Россия. Московское метро
Когда в 1863 г. в столице Англии — Лондоне открыли подземную железную дорогу, первую ветку «подземки» назвали «Метрополитен-лайн» («Столичная линия»), отсюда и возникло слово «метрополитен», сокращенно — «метро». Проект возведения метро в Москве появился еще в 1901 г., однако строить начали лишь в 1930-х гг. Сегодня общая протяженность всех веток Московского метро — более 250 км, а количество станций приближается к 170.
Первая линия Московского метро (от «Парка культуры» до «Сокольников») открылась 15 мая 1935 г. Там было всего 13 станций, а длина ее составляла менее 12 км.
Московское метро — не просто вид транспорта, многие из его подземных станций стали произведениями искусства. Несущие элементы (колонны) станции «Кропоткинская» (построена в 1935 г., архитекторы А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг) напоминают колонны древнеегипетского храма; витражи на «Новослободской» (построена в 1952 г., архитекторы А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков) заливают станцию таинственным светом; свод «Комсомольской кольцевой» (ее называют «Залом побед», построена в 1952 г., архитектор А. В. Щусев) украшают мозаики, прославляющие русских воинов. Поздно вечером, когда большинство москвичей уже разъехались по домам, в подземных залах метро нередко можно встретить группы туристов. Звучат восхищенные восклицания на всех языках мира: наверное, правы москвичи, считающие, что их метро — самое красивое на свете.
Мозаики на потолке «Маяковской» — словно прорыв в голубое небо
Замечательны не только подземные станции, но и многие наземные вестибюли столичного метро. Ажурная арка «Кропоткинской» (построена в 1935 г., архитектор С. М. Кравец) на Бульварном кольце напоминает беседку в старинном парке, два голубых полукруга входа на станцию «Лубянка» (построена в 1935 г., архитекторы Д. В. Фридман, И. И. Ловейко) похожи на выходящий на поверхность тоннель, «затягивающий» пассажиров под землю.
Витражи на «Новослободской» выполнены по рисункам художника П. Д. Корина
До 1950-х гг. станции Московского метро оформлялись как роскошные залы, а потом начали строить быстро и дешево. Появились станции-близнецы: кафельные стены, два ряда тонких колонн (подобные станции москвичи окрестили сороконожками). Однако с годами стало понятно: так строить нельзя. И, начиная с 1980-х гг., когда открылась Серпуховская линия, новые станции опять стали радовать москвичей необычным оформлением, изысканным декором.