День рождения ребенка - 2 года. Сценарии, игры и идеи
Два года — это время, когда дети играют рядом, но не вместе. Они все еще не очень нуждаются в общении со своими сверстниками. Излюбленные «я сам!» и «мое!» могут значительно подпортить атмосферу праздника. Поэтому желательно приглашать минимум гостей, хорошо знакомых малышу, не более 5—6 человек. Сам день рождения разумно разделить на две части (еще лучше 2 дня) — отдельно для детей и для взрослых.
Продолжительность мероприятия с детьми — 2 или 3 часа, не более. За это время вы вполне успеете разыграть десяток мелких призов, спеть хором знакомые песенки из мультфильмов, музыкальных сказок (или популярные «взрослые» песни — кому что нравится). Можно и потанцевать — кто как умеет. Обязательны подвижные игры, а также задувание свечки на именинном торте. Застолье лучше опустить — чинно сидеть никто не будет.
Малыши 2—3-х лет, как правило, уже хорошо бегают, ходят, умеют обращаться с мячом, кубиками, играют в машинки и куклы, могут повторять за взрослыми простые фразы и водить с ними хороводы.
Самый известный хоровод — это, конечно же, «Каравай», в ходе которого дети могут познакомиться друг с другом. Все берутся за руки и ходят по кругу со словами:
Как на... именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай! (а затем поет именинник)
Я люблю, конечно, всех,
Ну, а (называет имя) —
Больше всех! (Ребенок, имя которого было названо, выходит в круг и все начинается сначала.)
Если детям понравилось, то можно играть в каравай в честь каждого из маленьких гостей. Есть и другие хороводы, которые очень нравятся малышам.
Например, «Три веселых братца»:
Три веселых братца гуляли по двору (идем по кругу),
Три веселых братца затеяли игру (останавливаемся),
Делали головками ник-ник-ник (киваем головой),
Пальчиками ловкими — чик-чик-чик (изображаем пальцами ножницы),
Хлопали ладошками — хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
Топотали ножками — топ-топ-топ (топаем).
«Шел король по лесу» — очень популярный веселый хоровод.
Дети берутся за руки, образуя круг. В центре круга — «король» (мальчик, папа, дедушка), в руках он держит «корону». Дети начинают вести хоровод со словами:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (Король выбирает принцессу и надевает ей на голову корону)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (все подпрыгивают)
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (дрыгают ножками)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопают в ладоши)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают ножками)
Головкой покачаем, (качают головами)
Сначала начинаем! (девочка возвращается на свое место)
Дети снова ведут хоровод, а «король» выбирает новую «принцессу».
В «Большую карусель» лучше играть, когда много детей.
Дети берутся за руки и идут по кругу, изображая карусель, разгоняясь, а потом замедляясь.
Скорее всего, детки сначала не захотят давать друг другу руки, и их надо этому постепенно научить.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
На самом деле активная часть праздника на этом, конечно же, не заканчиваются.
Предложите деткам поиграть в несложные игры.
Веселые превращения.
Для начала ведущий предлагает представить себя разными животными — зайками, лягушками, кошечками...
Затем можно попросить изобразить предметы — дерево, стол, чайник...
Более сложные образы — дующий ветер, разматывающийся клубок, распускающийся цветок...
Игра проходит очень весело, дети активно включаются, сами придумывают превращения.
«Меткий стрелок».
Кто сможет попасть мячом в ведро (корзину, таз, коробку) большее количество раз? Шариком от пинг-понга в трехлитровую банку?
«Змейка».
Дети становятся в круг и бегут друг за дружкой. Ведущий говорит, что надо делать (идти гусиным шагом, прыгать, ползти, кувыркаться или пролезть под столом).
«Болото».
Каждому ребенку выдается по два альбомных листа. Нужно перейти «болото», перемещаясь по альбомным листам: стать на один из них, а второй положить перед собой, затем шагнуть вперед, переложить освободившийся лист вперед, перейти на него, и так далее.
«Кегельбан».
Сбить кегли (пластиковые бутылки из-под воды). Или, если есть, использовать детские игрушечные кегли.
«Полоса препятствий».
Дойти до финиша, преодолевая различные препятствия — пролезть в «норку» под стулом, пройти по узкой дорожке, т. е. по длинному шарфу, перепрыгнуть через речку, которую может изображать синий лоскут, и т. д.
«Нос-пол-потолок».
Ведущий поочередно говорит слова «нос», «пол» или «потолок», и при этом показывает пальцем неправильно: например, при слове «потолок» показывает на свой нос. т. е. водящий намеренно путает детей, а дети должны показывать названный предмет правильно.
«Ухо-нос».
По команде «ухо!» нужно схватиться за ухо, а по команде «нос!» — за нос. Ведущий выполняет движения неверно, провоцируя на ошибки.
«Рукоход» и «ногопрыг».
Разрежьте вдоль длинный кусок обоев (или можно использовать большой рулон бумаги). На одной половине будет «рукоход» — наклейте разноцветные ладошки, и, в середине, цветочек, а на другой половине «ногопрыг» — наклейте разноцветные следы ног, и, в середине, ягодку. Дети по очереди проходят сначала одну дистанцию, а затем другую. При этом по «рукоходу» нужно передвигаться на руках (мама или папа держит за ноги), а на середине понюхать цветочек (т. е., "отжаться"). По «ногопрыгу» нужно передвигаться прыжками, а на середине присесть, чтобы «сорвать и съесть ягодку».
«Фанты».
Заранее заготовьте записочки с заданиями, которые будут вашим детям по силам, например: прочитать стишок, проскакать зайчиком вокруг стула и т. д. Такие записочки-задания можно положить в воздушные шарики или завернуть в яркие бумажки и сделать из них гирлянду. Ребенок должен сам выбрать бумажку с заданием, и, выполнив его, получить маленький приз — календарик, наклейку, карнавальную маску и т. п. Подготовьте побольше таких мелочей, чтобы хватило на всех.
«Проделки Говядина».
Объявите детям, что пока они играли, приходил Говядин и в соседней комнате полопал шарики и побил горшки с цветами. Чтобы веселиться дальше, все нужно исправить.
Для этой игры заранее нарисуйте воздушные шары и вазы с простенькими цветами и разрежьте каждый рисунок на две-три части. Пока дети играют в другой комнате, разложите листки, перепутав их.
«Веселые болельщики».
Раздайте детям дуделки языки и предложите поддержать мам, которые будут состязаться в бросании серпантина через гирлянды из воздушных шаров и флажков, протянутые в комнате.
Взрослым можно предложить и другие игры.
Для начала пусть займутся подбиранием ласковых слов для именинника, а затем можно поиграть в "Аукцион талантов" - выполнить какое-либо задание, получая в качестве приза фотографию (календарик с фото, магнитик) виновника торжества. Задания могут быть такими:
- назвать детских писателей;
- спеть веселую детскую песню;
- угадать детскую сказку по перевертышу (например, «Квадратик» — «Колобок», «Солнечный король» — «Снежная королева», «Собачья конура» — «Кошкин дом» и т. д.; можно переделать любую сказку, песню, пословицу);
- рассмешить именинника.
Проведите викторину с вопросами, так или иначе касающимися вашего малыша: вес при рождении и в год, рост, любимая еда, когда появился зубик, имя педиатра, время рождения, количестве шариков в комнате и т. д.
В конце праздника, когда дети уже устанут, самое время показать им небольшой кукольный спектакль. Если заранее немного потренироваться, то можно устроить театр теней.
Для этого нужно выбрать светлую стену (или повесить белую простыню) и подсветить ее настольной лампой так, чтобы на ней проявлялись тени от ваших рук. Самые примитивные фигуры, которые, наверное, все знают с детства — это собака, заяц, орел и человек в кепке. Придумайте для них какие-нибудь диалоги или песенки, и дети будут в полном восторге.
Попробуйте инсценировать какую-нибудь известную сказку, например, «Колобок», «Теремок» или «Репка». Причем совсем не обязательно покупать дорогой набор готовых театральных игрушек — просто «загримируйте» под персонажей сказки обычных кукол или же смастерите игрушки из старых перчаток.
Также можно сделать простые пальчиковые куклы из бумаги. Например, рисуем зайчика, красиво раскрашиваем и вырезаем. Из узенькой полоски бумаги склеиваем колечко, чтобы можно было надеть на палец, и приклеиваем к нему готовую зверушку.
Для того чтобы дети лучше восприняли сказку, гораздо важнее создать сказочную атмосферу и сказочный интерьер. Склейте из картонной коробки теремок, разложите на полу волнами несколько однотонных лоскутов — вот вам и сцена. Сценой может быть и ширма из обычной простыни в проеме двери. А теперь зажигаем свечку, которая сразу придает комнате таинственную обстановку, и начинаем представление.
Можно сопроводить начало сказки ритуалом: спеть песенку
«Свечка, свечка, ты гори, сказка — в гости приходи!
Глазки закрываются. А теперь глазки открываются, и сказка начинается!»
После окончания представления дети могут сами задуть свечку, а затем и поиграть с персонажами.
«Лесенка»
Куклы-персонажи: петушок, кошка, собака, мальчик, девочка.
Картинки-декорации: солнце, дом с окном, конура и туча, вырезанная из серой бумаги.
Представление устраивается на ступеньках лестницы, которую можно заменить картонными коробками разного размера. Всего должно быть задействовано пять ступенек. Вверху лестницы устанавливается домик, внизу — конура.
Ведущий:
На зеленой горке стоял дом с окном и лесенкой, а возле дома была конура для собаки. Ребята, а вы считать умеете? (Ответ детей.) Хорошо! Давайте посчитаем, сколько у лесенки ступенек: раз, два, три, четыре, пять. Да, пять ступенек!
Пришел петушок, (ведущий ставит петушка на первую ступеньку лесенки), встал на первую ступеньку и запел. А вы знаете, как петушок поет? (Дети кричат: "Ку-ка-ре-ку"). Хорошо!
На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (ведущий ставит на вторую ступеньку кошку). А как кошка мяукает? (Дети мяукают.) Так! Хорошо!
На третью ступеньку села собака (ведущий ставит собаку на третью ступеньку). Сидит собака, смотрит на кошку, рычит и лает. Как она рычит и лает? (Дети подражают лаю и рычанию собаки.)
На четвертую ступеньку сел Саша (ведущий ставит игрушку на четвертую ступеньку) и весело засмеялся. Как Саша смеется? (Дети смеются.)
А на пятую ступеньку села Машенька (ставится игрушка), села и запела: «Сели мы на лесенку, и запели песенку». И все дружно подхватили ее песенку. (Ведущий поет с детьми фразу несколько раз.)
Но вот подул и зашумел ветер. Как ветер шумит? (Дети подражают шуму ветра.) Пригнал ветер тучу (к верхней части лесенки, над домом, крепится туча) и пошел дождь. А как дождь капает? Правильно: кап, кап, кап.
Петушок спрятался от дождя под лесенку. Кошка прыгнула на окошко. Собака спряталась в конуру. Машенька побежала домой. (Ведущий перемещает картинки по ходу действия.) Один только Саша остался на лестнице. Ему нравилось сидеть под дождем. Но скоро он промок и побежал домой.
Туча прошла дальше. (Ведущий убирает тучу.) Пригрело солнышко (крепит над домом солнце) и обсушило лесенку.
Из-под лесенки вышел петушок и встал на первую ступеньку. Спрыгнула кошка с окошка и села на вторую ступеньку. Вышла из конуры собака и села на третью ступеньку. Машенька села на четвертую ступеньку. Последним пришел Саша. Он просушил свою одежду. Саша тоже сел на лесенку — на верхнюю, пятую ступеньку.
И опять дружно и весело они запели: «Мы сидим на лесенке, и поем мы песенку».
Дети вместе с ведущим поют фразу несколько раз, затем включается музыка и ведущий приглашает ребят потанцевать, чтобы порадоваться солнышку. Дети танцуют, кто как умеет; им помогают родители.
«Колобок» (игра-представление)
Если дети не очень устали, попробуйте не просто показать кукольное представление, а провести интерактивную игру на тему сказки «Колобок». Для этого разделите всех присутствующих, включая и взрослых, на две команды, и предложите им отправиться в сказочное путешествие.
Начните рассказывать сказку и, дойдя до того места, где Колобок встречает зайца, разведите руками и скажите: «А где же заяц? Зайца нет...» И вот первое задание: «Ищите зайца!» В итоге игрушечного зайца можно отыскать, например, за стульями или на подоконнике.
Рассказываем сказку дальше. Колобок встречает волка. Рисуем волка пальчиками на двух листах бумаги акварельными красками.
«...А навстречу ему медведь...» Гостям предлагается нарядить одного из участников каждой команды в медведя, используя для этого шубы, меховые шапки, маски, косметику и др.
В конце сказки Колобок погибает в пасти хитрой лисы, но в вашей интерпретации Колобка можно спасти. Для этого гости помогают Колобку «укатиться» от лисы. В качестве «Колобков» — небольшие мячи, которые нужно прокатить через всю комнату, ползая на четвереньках и толкая мячи головами.
Колобок спасен, а значит, проигравших нет. Все получают сладкие призы и отличное настроение на весь оставшийся вечер.
Кульминацией праздника может стать пиньята (пината).
Это сравнительно новый элемент празднования дня рождения в нашей стране, быстро набирающий популярность. Пиньята (или пината; традиция пошла из Мексики) представляет собой что-то вроде большой игрушки, сделанной из бумаги и полой внутри. Пиньяту набивают конфетами и обычно подвешивают к потолку, в дверном проеме или на дерево.
Дети с завязанными глазами поочередно пытаются попасть по ней палкой и выбить, таким образом, конфеты.
Для детей помладше, пиньяты изготавливаются со шнурками. Их не бьют, просто нужно потянуть за шнурки, и конфетки посыплются — на радость детворе.
За рубежом пиньяты в виде всевозможных сундучков и бочонков, осликов и осьминогов, персонажей комиксов, долек арбуза, мячей, ракет и пр. очень распространены, и купить их можно в магазинах. В нашей стране приобрести нечто подобное пока проблематично, поэтому пиньяту придется делать самостоятельно. Это совсем несложно.
Например, пиньята в виде звезды делается так.
- Постелите побольше газет на стол, чтобы не испачкать его в клейстере. Подготовьте несколько газет, порезав их на полосы примерно 3—5 см шириной и 20 см длиной. Смешайте в кастрюльке 1,5 стакана воды и 1 стакан муки. При этом воду нужно подливать в муку постепенно, тщательно растирая ее, чтобы не было комочков. В итоге у вас должен получиться жидкий клейстер.
- Надуйте круглый воздушный шар приблизительно до 30 см в диаметре, и завяжите отверстие. Установите шар на столе, например, на литровую эмалированную кружку.
- Погрузите одну газетную полоску в клейстер, затем пропустите ее между указательным и средним пальцами другой руки, снимая излишки клея. Поместите полоску на поверхность воздушного шара, и пригладьте ее. Ваша задача — заклеить бумагой всю поверхность шара (как папье-маше), оставив свободным небольшой участок (диаметром 7—8 см) возле завязанного отверстия. Теперь шар должен высохнуть.
Важная деталь: если пиньята предназначена для двухлеток, вместе с первым слоем бумаги нужно приклеивать ленты или шнурки, закрепляя на шаре примерно по 10—15 см, а длинные (около 2 м) "хвосты" оставляя свободными — за них дети по команде будут дергать, разрывая пиньяту. - Повторите процедуру, оклеивая шар полосками (они должны ложиться перпендикулярно первому слою). Оставьте шар для просушки на 8—10 часов, переворачивая его время от времени, чтобы подсыхала и нижняя часть.
- Когда высохнет второй слой, нанесите еще один, если пиньята предназначена для двухлеток, и еще четыре, если ее будут разбивать дети постарше. По-прежнему не заклеивайте свободный участок возле завязанного отверстия.
- Проколите воздушный шар, удалите его и убедитесь, что внутренняя поверхность сухая.
- Нарежьте цветную папиросную бумагу на квадратики со стороной примерно 7—8 см, и оклейте ими заготовку. Если бумага тонкая и просвечивают буквы газет, оклейте вторым слоем. Отложите пиньяту для просушки.
- Теперь из бечевки сделаем вешалку для крепления пиньяты. В основании (напротив большого отверстия) аккуратно проверчиваем крестообразной отверткой или перочинным ножиком маленькое отверстие. Такое же маленькое отверстие делаем в центре жестяной крышки для консервирования. Связываем большим прочным узлом 30-сантиметровую бечевку в кольцо. Проталкиваем бечевку в отверстие крышки и, просунув руку в пиньяту, выдвигаем образовавшуюся петлю в отверстие в основании пиньяты. Потяните бечевку, вытаскивая наружу всю свободную петлю.
- Заполните пиньяту конфетами и орехами (или чем-то еще) на 2/3 объема. Оставшееся место заполните комками цветной бумаги.
- Вырежьте из большой пластиковой бутылки крышку, диаметр которой больше отверстия в пиньяте, и просуньте ее вовнутрь. Бумажные комки должны прижать крышку к пиньяте, фиксируя ее изнутри. Заклейте цветной бумагой отверстие.
- Основная часть пиньяты готова, и можно приступать к ее украшению. Сверните в конус стандартный лист бумаги, закрепив его скотчем. Всего нужно пять таких конусов. Аккуратно обрежьте ножницами основания конусов, чтобы они могли стоять на ровной поверхности.
- В основании каждого конуса сделайте ровные надрезы глубиной 1,5 см с шагом 1,5—2 см. Отогните получившиеся лепестки наружу.
- Смажьте клеем ПВА лепестки одного из конусов и приклейте его на макушку пиньяты, рядом с петлей. Приклейте остальные четыре конуса так, чтобы в совокупности все они напоминали пятиконечную звезду.
- Но и это еще не все. Звездообразные пиньяты выглядят гораздо более празднично, будучи украшенными длинной бахромой из цветной папиросной бумаги, фольги или пленки для упаковки подарков. "Лучи" делаются так. Отрежьте пять одинаковых кусков материала длиной не менее 15 см и разрежьте их вдоль полосками по 6 мм, но не до конца. Приклейте клеем ПВА или скотчем «лучи» к конусам пиньяты.
- Возьмите пять метровых кусков цветной ленты для упаковки подарков, шириной 5 см. С одной стороны каждой ленты сделайте бахрому, делая 1-сантиметровые разрезы с шагом 1,5—3 мм. Оберните ленту вокруг конусов пиньяты, начиная от основания, и закрепите концы клеем или скотчем. Распушите "лучи" пальцами.
Пиньята готова.
Традиционно пиньяту подвешивают в подходящем месте до начала праздника, чтобы дети могли ее видеть, обсуждать и обмениваться впечатлениями, предвкушая грядущее развлечение. Но пока что пиньята висит высоко. Наконец, все гости собираются в кружок вокруг пиньяты, кто-то из взрослых отвязывает шнур и приспускает ее до уровня головы ребенка или чуть ниже.
Далее ребенку завязывают глаза, вручают палку, бейсбольную биту или трость, и дают две-три попытки разбить пиньяту. Однако не все так просто, как это кажется: удерживающий пиньяту взрослый то и дело приподнимает ее, чтобы этого не произошло, или же, наоборот, опускает почти до пола. Но при этом пиньята всегда должна находиться в пределах досягаемости, т. е. поднимать ее под потолок нельзя.
Дети поочередно сменяют друг друга, возбуждение нарастает, и вот наконец-то цель поражена! На пол обрушивается дождь из разноцветных конфет, орехов, и дети с восторженными криками бросаются за добычей.
Что касается пиньяты для двухлеток, то малыши просто разрывают ее, дергая одновременно за ленточки.
Остается добавить, что несмотря на то, что для изготовления пиньяты требуется несколько дней и определенная доля терпения, результат стоит того: в итоге все детишки получают невероятную порцию веселого настроения и полные карманы сластей. Недаром ведь пиньята — неизменный атрибут большинства дней рождений во многих странах мира.
См. также:
Первый день рождения. Ребенку 1 год. Идеи, сценарии
День рожденья - праздник детства. Праздник для детей 5-7 лет