Уроки речи по-старорусски
Саша упал в кашу
Никто не удивляется, что поначалу ребёнок не выговаривает половину звуков. Но когда он становится старше, то и ему самому, и его близким хочется, чтобы у него не было во рту "каши", чтобы он говорил чисто и правильно. Тут-то и могут помочь старые народные средства: скороговорки, чистоговорки. За многие годы их сложили едва ли не на все трудные звуки родного языка.
Дольше всех не получается у детей русское "р".
- Папа, дай луку! - говорит ребёнок вместо "Дай руку". Или довольно долго, лет до пяти-шести, говорит что-то вроде "Дай хуку".
Классика:
На горе
Растет
Крупный
Виноград.
Но есть масса и других скороговорок, тоже широко известных и полезных. Повторим (по степени трудности):
Боря Ире
Дал ириску,
Ира Боре -
Барбариску.
***
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку цап!
***
Рыла свинья
Тупорыла -
Весь двор
Перерыла.
***
Вставай, Архип! -
Петух охрип!
***
Карл у Клары
Украл кораллы,
Клара у Карла
Украла кларнет.
(Это, конечно, городская, более новая скороговорка).
Стишки надо стараться произносить сначала медленно, чётко, правильно, а потом как можно быстрее. Тогда развивается и весь артикуляционный (произносительный) аппарат. Недаром будущие артисты на своих занятиях тоже используют чистоговорки и особенно скороговорки.
***
На дворе трава,
На траве дрова -
Раз дрова,
Два дрова,
Три дрова!
***
Мамаша дала Ромаше
Сыворотку
Из-под простокваши.
***
От топота копыт
Пыль по полю летит.
***
Часто дети шепелявят. Тогда повторяйте вместе с ними:
Саша упал в кашу.
***
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки - скок,
Сенька - с ног,
Саньку - в бок,
Соньку - в лоб.
***
Семь мышат в шалаше шуршат.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
***
А это и не всякий взрослый одолеть может. Зато и игра, и упражнение!
Побила меня маменька уздой
Перед избой,
Перед подызбицей.
***
На улице дёготник.
Нам не до дёготника,
Не до дёготниковых детей.
***
Произносить нужно как можно быстрее!
- Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, Про покупочки мои!
Еще быстрее!
Пришёл Прокоп - кипел укроп.
И при Прокопе кипел укроп,
И без Прокопа кипел укроп.
***
Детские потешки, стишки, прибаутки всегда нарядны, красивы, интересны по звучанию. Предметом игры здесь становятся звуки речи.
***
Четыре чёрненьких
Чумазеньких чёртенка
Чертили чёрными чёрнилами
Чертёж -
Чрезвычайно чисто.
***
А собака, лаяла
На дядю Михаила,
А что она лаяла -
И сама не знала.
***
Петр Петрович,
По прозвищу Перович,
Пошёл по дрова,
Поймал птицу,
Птицу-певицу.
Пошёл продавать.
Просил полтину,
Получил половину,
***
Граф Тото
Играет в лото.
Графиня Тото
Не знает про то,
Что граф Тото
Играет в лото.
***
Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже мне не гоже -
Може ноже отмороже!
***
Тут надо не только язык, но и голову поломать - это уже для старших.
Жили-были три японца:
Шак, Шак-Шаврак,
Шак-Шаврак-Шавраковини.
Жили-были три японки:
Сип, Сип-Сервип, Сип-Сервип-Сервиппипини.
И решили они пожениться: Шак - на Сип,
Шак-Шаврак - на Сип-Сервип,
Шак-Шаврак-Шавраковини - на Сип-Сервип-Сервиппипини.
И родились у них дети: У Шак и Сип - Як,
У Шак-Шаврак и Сип-Сервип - Як-Цедрак,
У Шак-Шаврак-Шавраковини и Сип-Сервип-Сервиппипини - Як-Як-Цедрак-Якцедракцедра-ковини...
***
Для понимания всех тонкостей языка нужно его на зуб попробовать, помять, повертеть так и эдак:
Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.
Счас как режиком заножу -
Будешь дрыгами ногать
И мотою головать!
Из крови живот польется -
Вот как весело живется!
Не очень симпатичные стишки, а они живут и до сих пор. Да еще пострашней придумано окончание. И ваши подросшие дети наверняка принесут его с улицы, из детского сада.
Специальная форма нарушения обычного - страшилки - это словесная форма, озорство в слове.
Даже нормальный ребёнок нередко испытывает потребность нарушать правила. И не только словом, но и действием. Преступая через запреты, озорничая, он познает мир, обозначает для себя границы возможного (позвонить в чужую квартиру и убежать - страшно, знает, что нельзя. А хочется выяснить - что будет, что может быть?). Так что не огорчайтесь особенно озорством ребёнка. Будьте терпимы. И познавайте мир по возможности вместе. Но без скучных поучений, без занудства. Всегда держите в уме собственное детство!