический факт, о котором вспоминал маршал Константин Рокоссовский после войны в одном из интервью корреспонденту газеты «Красная звезда».
Обед с Паулюсом (инсценировка)
Действующие лица
Фридрих Паулюс - фельдмаршал 6-й армии Германии.
Михаил Степанович Шумилов - генерал-лейтенант, командующий 64-й Армией.
Константин Константинович Рокоссовский - генерал-полковник, командующий Донским фронтом.
Переводчик - лейтенант Красной Армии.
Конвоир - рядовой солдат.
На сцене - стол, стулья. Шумилов сидит за столом в ожидании плененного Паулюса.
Входит Паулюс в сопровождении конвоира. Привычным жестом фельдмаршал поднимает неуверенно правую руку, щелкает каблуками. Вид усталый, изможденный.
Шумилов (Паулюсу)
Прошу садиться, господин фельдмаршал.
Шумилов (переводчику)
Переведите, пожалуйста, товарищ лейтенант.
Переводчик (Паулюсу)
Ich danke Ihnen, Herr Armeeführer.
Переводчик (Шумилову)
Благодарю Вас, господин командующий.
Шумилов (Паулюсу)
Господин фельдмаршал, может быть, сигареты, горячий чай?
Переводчик (Паулюсу)
Bitte, Zigaretten, heißer Tee, Herr Feldmarschall!
Паулюс (Шумилову)
Mit Vergnügen, Herr Armeeführer. Und Tee ist zur Zeit. Ich fühle mich unwohl.
Переводчик (Шумилову)
С удовольствием, господин командующий. А чай как раз кстати. Я себя неважно чувствую.
(Медленными глотками Паулюс пьет горячий чай.)
Шумилов (Паулюсу)
Ну, что, господин Паулюс, настрадались? Вы, наверное, думали, что советское командование шутит, посылая Вам условия сдачи в плен? Что скажете, фельдмаршал?
Переводчик (Паулюсу)
Nun, Herr Paulus, haben Sie so viel ertragen? Dazu hat eure Hartnäckigkeit geführt. Und die Opfer könnten fehlen oder minimal sein. Haben Sie vielleicht gedacht, dass das Sowjetkommando Scherze gemacht hatte, als es Ihnen das Ultimatum mit Klauseln schickte? Was sagen Sie dazu, Herr Feldmarschall?
Паулюс (Шумилову).
(Допивает чай, ставит стакан на стол, виновато поднимает голову.)
Sie haben Recht, Herr Armeeführer. Ich war hartnäckig. Aber andererseits habe ich den Befehl meines Kommandos erfühlt. Ich hoffe, dass Sie mich verstehen. Es ist Ihnen bekannt, dass ich Verfasser vom Unternehmen «Barbarossa» war. General von Wietersheim schlug mir vor, von der Wolga zurückzugehen. Er glaubte nicht daran, dass man eure Riesenstadt besetzen konnte. Ich lehnte seinen Vorschlag ab. Klar, dass ich mich geirrt habe.
Переводчик (Шумилову)
Вы правы, господин командующий. Я был упрям. Но, с другой стороны, я выполнял приказ своего командования. Надеюсь, Вы понимаете меня. Вам, наверное, известно, что я являюсь одним из главных разработчиков плана «Барбаросса». Генерал фон Витерсгейм предлагал мне отойти от Волги. Он не верил, что удастся взять ваш гигантский город! Я отверг его предложение. Ясно, что я ошибся.
Шумилов (Паулюсу)
Ну, а почему ультиматум не приняли сразу? Да еще скрыли этот факт от своих товарищей.
Переводчик (Паулюсу)
Und warum wurde das Ultimatum nicht gleich angenommen? Und Sie haben das noch von Ihren Genossen verheimlicht.
Паулюс (Шумилову)
Herr Armeeführer, wer will sich abgeben? Um so mehr ich. Ich nahm den Siegeslauf über die ganz Europa. Ich glaubte an die Unbesiegbarkeit unserer Armee. Und General Manstein auch. Oh, mein Gott! Was wird jetzt mit uns sein, was wird mit uns sein?
Переводчик (Шумилову)
Господин командующий, кому хочется сдаваться? Тем более мне, кто с победным маршем прошёл по Европе?! Я всегда верил в непобедимость нашей армии. И генерал Манштейн тоже! Боже мой, как мы ошибались! Боже мой... (прикрывает лицо обеими руками). Что теперь будет с нами? Что с нами будет?
(Обращается к Шумилову с отчаянием.)
Шумилов (Паулюсу)
Ничего страшного с Вами не будет. Всех вас отправим на родину, в Германию. А пока Вас подкормим, подлечим. А сейчас предлагаю Вам, господин фельдмаршал, отобедать у нас в штабе.
Переводчик (Паулюсу)
Nichts Schreckliches wartet auf Sie. Ihr werdet nach Deutschland gebracht werden. Zuerst werden wir Sie heilen, nähren. Und jetzt schlage ich Ihnen vor, Herr Feldmaschall, im Stab zu Mittag zu essen.
Паулюс (Шумилову)
Ich habe das von der Sowjetkommando nicht erwartet. Danke schön, Herr Armeeführer. Aber ich werde nur mit Ihnen zu Mittag zu essen, wenn Sie das erlauben. Oder ich lehne das ab.
Переводчик (Шумилову)
Не ожидал такого предложения от советского командования. Благодарю Вас, господин командующий. Но обедать буду только с Вами, если позволите. Иначе отказываюсь от обеда.
Шумилов (Паулюсу)
Хорошо, господин Фридрих Паулюс, разрешите мне Вас так теперь называть. Только я должен посоветоваться со своим командующим, генерал-полковником Рокоссовским и распорядиться насчет обеда. Извините, мне нужно выйти в соседний кабинет.
(Уходит.)
Переводчик (Паулюсу)
Gut, Herr Friedrich Paulus, erlauben Sie mir Sie so zu nennen. Aber ich soli mich mit dem General-leutnant Rokossowski beraten und das Mittagessen bestellen. Ich muss ins Nebenzimmer gehen.
Паулюс (переводчику)
Ja, ich habe nicht gedacht, dass ich mit dem Sowjetgeneral zu Mittag zu essen werde, und dazu bei Stalingrad. Das Schicksal hat es so geführt. Es ist Wahrheit.
Переводчик (зрителю)
Да, не думал никогда, что доведется мне обедать с советским генералом, да еще под Сталинградом. Воистину судьба играет человеком.
В это время Шумилов звонит в штаб Донского фронта Рокоссовскому.
Шумилов (Рокоссовскому)
Константин Константинович! Шумилов беспокоит. Тут такое дело. Щекотливый вопрос. С Паулюсом побеседовал, предложил ему пообедать, а он сказал в ответ, что один обедать не будет, только со мной. Что делать, товарищ командующий?
Рокоссовский (Шумилову)
Михаил Степанович! Что делать? Конечно, обедать. Пленить и допросить сумели, а «прием» организовать затрудняетесь. Советую Вам пообедать с фельдмаршалом. Пусть знает, что мы умеем не только хорошо воевать, но и порядочно относиться к пленным. Только долго не засиживайтесь, поскорее отправляйте Паулюса в штаб фронта.
Шумилов (Рокоссовскому)
Константин Константинович, Вас понял, но...
Рокоссовский (Шумилову)
Михаил Степанович, какие еще проблемы?
Шумилов (Рокоссовскому)
Так, Константин Константинович, по русскому обычаю на таком обеде положено пропустить по рюмочке...
Рокоссовский (Шумилову)
Коли положено, надо налить. Если Паулюс пожелает произнести тост, не запрещайте. А вот в протокол допроса заносить это не следует.
Шумилов (Рокоссовскому)
Есть,- товарищ командующий!
Шумилов кладет трубку и возвращается в соседнюю комнату, где оставил Паулюса с переводчиком.
Шумилов (Паулюсу)
Ну вот, господин Фридрих Паулюс, разрешение отобедать с Вами у своего начальства получил. Сейчас принесут обед.
Переводчик (Паулюсу)
Nun so, Herr Friedrich Paulus, ich habe das Erlaubnis, mit Ihnen zu Mittag zu essen, bekommen. Jetzt wird man das Mittagessen bringen.
Паулюс (Шумилову)
Ich habe auf solch einen Empfang nicht erwartet. Ich danke Ihnen, Herr Schumilow.
Переводчик (Шумилову)
Не ожидал такого приема. Благодарю Вас за любезность, господин Шумилов.
Входит конвоир и вносит обед на подносе, расставляет тарелки, ставит рюмки, графин с водкой.
Шумилов (Паулюсу и переводчику)
Прошу, господа, откушайте. Чем богаты, тем и рады. Господин фельдмаршал, по русскому обычаю положено по рюмочке. Не возражаете?
Переводчик (Паулюсу)
Essen Sie bitte, meine Herrschaften, was es gibt. Herr Feldmarschall, nach dem russischen Brauch muss man einen Schnapsglas trinken. Sind Sie einverstanden?
Паулюс (Шумилову)
Ich habe keine Einwände. Erlauben Sie mir einen Toast ausbringen?
Переводчик (Шумилову)
Не возражаю, господин Шумилов. Позвольте тост произнести?
Шумилов (Паулюсу)
Говорите, господин фельдмаршал.
Переводчик (Паулюсу)
Sagen Sie bitte, Herr Feldmarschall.
Паулюс (Шумилову)
Ich möchte vor allem sagen, dass die Sowjetstrategie höher erschien, als unsere. Das beweist am besten die Stalingrader Schlacht und meine Gefangenschaft. Ich bin sicher, dass Stalingrad zum Wendepunkt in diesem Krieg wird. Für Deutschland ist die Stalingrader Schlacht die schwerste Niederlage, für Ihres Land ist sie ein größter Sieg. Jetzt ist es klar, bald werdet ihr in Berlin sein. Wir haben diesen Krieg verloren. Für die unbesiegbare Rote Armee und für das russische Volk!
(Поднимает рюмку)
Переводчик (Шумилову)
Я хочу прежде всего сказать, что советская стратегия оказалась... выше нашей... Лучшее тому доказательство - исход Сталинградской битвы, в результате которой я оказался в плену. Я уверен, что Сталинград отныне станет поворотным пунктом в этой войне. Для Германии битва под Сталинградом - тягчайшее поражение в ее истории, а для Вашей страны - это величайшая победа. Теперь ясно одно - вы скоро будете в Берлине. Мы проиграли эту войну. За непобедимую Красную Армию и русский народ!
Шумилов (Паулюсу)
Ничего, не горюйте, фельдмаршал. Кто в своей жизни не ошибался? Вы со своими знаниями еще послужите новой Германии.
Переводчик (Паулюсу)
Bitte, beruhigen Sie sich, Herr Feldmarschall. Wer hat in seinem Leben keinen Fehler gemacht? Sie mit Ihren Kenntnissen werden noch dem neuen Deutschland dienen.
Паулюс (переводчику)
Ja, die Geschichte lehrt. Die Stalingrader Schlacht wird in die Weltgeschichte eingehen. Unsere Nachwelt wird sie studieren. Erlauben Sie mir noch einmal diesen Glas für eure Armee, für eures Volk zu erheben!
Переводчик (Шумилову)
Да, уроки истории не проходят даром. Битва под Сталинградом войдет в мировую историю, ее будут изучать наши потомки. Еще раз разрешите поднять этот бокал за вашу армию и ваш народ!
Шумилов (Паулюсу)
Что ж, господин фельдмаршал, такова история. Жаль только, что цена этой битвы очень высока - столько человеческих жизней загублено.
(Встает, дает понять, что обед окончен.)
Переводчик (Паулюсу)
So ist die Geschichte, Herr Feldmarschall. Es ist nur sehr schade, dass der Preis dieses Sieges zu hoch ist. So viele Menschenverluste.
Паулюс (встает и обращается к Шумилову)
Ich danke für Empfang, Herr Schumilow! Ich werde dieses Mittagessen bei Stalingrad nie vergessen. Leben Sie wohl, Herr Armeeführer!
Переводчик (Шумилову)
Благодарю Вас за прием, господин Шумилов. Я никогда не забуду этот обед под Сталинградом. Прощайте, господин командующий!
Паулюс щелкает каблуками, по привычке вскидывает правую руку в приветствии.
В это время входит конвоир.
Шумилов (Паулюсу)
До свидания, господин Фридрих Паулюс. Не поминайте лихом. Может быть, еще доведется встретиться с Вами после войны.
Конвоиру
Конвоир! Отведите фельдмаршала в штаб армии к Рокоссовскому.
Переводчик (Паулюсу)
Auf Wiedersehen, Herr Friedrich Paulus! Leben Sie wohl. Vielleicht werden wir uns nach dem Krieg treffen.
Все уходят.
Ведущий
(на фоне видеокадров о пленении Паулюса из фильма «Сталинградская битва»).
Вы видите документальные кадры, на которых снят фельдмаршал Паулюс в момент его пленения советскими солдатами.
4-й чтец
От льда арктического моря
До африканского песка
С фашизмом бились в смертном споре
Разноплеменные войска.
И люди воинскую славу
От снежных гор до пирамид
Увековечили по праву,
Вковали в бронзу и гранит.
Но нашей славе сталинградской,
Которой выше всех сиять,
Бессмертный памятник солдатский
Воздвигнут, подвигу под стать.
Дивизий пыльные знамена,
Знамена славы боевой,
На гордых башнях Волго-Дона
Застыли в бронзе вековой.
И чтобы в людях память крепла
Про легендарный Сталинград,
Великий город встал из пепла,
Сильней и краше во сто крат.
Делам и подвигам народа
Стареть и тлеть не суждено.
Мы с вами дальше год от года
От Сталинградского обвода,
А нам он близок все равно.
Расплылся дым, и пыль осела,
А слава тех великих дней
В степной дали не потускнела,
А стала ярче и видней.
И нам виднее с вами ныне,
Шагая в гору и вперед,
Дела и подвиги твердыни...
Твердыней этой был народ!
Ведущий
У нового времени — новые герои. Несмотря ни на что, подвиги наших солдат и офицеров в горячих точках нравственно похожи на подвиги героев Великой Отечественной войны. Пока существует эта взаимопреемственность, у России всегда будут своя земля, свой народ, свои песни и свои Победы.
Звучит один куплет песни «Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова).
Представление участников литературно-музыкальной композиции, инсценировки «Обед с Паулюсом».
Далее следует обзор книжной выставки на данную тему и обмен мнениями участников и гостей встречи.
Цели:
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой город; прививать чувство любви к родному городу; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Оформление:
репродукции картин, посвященных войне, Сталинградской битве, фотографии военного Сталинграда, героев Сталинградской битвы, памятников войны, выставка книг о Сталинградской битве, записи песен о войне.
Подготовка к классному часу:
оформление выставки книг, репродукций, фотографий, запись на доске эпиграфов к классному часу:
На старой, милой нам Земле
Есть много мужества. Оно
Не в холе, воле и тепле,
Не в колыбели рождено...
К. Симонов
Нет героев от рожденья,
Они рождаются в боях.
А. Твардовский
Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни Сталинградской битвы. Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме. Группа музыкальных оформителей - песни о военных годах, подвигах солдат.
Ход классного часа
Ведущий
Семьдесят лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы она обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.
Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»).
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Ведущий
Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. Всем, вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.
Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?..
Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.
Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счет перевалит за 1000». Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Нанайский охотник, снайпер Максим Пассар во время Сталинградской битвы уничтожил 272 фашиста. Снайпер Николай Ильин застрелил 500 вражеских солдат.
24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повел своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал бросать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.
Территория между заводом буровой аппаратуры и Волгой называлась во время Сталинградской битвы островом Ивана Ильича Людникова. Всего 300 м отделяло фашистов от Волги, но в этом месте немцы подошли к Волге совсем близко, до реки осталось всего 30 метров. Целой ротой они не смогли одолеть сопротивление четырех связистов: А. И. Кузьминского, А. И. Ветошкина, С. К. Харазия и А. С. Колоссовского, которые сделали укрытие в береговой круче, откуда могли наблюдать за передвижением врага и стрелять в него, но сами оказывались недосягаемы. 40 дней они отбивали попытки немцев прорваться к Волге и держали связь с Людниковым, докладывая обстановку.
Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».
Четыре бойца: Н. И. Сарафанов, М. Ф. Чембаров, А. А. Беляев и П. Г. Круглов - во время боя в районе Дар-горы 16 сентября 1942 года отражали атаки 20 фашистских танков. Круглов и Беляев погибли, оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен. Им удалось бежать и вернуться в свой полк. Их считали погибшими и посмертно наградили орденами Отечественной войны.
Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Ученики продолжают рассказывать о подвигах.
Иван Семенович Рачков на своем пароходе «Иосиф Сталин» вывез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 года принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуирующихся из города. Он должен был доставить их в Куйбышев. Под прикрытием ночи пароход тронулся в путь, ио был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар. Спасая людей и имущество, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслись.
В Краснооктябрьском районе есть улица 33 Героев. Она названа так в честь 33 советских воинов, принявших бой около хутора Малая Россошка с 70 фашистскими танками. Воины использовали следующий прием: когда вражеский танк проходил над их окопом, они бросали бутылки с горючей смесью в машинное отделение - самое уязвимое место тапка. Немцы выскакивали из машин, автоматчики уничтожали их. Враг был вынужден отступить, оставив на поле боя 27 танков и 150 трупов. Из 33 наших воинов никто не погиб.
Во время боя на Дону в августе 1942 года радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских подразделений, о нахождении огневых точек и обороны противника. Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго отстреливалась, но была захвачена в плен, ее пытали, истязали, требовали сообщить известную ей информацию о расположении советских войск. Немцы замучили молодую радистку до смерти, но не добились от нее никаких сведений. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени.
19-летняя девушка Татьяна Скоробогатова возглавила партизанский отряд «Искра». Отряд минировал дороги, совершал налеты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. За несколько дней до прихода советских войск отряд напал на вражескую автоколонну. В крытых машинах ехали солдаты; завязался бой, в котором девушка погибла.
Сталевар завода «Красный Октябрь» Ольга Ковалева добровольно пошла в народное ополчение, защищала подступы к заводу. Когда был убит командир отделения, она поднялась во весь рост и повела отделение за собой. Фашисты понесли огромные потери и были отброшены. Ольга погибла в этом бою.
Илья Каплунов в бою в декабре 1942 года вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал сражаться. Его нашли возле девятого уничтоженного им танка.
Михаил Паникаха участвовал в бою в составе 193-й стрелковой дивизии, которая удерживала натиск пехоты, 60 танков и 1700 самолетов врага. Паникаха подбивал танки из противотанкового пулемета; когда кончились патроны, он взял две бутылки с горючей смесью и пошел навстречу головному танку. По Михаилу стреляли, пуля попала в бутылку, одежда бойца загорелась. Горящий боец бросился на моторное отделение вражеского танка и уничтожил его. Уцелевшие танки повернули назад. Атака врага сорвалась.
Алексей Соколов - житель Сталинграда, до войны работал токарем на заводе «Баррикады». Участвовал в боях за Псков, Ленинград, Сталинград. Во время боя из 13 танкистов практически никто не уцелел, Алексей был ранен в ногу, сумел выбраться из горящего танка и, чтобы продолжать бой, переполз в уцелевший танк. В нем оказался Виктор Чернышенко. Два танкиста 10 суток отбивали атаки врага. Оба были тяжело ранены, у них кончилась еда, вода, боеприпасы. Их спасла подошедшая к месту боя часть. Врачи боролись за жизнь отважных танкистов, но выжил только Чернышенко.
Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шел кровопролитный бой на правом фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвертая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый пулемет. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление. Наш земляк Николай Сердюков повторил его подвиг, также закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечив этим атаку.
Василий Андреевич Глазков, командир 35-й стрелковой дивизии, руководил очень сложным боем, который длился 5 суток. Бойцы не ели все это время, обходились несколькими глотками воды и галетным печеньем. Гитлеровцы бросили в атаку 100 танков, 40 самолетов и мотопехоту. Глазков находился в боевых порядках. Противник обнаружил его наблюдательный пункт и открыл огонь из минометов. Глазкова ранило, но он не покинул боевого поста, продолжал управлять боем. Чувствуя, что теряет сознание, отдал последние распоряжения и передал командование своему заместителю. Попытки вынести комдива с поля боя и доставить его в санчасть окончились плачевно: противник следил за его перемещением и вел обстрел. Глазков получил еще несколько ранений и погиб. В музее обороны как свидетельство мужества и бесстрашия комдива хранится шинель Глазкова, изрешеченная пулями и осколками.
Михаил Хвастанцев служил в составе 15-й гвардейской стрелковой дивизии. Дивизия вступила в неравный бой с врагом: десятки самолетов и танков обстреливали наших бойцов. Через 5 часов боя большая часть бойцов выбыла из строя, а танки врага надвигались стеной. Михаил поднял в атаку остатки расчетов, боеприпасы кончались. Распорядившись об эвакуации раненых, он решил прикрыть их отход. Хвастанцев подпускал танки очень близко и последними снарядами взрывал их. Когда осталась одна граната, он пропустил танк и бросил ее в моторное отделение. Танк взорвался, но очередь, выпущенная из другого вражеского танка, прошила героя и оборвала его жизнь.
В октябре 1942 года во время боя в районе завода «Баррикады» проявил мужество Матвей Путилов. Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время выполнения боевого задания; вокруг разрывались снаряды и обрывали провод не один раз, и каждый раз Матвей находил и устранял обрыв. Когда понял, что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвея Путилова уже не было в живых, а связь продолжала работать.
Звучит песня В. Высоцкого «Их восемь, нас - двое» о летчиках-истребителях.
Учащиеся рассказывают о подвигах летчиков.
7 августа летчик Владимир Землянский четыре раза за день поднимал в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.
Летчик Владимир Каменщиков лично сбил 12 вражеских самолетов, а в группе - еще 37. В день ему приходилось делать по 10 вылетов. Были сражения, когда летчику приходилось биться в группе из 6 самолетов против 28 вражеских машин. Во время своего сотого боевого вылета Владимир Каменщиков погиб.
Летчик Петр Алексеевич Панин с мая 1942 по август 1943 года произвел 114 боевых вылетов. Лично он сбил 13 фашистских самолетов. 26 августа 1943 года его подразделение по тревоге поднялось в воздух. Шесть самолетов вступило в бой с 30 вражескими крылатыми машинами. Восемь удалось сбить, враг отступил, но подразделение вернулось с задания без своего командира. Панин погиб.
Иван Мещеряков - командир эскадрильи шестого авиационного полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя, уничтожила 56 вражеских самолетов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолетов.
8 февраля 1942 года по заданию он прикрывал с воздуха порядки наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, летчик направил самолет к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанес удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолет на них. По самолету стреляли с земли, и Мещерякова ранило в руку, но он продолжал вести самолет одной рукой. Самолет потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.
Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими «мессершмиттами», подбив 4 из них, погиб в неравном бою.
Ведущий
Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти... Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
Ученики читают стихотворение И. Уткина «Сестра».
Когда, упав на поле боя,
И не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой.
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
Учащиеся рассказывают о подвигах медсестер.
Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боев за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.
19-летняя медсестра Зинаида Маресева во время Сталинградской битвы выносила раненых с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненых бойцов.
Сандружинпица Дуся Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.
Всем известно имя Гули (Марионеллы) Королевой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поля боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.
Ведущий
Всех героев не назвать, но их помнят.
В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.
Ученики читают стихотворение В. Леднева «Вечный огонь».
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь -
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
Ведущий
Есть Вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.
Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
Ведущий
Площадь Ленина, Дом Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13-й дивизии, погибшие в боях за Сталинград.
Мамаев курган - один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.
Ученики читают стихотворение В. Мавродиева «Мать».
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук...
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего -
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего...
Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла,
Кулек конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоня, и к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе...
Ведущий
Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли...
Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.
Ведущий объявляет минуту молчания. Благодарит всех.
Цели:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма.
2. Освоение элементарных представлений о военных операциях, о датах.
Оформление доски:
- Записана тема.
- Карта «II Мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза».
- Три последовательных листа:
а) на одном перечислены военные операции (к конкурсу 2);
б) на другом - даты военных операций (к конкурсу 4);
в) на третьем - географические объекты периода войны (к конкурсу 5). - Стенные газеты: «И помнит мир спасенный» (о героях Великой Отечественной войны) и «Георгий Константинович Жуков».
- Цитата на ватманском листе: «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия». (У. Черчилль, премьер-министр Англии.)
- На отдельном столе готовится выставка книг о войне.
Подготовка.
Класс делится на 3 команды. Вопросы по конкурсам 1, 3 и 5 даются заранее. Заранее готовятся сообщения о героях войны (Юрии Смирнове, Николае Кузнецове, Александре Матросове, Иване Леонове и др.). Каждая команда заранее готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы (конкурсы 3 (а и б) и 6).
По ходу проведения игры показываются репродукции с картин советских художников по теме «Великая Отечественная война», которые соответствуют данному вопросу.
Ход игры
Учитель
22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Союза Советских Социалистических республик. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.
Конкурс 1. «Война».
Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру получает билет. 3 балла за правильный ответ.
1) «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто и когда впервые сказал эти слова?
(Заключительная фраза обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов 22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны.)
2) Графическое и музыкально-поэтическое произведения, с первых дней Великой Отечественной войны ставшие ее символами, получившие всемирную известность, его авторы.
(Музыкально-поэтическое произведение - песня «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Графическое произведение — плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».)
3) Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах Великой Отечественной войны? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?
(«От советского Информбюро...», Ю. Левитан.)
4) История донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликово, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти Великая Отечественная война? Что и когда произошло на нем?
(12 июля 1943 г., танковое сражение под Прохоровкой.)
5) Кто и перед кем произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы?
(Политрук В. Клочков, один из 28 погибших воинов-панфиловцев, обращаясь к группе солдат 316-й стрелковой дивизии: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!».)
6) В руках двух всемирно известных скульптур, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, находятся мечи. Назовите эти скульптуры, где они установлены? (Волгоград - Мамаев курган - «Родина-мать», Берлин -Трептов-парк — «Воин-освободитель».)
Конкурс 2 «Военные операции»
Ответ по карточкам.
Учитель
Я задаю вопрос, и через 30 секунд по команде все одновременно поднимают карточки с номерами, которые соответствуют правильному ответу. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными военными операциями, напротив каждой операции цифра. 1 балл за каждый правильный ответ.
1. В честь освобождения каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году? (Орел, Белгород.)
2. Как называлась операция немецко-фашистского командования по захвату и уничтожению Москвы? («Тайфун».)
3. Какая битва положила начало коренному перелому в войне? (Сталинградская битва.)
4. Кодовое название Орловской операции по уничтожению немецко-фашистских войск, проведенной 12 июля - 18 августа? («Кутузов».)
5. Немецкий план ведения войны против СССР? (План «Барбаросса».)
6. Операции, проведенные партизанами в тылу противника. (Рельсовая война.)
7. Операция по освобождению Белоруссии. («Багратион».)
8. Города, получившие звание «Город-герой» приказом от 1 мая 1945 г. (Ленинград, Сталинград, Севастополь.)
9. Название операции по освобождению Смоленской области.
10. Название операции по освобождению Орла. («Кутузов».)
11. Название операции по освобождению Белгорода. («Полководец Румянцев».)
Учитель
Пока жюри подводит итоги, мы с вами заслушаем сообщение о Герое Великой Отечественной войны и тем самым перейдем к конкурсу «Герои войны».
Сообщение о Юрии Смирнове подготовила нам...
Слово жюри.
Конкурс 3. «Герои войны».
Учитель
Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину - Советский Союз. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Миллионы получили награды, а еще миллионы, может и не получили того, что заслужили.
Справка.
Самого высокого звания - Герой Советского Союза - были удостоены 11635 человек. Самый старший из них - простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Хочу отметить еще двух Героев Советского Союза - русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.
Среди Героев Советского Союза - 76 женщин и 4 подростка-пионера, которым было по 14 лет.
Приготовим листочки с буквой а.
Ответы на вопросы 3-го конкурса даются письменно. 1 балл за каждый правильный ответ.
1. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»
Собрав последние силы, слабеющей рукой начертал эти слова на стене умирающий боец. Где была обнаружена эта надпись?
(В Брестской крепости.)
2. С первых же часов войны ожесточенный характер носили бои в воздухе.
Справка. Он совершил свой подвиг 22 июня 1941 г. в 04 часа 25 минут, таранив «Хейнкель».
Кто первым направил свой горящий самолет на скопище врага (совершил огненный таран)?
(И. Гастелло.)
3. Написать фамилию летчика, который после ампутации ног вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета.
(А. Маресьев.)
4. Написать фамилии летчиков, трижды Героев Советского Союза.
(И. Н. Кожедуб, А. П. Покрышкин.)
5. Кто управлял вражеским бомбардировщиком, на котором группа советских военнопленных совершила беспримерный в истории войны побег?
(Михаил Девятаев вместе с девятью солагерниками 8 февраля 1945 г. чудом поднял самолет и перелетел через линию фронта.)
6. Кто возглавлял советскую авиагруппу, которая первой совершила бомбардировку Берлина в августе 1941 года?
(Е. Н. Преображенский, полковник, 1-й минно-торпедный авиаполк.)
Сдаем листы с ответами.
Справка.
За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По два тарана совершили 25 летчиков, а Герои Советского Союза -Хлобыстов и Корзун - три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского Союза - 94 летчикам.
На сегодняшний день история Великой Отечественной войны не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!
Сообщение о герое-летчике Иване Леонове, который после ампутации руки продолжал летать и бить врага, сделает нам ....
Продолжаем конкурс «Герои войны».
Всему миру известен подвиг Александра Матросова. Заслушаем подготовленное сообщение о герое.
Справка.
Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 из них было присвоено звание Героя Советского Союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17-летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.
Возьмите лист с пометкой «3-й конкурс, пункт б», остальные ответы даем письменно.
1. Когда кончались патроны, солдаты вызывали огонь на себя, бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами, закрывали своим телом вражеские дзоты. 13 января 1943 г. в бою в районе хутора Старый Рогачик (ныне Новый Рогачик Волгоградской области) он бросился на амбразуру дзота и закрыл его своим телом. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
(Н. Сердюков.)
2. Назовите имя героя-артиллериста, вернувшегося на фронт после потери обеих рук.
(Василий Степанович Петров.)
3. На оккупированной территории фашисты не чувствовали себя свободно и вольно. Повсеместно действовали партизанские отряды и подпольные группы. Против оккупантов боролись даже подростки.
Назовите фамилии пионеров - Героев Советского Союза.
(Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова (член ВЛКСМ с 1943 г.), Леня Голиков.)
4. Назовите фамилии руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», которая действовала в Краснодоне. Все они посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
(Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Иван Земнухов.)
5. 27 января 1942 г. в газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини-партизанки.
(Зоя Космодемьянская.)
6. Напишите фамилию командира самого крупного партизанского отряда, действовавшего на Украине.
(С. А. Ковпак.)
Сдаются листы с ответами.
Учитель
В одном из партизанских отрядов под командованием Д. Н. Медведева находился советский разведчик Николай Кузнецов. Послушаем сообщение о герое, которое подготовил нам ....
Конкурс 4. «Знаешь ли ты даты?»
Учитель
После вопроса через 30 секунд по команде поднимаем карточки с ответами. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными датами напротив каждой цифры, расположите правильно даты, соответственно каждому событию. За каждый правильный ответ 1 балл.
Ответы:
Битва на Курской дуге. 5.07. - 12.07.1943 г. - оборонительная; 12.07.- 23.08.1943 г.-наступательная.
Московская битва. 30.09. - 05.12.1941 г.-оборонительная; 05.12.1941 г. - 20.04.1942 г. - наступательная
Сталинградская битва. 17.07. - 18.11.1942 г.-оборонительная; 19.11.1942 г. - 02.02.1943 г. - наступательная
Потсдамская конференция. 17.07.- 02.08.1945 г.
Берлинская операция. 16.04 - 02.09.1945 г.
Блокада Ленинграда. 08.09.1941 г. - 27.01.1944 г.
Крымская конференция. 04.02.- 11.02.1945 г.
Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских войск. 23.06.- 19.09.1944 г.
Прежде чем перейти к 5-му конкурсу, мы с вами послушаем сообщение о герое, которое нам подготовил ....
Слово жюри.
Конкурс 5. «География Великой Отечественной войны».
Представители команд вынимают номер, соответственно номеру получают задание (задания написаны на листе бумаги, лист бумаги на доске). Команды работают с картой. Прежде чем рассказать о географическом объекте, его надо показать на карте.
1. Курская дуга. (Курский выступ.)
2. «Восточный вал», (р. Нарва, Псков, Витебск, Орша, р. Сож, ср. течение р. Днепр (основа «Восточного вала»), р. Молочная.)
3. Малая земля. (Новоросийск.)
4. Остров Людникова. (Волгоград.)
5. Аджимушкайские каменоломни. (Керчь в черте города.)
6. Мамаев курган. (Волгоград.)
7. Зеловские высоты. (Недалеко от Берлина.)
8. Солдатское поле. (Волгоград.)
Слово жюри.
Учитель
Великая Отечественная война длилась почти четыре года - 47 месяцев и 18 дней. Четыре года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. Четыре года напряженного труда в тылу. Четыре года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу - остановить врага, уничтожить врага, очистить от него свою землю. Долго, целых четыре года, шел советский солдат к Берлину.
Конкурс 6. «Окончание войны».
Ответы даются письменно. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Какие фронты участвовали в операции по взятию Берлина, и кто ими командовал?
(1-й Белорусский - Г. К. Жуков; 1-й Украинский - В. И. Кузнецов, В. И. Чуйков и др.; 2-й Белорусский -К. К Рокоссовский; Днепровская военная флотилия, Краснознаменный Балтийский флот.)
2. Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом?
(М. А. Егоров, М. В. Кантария.)
3. Когда Знамя Победы было водружено?
(30 апреля 1945 г.)
4. Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии?
(Г. К. Жуков.)
5. Когда был подписан акт о капитуляции?
(7 мая.)
6. Назовите имя первого коменданта Берлина.
(Генерал Берзарин. Первый комендант Берлина. Генерал Н. Э. Берзарин - один из крупнейших полководцев Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза )
7. Когда и где состоялся Парад Победы?
(Москва, 24 июня 1945 г.)
8. Кто принимал Парад Победы? Кто командовал Парадом?
(Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский.)
Слово жюри.
Заключительное слово учителя.
Скоро в России праздник. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут и матерей, сыновей и дочерей, братьев и сестер, двоюродных и троюродных, кумовьев и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванных осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще - без счета умиравших и умиравших от голода, холода, от ран, от мук, от страданий, от горя. Всех помянут за празднично-поминальными столами.
Помяните Неизвестного солдата. Его прах разбросан по всей Европе - от Сталинграда до Берлина. И он не знает о торжественном венке, который несколько раз в году возлагают на мраморные плиты у Кремлевской стены. И только наши слезы и слезы потомков, пролитые в бесконечных дождях 1941 20... гг., делают его косточки все белее и белее.
Я уверена, что ваша подготовка к игре, и ее проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой, историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.
Мое седое поколенье,
Оно особого каленья,
Особой выкладки и шага-
От Сталинграда до рейхстага.
Егор Исаев
Стоять - и о смерти забыть!
Юрий Бондарев. Горячий снег
За Волгой для нас земли нет.
Василий Зайцев, снайпер, Герой Советского Союза
Цели:
пополнить знания учащихся по истории России, истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Сталинградской битвы; воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование:
герб, флаг, гимн России, книжная выставка, плакаты о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве, награды России, карта «Сталинградская битва»; реквизит для сценки, изображение вечного огня (бутафория); магнитофон, аудиокассеты, метроном, секундомер.
Ход мероприятия
Звучит запись гимна России.
Ведущий
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы в очередной раз вспомнить о важной дате в истории нашей страны, почтить память тех, кому мы многим обязаны. Итак, наш разговор посвящен великой победе в битве под Сталинградом.
С 1055 по 1452 гг. известным историком Соловьевым насчитано 245 известий о нашествиях на Русь, это в среднем по одному в год. В дальнейшем, с XIV в., то есть с рождения Российского государства и до наших дней, в течение 525 лет Россия провела в войнах 305 лет, то есть почти две трети своего существования а считая войну на Кавказе, - 329 лет. Всего наша цивилизация (ученые говорят, что 6-я по счету) насчитывает 14513 войн.
Вот конкретные потери нескольких стран во Второй мировой войне (1 сентября 1939 г. -2 сентября 1945 г.):
• СССР - более 27 млн человек;
• Франция - 600 тыс. человек;
• Великобритания - 370 тыс. человек;
• США - около 300 тыс. человек;
• Германия - 10 млн человек.
Следует также отметить, что участников тех великих событий XX века, принесших освобождение от фашизма, осталось в живых не так уж много.
...Сегодня, в эти холодные февральские дни, мне хочется напомнить вам, юным ребятам, о наших героях, участниках великой битвы на Волге, а также о тех знаменитых полководцах, которые непосредственно решали историческую судьбу битвы на священной Сталинградской земле.
1-й чтец
В свой срок - не поздно и не рано -
Придет зима, замрет земля,
И ты к Мамаеву кургану
Придешь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на краю метели белой
Положишь красные цветы.
...Сто лет пройдет и сто метелиц,
А мы пред ними все в долгу.
Февраль, февраль, солдатский месяц,
Горят гвоздики на снегу.
М. Агашина
После исполнения этого стихотворения чтец подходит к имитации вечного огня и возлагает две красные гвоздики.
Звучит запись песни «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) (1-й куплет).
Ведущий
Да, действительно снег был горячим. Герой романа Юрия Бондарева пленный немецкий майор Диц сделал для себя такое неожиданное открытие: «А в России горит снег». Горячий, горящий снег - это то, чего не учли немцы, готовя свой варварский поход в Россию и наступление под Сталинградом.
Горячий снег - это горящая под ногами врага земля, это несокрушимая духовная сила, истоки которой в любви к стране, которую советский народ защищал до конца.
Сталинградская битва... Никто сейчас не сможет точно сказать, сколько людей погибло под Сталинградом. Тогда, в сентябрьские дни 1942 года, весь Сталинградский фронт облетели «крылатые» слова, сказанные снайпером Василием Зайцевым: «За Волгой для нас земли нет». Зайцев родом из Сибири, охотник, меткий стрелок, хотя и был ранен в глаз. Он лично уничтожил 300 фашистов.
Гитлер и его окружение после неудач под Москвой хотели завладеть кавказской нефтью, лучшими хлебными районами страны. Сталинград был для них препятствием. Но именно здесь Гитлер потерпел поражение. Именно здесь отборные гитлеровские дивизии «сломали себе зубы».
Руководство нашей страны в ответ на действия Гитлера приняло соответствующие контрмеры.
Инсценировка
«Подготовка контрнаступления под Сталинградом»
Действующие лица:
Георгий Константинович Жуков - генерал армии, 1-й заместитель Верховного Главнокомандующего.
Александр Михайлович Василевский - генерал-полковник, начальник Генерального штаба.
Николай Федорович Ватутин - генерал-полковник.
Николай Николаевич Воронов - генерал-полковник, командующий артиллерией.
Иосиф Виссарионович Сталин - руководитель СССР, Верховный Главнокомандующий.
На сцене - стол, стулья.
На столе - телефон, карта, письменные приборы.
Генералы Василевский, Ватутин, Воронов склонились над картой Сталинградской области.
Входит Жуков, генералы встают.
Жуков
Здравствуйте, товарищи! (Здоровается с каждым за руку). Присаживайтесь. Военный совет Сталинградского фронта направил в Ставку свои предложения по организации и проведению контрнаступления по собственной инициативе.
Василевский
Хорошо, товарищ Жуков, нужно подробно с этими предложениями ознакомиться и взять их на вооружение. Мы отправляемся 6 октября на рассвете с товарищем Вороновым и Ивановым на наблюдательный пункт 51-й Армии генерала Труфанова. Там, на месте, ознакомимся со всеми предложениями командующих войсками, еще раз все обсудим и отправим донесение о подготовке контрнаступления под Сталинградом на имя Верховного Главнокомандующего.
Ватутин
Георгий Константинович! У меня имеются свои соображения насчет контрнаступления: я думаю, что Юго-Западный фронт в составе 21-й, 5-й Танковой армий с плацдармов юго-западнее Серафимовича и в районе Клетской должны прорвать оборону 3-й румынской армии и стремительно развивать удар подвижными соединениями на юго-восток, выйти на Дон на участке Большенабатовская - Калач. В результате этого удара все пути отхода немцев на запад будут отрезаны.
Жуков
Действуйте, Николай Федорович. Одобряю ваш план.
— Товарищи! (Обращается ко всем присутствующим.) Нам с вами предстоит хорошо поработать в войсках, чтобы помочь командованию, штабам и войскам полностью освоить план контрнаступления и способы его выполнения.
Жуков
обращается к Воронову.
А вы, товарищ Воронов, займетесь отработкой своих задач, всем, что касается артиллерии. Ваши действия представите мне в ближайшее время.
Воронов
Будет выполнено, товарищ генерал.
Жуков
На сегодня все, товарищи! Вы свободны. (Генералы встают, отдают честь и уходят.)
Жуков присаживается, снимает трубку телефона, напрямую соединенного со Сталиным, Верховным Главнокомандующим.
Жуков
Товарищ Сталин! Лично осмотрел позиции противника перед 51-й и 57-й армиями. Подробно проработал с командирами дивизий, корпусов и командармами предстоящие задачи по операции «Уран». К установленному сроку операция подготовлена не будет. Приказал готовить на 15 ноября.
Необходимо будет подбросить Ерёменко 100 тонн антифриза, чтобы бросить мехчасти вперед, нужно также теплое обмундирование и боеприпасы.
Сталин
(на другом конце провода сидит за столом в своем кабинете)
Товарищ Жуков! Если авиаподготовка операции неудовлетворительна у Ерёменко и Ватутина, то, боюсь, операция кончится провалом. Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае если имеем превосходство в воздухе.
Жуков
Согласен, товарищ Сталин. Думаю, что Ерёменко и Ватутин справятся с поставленной задачей.
Сталин
Товарищ Жуков! Если Новиков думает, что наша авиация сейчас не в состоянии выполнить эти задачи, то лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации.
Поговорите с Новиковым и Ворожейкиным, растолкуйте им это дело и сообщите мне ваше общее мнение.
Жуков
Есть, товарищ Сталин! До свидания, товарищ Сталин.
(Кладет трубку).
Оба уходят.
Ведущий
План контрнаступления под Сталинградом был доложен Жуковым и Василевским на заседании Ставки 13 ноября и утвержден.
19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских степей, покрытых первым снегом, нарушили мощные залпы свыше семи тысяч орудий и минометов. С тех пор ежегодно 19 ноября отмечается День войск артиллерии (позже добавили и ракетных войск).
Кольцо вокруг врага замкнулось 23 ноября в районе Калач - Советский. В кольце оказались 6-я Армия генерала Фридриха Паулюса, прошедшая победным маршем по Европе, и часть соединений Манштейна (4-й Танковой армии) - всего 22 немецкие дивизии общей численностью 330 тыс. человек с многочисленной военной техникой.
22 декабря 1942 года наши войска остановили гитлеровцев, а 24 декабря сопротивление врага было сломлено, враг начал отступать на юг.
31 января 1943 года южная группа гитлеровских войск, в составе которой находился Паулюс, капитулировала. Паулюс сдался в плен 64-й Армии под командованием Михаила Степановича Шумилова.
2 февраля 1943 года после мощного удара советской артиллерии прекратила сопротивление и северная группировка. В этот день закончилась историческая битва под Сталинградом.
Гитлер признал, что теперь от наступления его войска должны перейти к обороне. Начался период освобождения страны от гитлеровских оккупантов.
Звучит песня А. Розенбаума «Красная стена» (1-й куплет).
2-й чтец
(выходит с письмами-треугольниками в руках).
Вот письмо-треугольник солдата.
От затишья переднего края
Драгоценным подарком когда-то
Его почта несла полевая.
Как всегда, поначалу - поклоны
Маме, папе и младшей сестренке,
Детства добрым друзьям - поименно
И смущенно - любимой девчонке.
А потом сообщал юный воин:
«Бью фашистов “под дых”, как учили,
Славы ордена удостоен,
Жаль, что многих ребят схоронили...».
Дальше - сплошь затушеваны строки,
Видно, цензор крутой им достался:
Чтобы не было лишней мороки,
Зачеркнул... и подстраховался.
Что ж прочел кабинетный чиновник,
Где увидел в письме криминал?
Может, парня обидел полковник,
Или важный секрет разболтал?
3-й чтец
Нет, присяге незыблемо верен,
Может быть, лишь признался солдат,
Что порою бывал неуверен:
Отстоит или сдаст Сталинград.
Как под яростный стук автомата
На последней полоске земли
Злые думы терзали солдата:
«Как же немцы до Волги дошли?»
И в сомнениях не виноват он -
Смертный бой... а душа молода,
Только слов от нее адресатам
Не узнать никому, ни-ког-да:
На пути до родимой сторонки
В глубине красноярской тайги
Обогнала письмо... похоронка.
Знать, у горя быстрее шаги!
И слились в сотнях хмурых рассветов
С чернотой материнской тоски,
Как прощальный привет с того света,
Черной туши крутые мазки.
Вячеслав Ромасевич, выпускник Сталинградской спецшколы ВВС 1943 года, участник Парада Победы 24 июня 1945 г.
Ведущий
Письма с фронта... Письма из дома на фронт... Маленькие солдатские письма-треугольники... Как их ждали бойцы, как их ждали родные бойцов! Как боялись конвертов со штемпелями, где была похоронка! Эти письма были связующей ниточкой между фронтом и тылом. Вот некоторые из них.
Ведущий зачитывает три письма со Сталинградского фронта.
Письмо первое.
Сталинградская обл., Барышниковой Екатерине Архиповне.
Барышников Алексей Ильич.
15 октября 1942 года.
«Здравствуйте, дорогие мама и папа, жена Катя, сын Сережа! Спешу сообщить вам, что я жив, здоров. У меня пока все хорошо. Сейчас у нас небольшое затишье, вот я и решил написать вам несколько слов. Бьем фашистов вовсю. Скоро погоним их с нашей священной земли. Как вы там живете? Хватает ли вам еды? Как с огородом и бахчами? Управились? Катюша, жена моя дорогая, потерпи немного. Скоро приеду с фронта, крышу починю, забор отремонтирую. Да еще баньку свою налажу во дворе. Главное, чтобы вы все были здоровы, а там все наладится. Папа, а как ты, твое здоровье? Береги себя. Мама, родная моя, знаю, как вам нелегко там, в тылу. Не переживай, я везучий. Вернусь живой. А сыночку Сереже желаю быстрее расти да быть помощником по хозяйству. Привет передавайте всем соседям, родственникам, бабе Клаве, тете Маше, дяде Степану. Скажите, что всех их помню и люблю. И очень скучаю за всеми. Небольшая просьба к вам, родные, если можно, пришлите, пожалуйста, теплые носки, варежки, белье, немного махорки. Скоро зима, ударят морозы. Спешу дописать, почта сейчас уходит. До встречи, родные. Пишите, жду ответа. Ваш Алексей».
Письмо второе.
Сталинградская обл., Галочкиной Зое Афанасьевне.
Галочкин Николай Яковлевич.
9 января 1943 года.
«Здравствуй, дорогая жена Зоя!
Спешу сообщить, что ваше письмо получил сегодня...
Я очень рад, что узнал, как вы живете. Это очень для меня дорого. Из письма узнал, что вы из своих трудовых сбережений передали на танковую колонну тысячу рублей. Наш тыл тесно связан с фронтом. Иначе говоря, у нас у всех одна цель - как можно быстрее разгромить врага. Недалек тот день и тот час, когда и на нашей улице будет праздник...»
Рядовой Галочкин Николай Яковлевич погиб под Сталинградом 13 января 1943 года.
Письмо третье.
Таджикистан, Кеберовой Роно Саидовне.
Кеберов Ким.
«Здравствуйте, дорогие мои мама и папа!
Пишу вам из степей под Сталинградом. Перенесли все тяготы и лишения, выдержали удары врага и отстояли волжскую твердыню - великий Сталинград. Таких боев, какие проходила здесь, не знала и не будет знать история войн.
Все, что пережили за время Сталинградской битвы, вспоминается, как страшный сон...»
Рядовой Кеберов Ким пропал без вести.
4-й чтец
Твой век годами не измерится -
Он в мыслях и делах твоих.
И мне все больше свято верится,
Что ты - средь нас, среди живых...
Ты шел дорогою военною,
Познав боль горечи, утрат.
Сражался ты за всю Вселенную,
Советской армии солдат.
За землю отчую, любимую
Ты воевал семьей одной.
Сторонку тихую, родимую
Считал ты для себя страной.
Как скошенный, на землю падал,
И умирал, и вновь вставал.
Какой размах ты битве задал,
Когда на Волге наступал.
Великих битв мы знаем строки,
Имен героев нам не счесть.
Легенда вы из той эпохи,
Гордиться вами - наша честь.
Никто не забыт, ничто не забыто!
И вечная память тебе, мой солдат!
В глаза ты мне смотришь смело,
Открыто.
А я изучаю планку наград...
В. Панов
Ведущий
Как быстротечно время!
В начале нашей встречи было сказано о том, как мало осталось в живых участников тех событий. Даже те, кто родился после войны, уходят из жизни один за другим, унося с собой столько нерассказанного о тех, кому обязаны жизнью, кто по свежей тогда еще памяти делился с ними своими воспоминаниями о войне. Уйдут они - и некому будет рассказать о ней дальше, следующим поколениям.
Вот почему для вас, юных, так важна любая информация о тех далеких, грозовых днях. Вы должны нести эстафету памяти дальше, сквозь годы. И еще мы с вами должны помнить, что фронтовики живут среди нас. Может быть, это наши соседи по дому, по улице... Так давайте же сделаем так, чтобы День Победы стал для них настоящим праздником, праздником победителей! Они это заслужили.
Объявляется минута молчания. Включается метроном и секундомер.
После минуты молчания звучит песня «Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) (1-й куплет).
Далее предоставляется слово гостям мероприятия.