Викторина Мандельштам Осип Эмильевич
1. Как обыгрывал поэт в стихах свое имя и отзывался о своей фамилии: «Что за фамилия ...»?
2. Какое шутливое прозвище было у Мандельштама в дружеском кругу?
3. К какой революционной организации примкнул 15-летний подросток и даже выступал агитатором на митингах?
4. Какие «среды» посещал юный поэт, слушая там лекции по стихосложению?
5. В каком журнале появилась первая подборка из пяти стихотворений начинающего поэта?
6. На какой факультет Петербургского университета вдруг решил поступить юноша, но потом забрал документы?
7. В какой мандельштамовской автобиографической книге целая глава посвящена книжному шкафу: «Книжный шкап раннего детства — спутник человека на всю жизнь»?
8. Как определил молодой поэт двойственность человеческой природы: «Я и садовник, я же и ...»?
9. Какую сознательную «ошибку» допускает автор в следующих строках:
«И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна»?
10. На какого русского поэта ссылался Мандельштам, давая заглавие первому сборнику и назвав одно из ранних стихотворений латинским словом?
11. «Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись...».
Разъясните смысл этих поэтических призывов.
12. На какие «чудовищные ребра» и «легкий», «дерзкий» свод любуется поэт и мечтает:
«Из тяжести недоброй
И я когда-нибудь ... создам»?
Что создаст?
13. С каким библейским тезкою сравнивал себя Мандельштам?
14. Какие два пушкинских героя воскресают в «Петербургских строфах» — «северный сноб» и «скромный пешеход», который «бедности стыдится» и «судьбу клянет»?
15. Что объединяет море и Гомера в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»?
16. «Помнишь, в греческом доме любимая всеми жена,
Не Елена — другая — как долго она вышивала».
Кого имеет в виду поэт и какую неточность допускает?
17. О каком наследстве говорится в программном стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана...»: «Я получил блаженное наследство ...»?
18. Чьи чужие «сны» преображал Мандельштам в своей поэзии:
а) «Да будет в старости печаль моя светла...»;
б) «Как мне с этой воздушной могилой
Без руля и крыла совладать?..»
и
«Кремнистый путь из старой песни...»;
в) «О, вещая моя печаль...»;
г) «Куда как беден радости язык!»;
д) Я не хочу души своей излучин,
И разума, и музы не хочу»?
19. Заимствование «чужого слова» поэт считал «не цитатой, а ...», ибо «неумолкаемость ей свойственна». Чем?
20. «Как бы цезурою зияет этот день.
Уже с утра покой и трудные длинноты»
(«Равноденствие», 1914). Что такое цезура?
21. О каких видах спорта писал Мандельштам:
«И детского ... молотки,
И северные наши ...,
И дар богов — великолепный ...!»
и
«Кто ... толкает угловатый,
Кто охраняет ворота ...»?
22. «Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном ... и о ... жалеть!»
О чем жалеть?
23. На кого из знаменитых людей похож старый пьяница, сурово встреченный женой («Старик»)?
24. «И клетчатые панталоны,
Рыдая, обнимает дочь».
О ком из литературных персонажей идет речь в этом стихотворении Мандельштама?
25. О какой «Федре» сожалеет поэт:
«Я не увижу знаменитой «Федры»?
26. Какую шаль набрасывает на плечи Анне Ахматовой Мандельштам, а какую — А. Блок?
27. «Я в Риме родился, и он ко мне вернулся» — «мне осень добрая волчицею была,
И — месяц Цезаря — мне ... улыбнулся».
Почему осень сравнивается с волчицей и что это за «месяц Цезаря»?
28. О ком говорит поэт:
«И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно, ... возвратился, пространством и временем полный»?
29. С какими двумя сестрами познакомился Осип Мандельштам в гостях у М. Волошина в Коктебеле (1915), посвятив одной из них несколько стихотворений?
30. Почему Марина Цветаева напоминает Мандельштаму «Флоренцию в Москве»?
31. К каким историческим параллелям прибегает поэт в стихах, посвященных Цветаевой?
32. В каких литературно-артистических кафе выступал О. Мандельштам с чтением своих стихов?
33. «Мне холодно. Прозрачная весна
В зеленый пух ... одевает».
Как называет поэт Петербург?
34. За кого приняли Мандельштама отступавшие из Крыма врангелевцы и кто спас его от расстрела?
35. Кому посвящены эти строки:
«И холодком повеяло высоким
От выпуклого девичьего лба»?
36. По примеру какого поэта Мандельштам дал заглавие второму своему сборнику «Tristia»? Как переводится это слово?
37. «Восходишь ты в глухие годы, —
О, солнце, судия, народ!»
Какие годы автор считает «глухими», вспоминая стихи одного своего современника:
«В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла»?
Это были те же годы?
38. «Сестры — тяжесть и ..., одинаковы ваши приметы,
Медуницы и осы тяжелую розу сосут».
Какие «сестры» сопоставлены? Кто такие медуницы?
39. «Легче камень поднять, чем вымолвить слово ...». Какое слово?
40. Мандельштам любил отрицательные зачины.
«Ни о чем не нужно ...,
Ничему не следует ...»,
«Нет, не луна, а светлый ...»,
«Не веря воскресенья ...»,
«Нет, никогда ничей я не был ...»,
«Еще не умер ты, еще ты не ...».
Вставьте пропущенные слова.
41. С чем ассоциируется образ «слепой ласточки»: «Слепая ласточка в чертог теней вернется»?
42. Как называет поэт родной город в известном стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»?
43. А чей стиль напоминает этот отрывок: «Широкие буфы дамских рукавов, пышно взбитые плечи и оттянутые локти, перетянутые осиные талии, усы, эспаньолки, холеные бороды: мужские лица и прически, какие сейчас можно встретить разве что только в портретной галерее какого-нибудь захудалого парикмахера...»?
44. Кого из русских поэтов XIX века Мандельштам назвал «нежным» и «косноязычным», «оплакавшим Тасса» и «другом горожан»?
45. А это о ком:
«Ты у нас хитрей лисы,
И татарского кумыса
Твой початок не прокис»?
46. Сонату какого композитора играет еврейский музыкант Александр Герцевич и как обыгрывается его отчество («Жил Александр Герцевич»)?
47. Чья смерть описана у Мандельштама так:
«Скажите, говорят, какой-то Гоголь умер —
Не Гоголь, так себе, писатель... гоголек»?
48. «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И ..., мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе».
Кто неожиданно назван четвертым — не творец искусства, а его герой?
49. Какому языку дана следующая характеристика: «Язык бессмысленный, язык солено-сладкий», «и звуков стакнутых прелестные двойчатки»?
50. Почему апокалипсическое эссе о «дремучем советском лесе», где идет охота на инакомыслящих и царит всеобщий страх, доносы и предательство, озаглавлено «Четвертая проза»?
51. Какими эпитетами определяет Мандельштам советские книги и речи:
«... книги читаю, ... речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному паю пою»
(«Квартира тиха, как бумага...»)?
52. Какой поэт-классик упомянут в необычном контексте:
«И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди ... здесь молоток»?
53. Какие ассоциации вызывают у Мандельштама взаимоотношения с советской эпохой:
«Мне на плечи кидается ...,
Но не волк я по крови своей»?
54. «И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья».
Что за ключ Ипокрены?
55. Кому Мандельштам публично дал пощечину за приспособленческое решение третейского писательского суда?
56. За какое стихотворение был арестован и сослан в ссылку поэт?
57. Как первоначально был назван «кремлевский горец» в этом стихотворении?
58. «Его толстые пальцы, как ..., жирны,
И слова, как пудовые ..., верны».
Вспомните пропущенные сравнения.
59. На какого сказочного персонажа похож мандельштамовский «усач»: «Тараканьи смеются усища»?
60. А какое сборище чудовищ напоминает «сброд тонкошеих вождей»: «кто свистит, кто мяучит, кто хнычет...» — ср.: «лай, хохот, пенье, свист и хлоп», «копыты, хоботы кривые, хвосты хохлатые, клыки, усы, кровавы языки, рога и пальцы костяные», «череп на гусиной шее»?
61. Кто из близких друзей Мандельштама присутствовал при его первом аресте?
62. У кого Сталин спросил по телефону, мастер ли Мандельштам?
63. «Я человек эпохи ...» и «Я — трамвайная ... страшной поры». Как характеризует себя автор?
64. Как обращается поэт к своему веку: «Век мой, ... мой, кто сумеет...»?
65. О ком: «...лиловым гребнем Лорелеи Садовник и палач наполнил свой досуг»?
66. А это кто:
«Наглый школьник и ангел ворующий
Рядом с готикой жил озорующи»?
67. «Я около Кольцова,
Как сокол окольцован».
Почему около Кольцова?
68. «И я хочу вложить персты
В кремнистый путь из старой песни».
Какая песня имеется в виду?
69. Как представлял себе Мандельштам страх советского человека перед ночными звонками в дверь, означающими аресты:
«Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный ... звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля ... цепочек верных»?
70. «Я должен жить, хотя я дважды умер». Что это значит — «дважды умер»?
71. Куда приглашал поэт в шуточном стихотворении «милую царевну»:
«Приезжайте ко мне,
Милая царевна!
Хлеба нет на ..., —
Вафли ежедневно».
72. Что определил поэт как «пучок, из которого смысл торчит в разные стороны»?
73. А что означает эта формула:
«Дрожжи мира дорогие —
Звуки, слезы и труды»?
74. Знаете ли вы мандельштамовские афоризмы:
а) «У вечности ворует всякий...»;
б) «Все исчезает — остается...»;
в) «Большая вселенная в люльке...»;
г) «Кто может знать при слове расставанье...»;
д) «Были мы люди...»;
е) «Не сравнивай...»?
75. Попробуйте угадать оригинальные, необычные мандельштамовские эпитеты: «Моих подметок ... величье», «Нынче день какой-то ...», «переулков ... чулки и улиц ... чуланы», «... шумит трава», «виноград, как старинная битва живет, где ... всадники бьются в ... порядке».
76. Восстановите пропущенные сравнения: «Мы смерти ждем, как сказочного ...», «я дружбой был, как ... разбужен», «квартира тиха, как ...», «тает в бочке, словно ..., звезда», «и снег хрустит в глазах, как чистый ..., безгрешен».
77. Для характеристики кого придумал Мандельштам два неологизма — «жизняночка и умиранка»?
78. Томясь в воронежской ссылке в последний год жизни, о каких «дантовых девяти атлетических дисках» и «флорентийской тоске» вспоминает О. Мандельштам?
79. Кто автор песни о современном пророке, погибшем в сталинском концлагере, в которой есть такие строки:
«А справочку с печатью о реабилитации
Выслали в Калинин пророковой вдове» («Аве Мария»)?
Почему упоминается Калинин?
Ответы
1. «... чертова —
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо».
2. «Златозуб» (из-за вставных зубов).
3. К эсерам — социал-революционерам.
4. У Вяч. Иванова в его «башне».
5. «Аполлон» (изд. и ред. С. Маковский).
6. Физико-математический.
7. В повести «Шум времени».
8. «... цветок».
9. Пропущено сказуемое, в первом издании «Камня» — «И потянулась, оживая».
10. На Ф. И. Тютчева с его «скатившимся в долину камнем» — «Камень». «Silentium!».
11. Богиня любви Афродита родилась из морской пены; до поэзии была музыка: ритм, мелодии, пение, т. е. «колдовское призывание добытая» (Н. Гумилев).
12. Собора Парижской Богоматери — Notre Dame; «прекрасное» («Notre Dame»).
13. С Иосифом, которого братья продали в Египет, в рабство (сын патриарха Иакова):
«Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать!» («Отравлен хлеб...»).
14. Два Евгения — Онегин и герой «Медного всадника».
15. «И море, и Гомер — все движется любовью».
16. Пенелопу — жену Одиссея, которая в ожидании мужа, отказывая женихам, днем ткала, а ночью распускала сотканное за день. Не вышивала, а ткала.
17. «Чужих певцов блуждающие сны».
18. а) А. С. Пушкина — Печаль моя светла»;
б) М. Ю. Лермонтова — «На воздушном океане
Без руля и без ветрил...»;
в) Ф. И. Тютчева — «О, вещая моя душа!»;
г) А. А. Фета — «Как беден наш язык!»;
д) А. Блока и А. С. Пушкина — «И всей души моей излучины...»
и «Да здравствуют Музы!
Да здравствует разум!».
19. «... цикадой».
20. Пауза в середине длинного, многостопного стиха.
21. «... крокета», «городки», «теннис» («Спорт»), «мяч» («Второй футбол»).
22. «... постоянстве», «верности» («О свободе небывалой»).
23. На греческого философа Сократа и французского поэта Верлена.
24. О Домби-отце из романа Ч. Диккенса «Домби и сын».
25. О трагедии французского драматурга Ж. Расина.
26. «Ложно-классическую» и «испанскую».
27. По легенде, Рим был основан братьями Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей; Август — так звали Цезаря.
28. «Одиссей».
29. Мариной и Анастасией Цветаевыми. Посвящал стихи первой.
30. На основе сходства значений фамилии «Цветаева» и названия «Флоренция» (Флора — римская мифологическая богиня цветов, весны и юности).
31. Марина Мнишек, убитый царевич и Лжедмитрий («На уложенных соломой...»).
32. «Бродячая собака», «Привал комедиантов».
33. «Петрополь» (как когда-то Пушкин в «Медном всаднике» дал перевод с немецкого на греческий — Петербург и Петрополь).
34. За большевистского шпиона. Максимилиан Волошин.
35. Н. Я. Мандельштам — невеста поэта.
36. Римского поэта Публия Овидия Назона, написавшего книгу «Tristiae» — «Скорбные песни» (у Мандельштама — «скорби», «печали»).
37. 1917—1918 гг. Блок в поэме «Возмездие» имел в виду годы после 1-й революции.
38. «... нежность», пчелы.
39. «... любить».
40. «... говорить», «учить», «циферблат», «чуду», «современник», «один».
41. С душой, возвращающейся в царство мертвых, и с позабытым словом.
42. Петербург и Ленинград — «Петербург, я еще не хочу умирать», «Рыбий жир ленинградских речных фонарей».
43. Н. В. Гоголя — например, в «Невском проспекте» описание пешеходов — офицеров, чиновников, дам.
44. К. Н. Батюшкова (элегия «Умирающий Тасс»).
45. О Державине: «Сядь, Державин, развадися...»
46. Шуберта. Сердцевич (герц — нем. herz — сердце), Скерцевич.
47. Андрея Белого, написавшего книгу «Мастерство Гоголя».
48. Гамлет.
49. Итальянскому («Ариост»).
50. Это была четвертая книга прозы (1930—1931) после «Шума времени», «О природе слова» и «Египетской марки».
51. «Пайковые» и «пеньковые».
52. Некрасова.
53. «...век-волкодав».
54. Ключ на горе Геликоне, появившийся до удара копыта Пегаса и обладающий чудесным свойством вдохновлять поэтов (перен. источник поэтического вдохновения).
55. А. Н. Толстому.
56. «Мы живем, под собою не чуя страны» (11933).
57. «Душегубец и мужикоборец».
58. «...черви», «гири».
59. На «Тараканище» К. Чуковского: «Он рычит, и кричит, и усами шевелит».
60. Из сна Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин».
61. А. А. Ахматова.
62. У Б. Пастернака.
63. «Москвошвея», «вишенка».
64. «зверь».
65. О Гитлере, который был сентиментален и занимался на досуге садоводством («Стансы»).
66. Франсуа Вийон.
67. В Воронеже, на родине Кольцова.
68. «Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова — «Сквозь туман кремнистый путь блестит».
69. «...с мясом», «кандалами».
70. Имеются в виду две ссылки — в Чердынь и Воронеж.
71. На Луну — «Луне».
72. Слово.
73. Определение поэзии.
74. а) «А вечность как морской песок»;
б) «Пространство, звезды и певец»;
в) «У маленькой вечности спит»;
г) «Какая нам разлука предстоит?»;
д) «а стали людье»;
е) «живущий не сравним».
75. «...стертое», «желторотый», «лающих» и «перекошенных», «простоволосая», «курчавая» и «кудрявом».
76. «... волка», «выстрелом», «бумага», «соль», «хлеб».
77. Для бабочки.
78. О девяти кругах в «Божественной комедии» и об изгнании Данте из родного города — Флоренции.
79. А. Галич. Н. Мандельштам жила в Калинине.