Россия. Музеи под открытым небом
Музей не обязательно должен располагаться в каком-либо здании. Во всем мире очень популярны такие культурно-просветительские учреждения, как музеи под открытым небом. Много их и в России.
Более 50 гипсовых и мраморных скульптур украшают парк «Архангельского»
Конечно, никто не выставит под палящие лучи солнца, под дождь и снег картины или книги, но вот скульптура или, скажем, мозаика гораздо устойчивее к капризам погоды, не говоря уж об архитектуре — ведь дома должны выдерживать и жару, и мороз, и бурю.
Слово «музей» в переводе с греческого означает «храм муз». Музами назывались древние богини искусств. Первый такой «храм муз» появился в III в. до н. э. в Африке — в городе Александрии Египетской.
Музеи под открытым небом существуют во многих русских кремлях, усадьбах, дворцово-парковых комплексах. Один из крупнейших таких музеев расположился в подмосковной усадьбе «Архангельское». В XVIII в. она принадлежала роду Голицыных, затем перешла во владение Юсуповых — одного из богатейших дворянских родов России. Усадьба строилась как место для балов, парадных приемов, увеселений. Дворцы, театр, павильоны, различные постройки расположились в прекрасном огромном парке, разбитом на берегу Москвы-реки. В зданиях усадьбы хранится богатейшая коллекция живописных полотен и других произведений искусства, здесь находится одна из крупнейших в России библиотек редких книг, включающая около 16 тыс. томов, а под открытым небом на парковых тер- Деревянная ветряная мельница расах, спускающихся к реке, из музея«Витославлицы» разместилось уникальное собрание скульптуры. В парке сохранилась и церковь Михаила-Архангела XVII в., давшая когда-то название всей усадьбе.
Деревянные здания не так долговечны, как каменные, а ведь среди них тоже немало замечательных произведений искусства. Как же их сохранить? В XX в. в России появилось много музеев деревянного зодчества: в специально отведенное место свозились из глухих деревень, с окраин городов чудом уцелевшие деревянные церкви, избы, хозяйственные постройки: их сначала разбирали по бревнышку, потом осторожно перевозили и заботливо собирали на новом месте. Так возникло множество музеев: «Тальцы» под сибирским городом Иркутском, «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде, Кижи в Карелии, «Витославлицы» под Великим Новгородом.
Деревянная ветряная мельница из музея «Витославлицы»