"Нет лучше дружка, чем родная матушка!" Праздник для мамы. (8 марта, День матери) на фольклорном материале. Подготовительная группа детского сада
Под спокойную лирическую русскую народную музыку в аудиозаписи дети за ведущей входят в зал цепочкой и заводят хоровод. С окончанием движения хоровода останавливаются врассыпную лицом к гостям.
1-й ребёнок.
Как на нашу улицу вышло сто ребят -
Мам поздравить с праздником все они хотят.
2-й ребёнок.
Скрип-скрип сапожки, трень-брень серёжки.
Кто стучится у дверей, проходите поскорей!
Все.
Это наши гости!
Ведущая.
Все нарядные такие, красавицы расписные!
Княгинюшками глядят, поздравленья принимать хотят!
Дети (поочерёдно).
Сколько звёзд на ясном небе,
Сколько колосков в полях,
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце одно на свете,
Только мама одна на свете.
(Г. Виеру)
Ведущая.
А ведь и правда слово «мама», как солнышко ясное, озаряет всех своим светом. И не случайно мамин праздник отмечают весной, когда просыпается и заново рождается природа, когда солнце ясное своими ласковыми лучами согревает землю, как добрая мать обнимает своё дитя.
Сколько мудрых пословиц и поговорок создал народ о любви матери к своим детям, бабушки — к внучатам. Вот, например, такая: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». А вы, ребята, какие знаете пословицы да поговорки?
Дети.
- Материнская ласка конца не знает.
- Мать кормит детей, как земля людей.
- При солнышке тепло, а при матери добро,
- Родных много, а матушка роднее всех!
Ведущая.
Исстари добрые традиции в доме передавались детям и внукам от бабушек.
Дети.
- Бабушка, золотая сударушка.
- Хорошо тому жить, у кого бабушка дом сторожит.
- Бабушке - один только дедушка не внук.
- Хороша внучка Аннушка, коль хвалят мать да бабушка.
Ведущая.
Давайте, Весну да птиц весенних по-закликаем, чтобы растопило солнце ясное снега холодные да согрело землю-матушку.
Дети (поют закличку, повторяя каждую строку 2 раза).
Ой, Веснушку гукали. Гу!
Ой, красную закликали.
Приди, Весна, со радостью!
Приди, Весна, со милостью!
Девочки играют на свистульках.
Ведущая.
Птицы несут на крылышках весну да солнце тёплое и много праздников весенних. Любили на Руси праздники, а особенно тёплые весенние. Вот и у нас выдалась в этом году особенно праздничная неделя. А любой праздник не обходится без угощенья.
А сегодня, третьего марта, овсянка начинает петь. Пекут овсяннички - пирожки из овсяной муки. Закликают птицу овсянку - вестницу тепла. Дети кормили птиц выпеченными овсянничками. Считалось, что птицы - вестники весны. В это время птичка-овсянка издавала звуки, похожие на слова «Покинь сани! Покинь сани!»
Ставила хозяйка тесто и ждала гостей. А за тестом нужен глаз да глаз. Не усмотришь - убежит. И вот какая история как-то раз приключилась с одной хозяйкой...
Тише-тише, не шумите и хозяйку пропустите.
Расскажи-ка, как ты пела да квашню недоглядела.
Дети исполняют русскую народную песню «Квашня»
Русская народная песня «Квашня»
1.
У меня квашня
По избе пошла.
Ну, да ну, да ну, да ну,
По избе пошла.
2.
По избе пошла,
До дверей дошла,
Ну, да ну, да ну, да ну,
До дверей дошла.
3.
До дверей дошла,
Двери выставила,
Ну, да ну, да ну, да ну,
Двери выставила.
4.
Двери выставила,
Избу выстудила,
Ну, да ну, да ну, да ну,
Избу выстудила.
5.
Как пошла наша хозяюшка
По улице гулять,
Ну, да ну, да ну, да ну,
Да по улице гулять.
6.
Всё по улице гулять,
Да квашню свою искать,
Ну, да ну, да ну, да ну,
Да квашню свою искать.
7.
Ну, а как нашла,
Пирогов напекла,
Ну, да ну, да ну, да ну,
Пирогов напекла.
8.
Пирогов напекла
Да гостей созвала,
Ну, да ну, да ну, да ну,
Да гостей созвала.
Ведущая.
А давайте-ка, ребята, попробуем сегодня вместе испечь такие овсяннички. А потом угостим всех наших дорогих гостей, наших любимых мам и бабушек.
По показу взрослых дети лепят из теста пирожки в виде солнышка, раскладывают их на противень. По окончании работы противень уносят на кухню.
Ведущая.
Ну вот, и работа сладилась. А теперь можно поиграть да позабавиться. Делу время, потехе час.
Дети (по очереди).
- Собрались мы позабавиться да потешиться!
- Поиграть, пошутить, посмеяться!
- Перво-наперво отгадайте наши загадки.
- В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь, как зовут её? (Гармонь.)
- Это что за разговор: то ли ссора, то ли спор?
Как сороки, затрещали - инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тётка, называется... (Трещотка)
- Хоть на ней и три струны, далеко они слышны.
Веселее заиграй-ка, верный друг наш... (Балалайка.)
Девочка.
А вот ещё одна загадка.
Деревянная подружка, без неё мы как без рук.
На досуге веселушка и накормит всех вокруг,
Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт. (Ложка.)
Мальчик.
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент -
Не простые, расписные
Древнерусский инструмент.
Дети исполняют танец с ложками под русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку»
Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку»
Танец с ложками
Фигура 1.
Такты 1 - 4. Дети идут по кругу парами, держа в свободной руке по две ложки.
Такты 5, 6. Каждая девочка «восьмёркой» переходит к стоящему за ней мальчику.
Такты 7, 8. Дети берут ложки в каждую руку, кружатся парами «лодочкой». Мальчик поворачивается спиной в круг, девочка становится напротив него.
Фигура 2.
Такты 1 - 4. Дети ритмично стучат с правой стороны, с левой по ложкам партнёра и перед собой приёмом «тарелочки».
Такты 5 - 8. Кружатся парами («свечка») и останавливаются лицом в круг.
Фигура 3.
Такты 1, 2. Девочки сходятся в центр круга и ритмично стучат ложками.
Такты 3, 4. Возвращаются в круг и ритмично стучат ложками.
Такты 5, 6. Мальчики сходятся в центр круга и ритмично стучат ложками, одновременно выполняя притоп правой ногой.
Такты 7, 8. Возвращаются в круг и ритмично стучат ложками, одновременно выполняя притоп правой ногой.
Далее повторяются движения фигуры 1 до кружения пар «лодочкой». Дети останавливаются парами лицом к зрителям и выполняют различные приёмы игры на деревянных ложках в ритме музыки.
Ведущая.
А сейчас мы отдохнём, о Весне стихи прочтём.
Дети читают стихи русских поэтов о весне.
Девочка.
Отворяю ворота ключиком-замочком,
Накрываюсь-покрываюсь шёлковым платочком.
Приглашаю я играть мальчика Ванюшу,
А подружке предлагаю пригласить Андрюшу.
Мальчик.
Вы подруженьки любимые,
Вы красавицы-забавницы,
Сходитесь с нами на лужок
Да встаньте вместе все в кружок.
Вы возьмитесь все за рученьки
И примите нас, молодчиков, с собой.
Дети играют в русскую народную игру «Летели две птички»
Русская народная игра «Летели две птички»
1.
Летели две птички,
Ростом невелички.
Припев:
То-то розан, то-то розан,
То-то аленький цветок.
Выбранная пара детей свободно «гуляет». Остальные дети поют, сидя на стульчиках.
2.
Как они летели -
Все на них глядели.
Припев.
Дети кружатся в паре.
3.
Как они садились -
Все на них дивились.
Припев.
Выбранная пара подходит к сидящим детям, присаживаются к ним на колени: мальчик - к девочке, девочка - к мальчику. Это будет новая выбранная пара для продолжения игры.
4.
Как они прощались -
Вместе целовались.
Припев.
Дети «целуются» - почти касаются друг друга щёчками и садятся на места.
Игра продолжается с новой выбранной парой.
Девочка.
Мы по улице гуляем, хороводы набираем.
Где весёлый народ — тут и наш хоровод.
Ты играй, играй, гармонь, играй, не стесняйся.
Ты сегодня от души для нас постарайся.
Дружно, мамы, подпевайте и плясать нам помогайте!
Дети заводят хоровод «Как на двор пришла весна»
Затем исполняют перепляс под русскую народную мелодию по выбору музыкального руководителя.
Хоровод «Как на двор пришла весна»
1.
Как на двор пришла весна,
Людям радость принесла.
Дети идут парами по кругу спокойным шагом.
Припев:
Калина моя, малина моя.
Каждая девочка переходит «восьмёркой» к стоящему за ней мальчику и становится с ним в пару.
2.
А под наши ворота
Разливалася вода.
Припев.
3.
А у наших у ворот
Разыгрался хоровод.
Припев.
4.
Там девчата гуляли,
А ребята плясали.
Припев.
Дети.
Мы и пели, и плясали, и могли б ещё сплясать...
А теперь мы вас попросим вместе с нами поиграть.
Дети вместе с родителями играют в русскую народную игру «Золотые ворота»
Русская народная игра "Золотые ворота"
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первый раз пройдём.
Всех друзей проведём.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз -
Не пропустим вас!
Правила.
Два ребёнка становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота.
Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом.
Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» тоже в воротики.
Ведущая. (приносит испечённое печенье).
Пока мы с вами играли да пели,
Наши «овсяннички» поспели.
Дети любуются выпечкой, сделанной своими руками. Приглашают мам и бабушек к чаепитию.
Дети.
- Давайте-ка, ребята, на чай всех приглашать
Да наших мам и бабушек любимых поздравлять.
- Коль чаем угощают, значит, уважают.
- Чай не пьёшь - откуда силу возьмёшь?
А чай попьёшь - до ста лет проживёшь.
- Мы за чаем не скучаем -
по семь чашек выпиваем.
- На Руси - один зарок: кроме всякой пищи,
Утром - чай, в обед - чаёк, вечером - чаище.
Ведущая (держа в руках самовар).
Самовар - толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
А с самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.
Дети и гости идут в группу на чаепитие.