Литературная викторина - Писатели и поэты начала XX века (до 20-х годов)
1. Большинство писателей начала XX века входили в какое-нибудь литературное объединение, и только некоторые в них не участвовали — одни, общаясь со всеми, другие, обособляясь ото всех, третьи, противопоставляя себя всем. Кого вы можете назвать?
2. Кого Ф. Сологуб назвал «совопросником века сего», а М. Цветаева — «настоящим главноуговаривающим», окружающие же считали чудаком за экстравагантный внешний облик («хитон», сандалии, венчик из полыни) и странное поведение?
3. О каких годах писал М. Волошин в «Автобиографии»: «Десять драгоценных лет, начисто вычеркнутых из жизни»?
4. «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный ...». Где жил Волошин?
5. Почему поэт озаглавил свои крымские пейзажи «Киммерийская весна», «Киммерийские сумерки»?
6. А какой портрет имел в виду автор:
«И на скале, замкнувшей даль залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой»?
7. Если поэт-классик заметил: «Вот бреду я вдоль большой дороги...», то М. Волошин уточнил:
«Опять бреду я, босоногий ...
Что может быть нежней, чем пыль
Степной разъезженной дороги».
Кого «уточнял» Волошин и было ли это описание выдумкой или реальностью?
8. Что это за образы: «Святое око дня, тоскующий гигант» и «Седой кристалл магических заклятий»?
9. Кого благодарит поэт:
«Благодарю за неотступность боли
Путеводительной: я в ней сгорю.
За горечь трав земных, за едкость соли —
Благодарю!»
А кто из предшественников и кого благодарил:
«За все, за все тебя благодарю ...
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей...»?
10. Какую любовь воспевает Волошин:
«И нет любви твоей награды и возврата,
Затем, что в ней самой — награда и возврат!»
11. По поводу чего прозвучали восторженные волошинские слова:
«Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко видеть: чудо — есть!»
12. Кого видел в детях поэт:
«Ребенок — непризнанный ...
Средь буднично серых людей»?
13. Каким сделал свой дом Волошин, во что его превратил?
14. Кому давал приют в своем доме хозяин: в дни смуты там искали «убежища, защиты и совета» — «... вождь, и ... офицер»?
15. А чей «завет бытия» видоизменяет поэт:
«Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как ...» — ср.: «будь воздушным, как ветер», «будь всегда полнозвучным, как море» и «будем как солнце»?
16. Если для Волошина шафранный цвет — неприятный, горький, желчный: «Сочилась желчь шафранного тумана», то для какого поэта это цвет прекрасной, южной, экзотической страны: «Свет вечерний шафранного края»?
17. «У птиц — гнездо, у зверя — темный лог,
А посох — нам и нищенства заветы».
Кто «мы»? А чьи это стихи и чья судьба:
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора,
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!»?
18. М. Волошин озаглавил венок сонетов «Corona astralis». Переведите это заглавие и объясните, что такое «венок сонетов».
19. Будучи не только поэтом, но и живописцем, какой художественный жанр и технику предпочитает Волошин?
20. Какую картину Репина критиковал Волошин-искусствовед за натурализм?
21. Как литературный критик Волошин открывал и приветствовал молодые дарования и помогал их становлению. Кого вы знаете?
22. Откуда взято название волошинского сборника, посвященного событиям революции и гражданской войны, — «Демоны глухонемые»?
23. «Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, ...,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах...».
Кто «она» и какой глагол пропущен?
24. «Ты — бездомная, гулящая, хмельная,
Во Христе ... Русь!»
Какая?
25. Как, опираясь на Библию (Ветхий Завет), назвал Волошин свою поэму об истории цивилизации и трагедии культуры?
26. Кого назвал он «первым большевиком, замыслившим Россию перебросить склонениям и нравам вопреки, за сотни лет, к ее грядущим далям» — с помощью указов, казней и застенков?
27. Какой русский царь изображен в волошинской поэме «Россия»:
«Десятки лет удавьими глазами
Медузивший засеченную Русь»?
28. «До Мартобря (его предвидел Гоголь!)
В России не было ни буржуа, ни классового пролетариата». Что за месяц и почему его предвидел Н. В. Гоголь?
29. О ком М. Цветаева отзывалась как о «француженке с итальянским именем либо итальянке с французской фамилией»? Кем были придуманы эти имя и фамилия и что они означали?
30. О какой «человеческой отраве» писала эта поэтесса: «Человеческой отравы я вкусила — и мертва»?
31. Какой формулой выразила М. Цветаева свои сложные отношения с миром и людьми: «Одна — из всех — ... всех — ... всех»?
32. Кому и какой город дарила Цветаева:
«Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат»
и
«И я дарю тебе свой колокольный град,
...! — и сердце свое в придачу»?
33. Какую традицию продолжает Цветаева, воспевая Москву как родной для каждого русского дом:
«Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем»?
Можете ли вы процитировать аналогичные обращения к Москве поэтов-классиков?
34. «Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли».
Кого «нас»?
35. Перефразируя излюбленный вопрос русской литературы «Что делать?», М. Цветаева задает его себе: «Что же мне делать, певцу и первенцу...»? В чем смысл этого вопроса?
36. Как называется последняя цветаевская прижизненная книга стихов, изданная за границей?
37. Какого русского писателя, публициста и философа называли в прессе человеком с «двоящимися мыслями», а в политике — «двурушником»?
38. Какие розановские произведения представляют собой дневниковые, исповедальные записи, внутренний диалог с «уединенным я», откровенный до скандальности?
39. Как отвечал В. В. Розанов на вопрос: «Какого влияния я хотел бы писательством?» — «Унежить...»?
40. Вставьте пропущенные слова в афоризме В. В. Розанова: «В грусти человек — естественный ..., в счастье человек — естественный ...».
41. Героев А. Ремизова и его самого подстерегали в жизни «нелепые случайности», и он утверждал, что «ночные события» не менее подлинны, чем дневные. Что подразумевал писатель под «ночными событиями»?
42. Книга, по мнению А. Ремизова, триединое произведение писателя, каллиграфа и графика в одном лице, и он предпочитал называть себя не писателем, а кем?
43. В ремизовском романе «Крестовые сестры» рассказана история о несправедливом обвинении автора в плагиате и его молодом друге-поэте, который хотел вызвать обидчика на дуэль. Кто был этим другом?
44. Цикл своих сказок Ремизов назвал «Посолонь». Что значит это слово?
45. А вот концовка рассказа «Бабушка»: «А пока спи, бабушка, костромская наша, мать наша, ...!» Кого еще напоминает бабушка?
46. Заглавие какого литературного произведения повторяет А. Ремизов в статье «Слово о погибели Русской Земли» (1917), в которой размышляет о судьбе России в годину невзгод?
47. А. Ремизов считал своими учителями трех русских классиков и утверждал, что воспринял «чудесное — от ..., боль — от ..., чудное и праведное — от ...». От кого?
48. Озаглавив автобиографическую книгу «Взвихренная Русь» (1927), Ремизов воспользовался эпитетом из революционной поэмы 1918 года:
«Взвихренной конницей рвется
К новому берегу мир».
Кто ее автор?
49. Как изменилось отношение писателя к Советской России после победы во Второй мировой войне?
50. Кто вслед за И. С. Тургеневым написал «Записки охотника», но адресовал их детям?
51. Символом чего выступает «корень жизни» в пришвинской повести «Жень-Шень»?
52. В своих произведениях М. Пришвин учил «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой» — «Календарь ...», «Неодетая ...», «Лесная ...», «Кладовая ...», «Корабельная ...». Назовите эти книги.
53. В каком пришвинском автобиографическом романе наряду с романтически настроенным героем действуют мифические и сказочные персонажи — Второй Адам, Кащей, Марья Моревна и др.?
54. Какими двумя романами прославился В. Шишков уже в советское время: один — исторический, другой — о Сибири XIX—XX веков?
55. Кем в молодости была написана лирическая повесть «Печаль полей», а затем в течение 45 лет создавалась многотомная эпопея «Преображение России», состоящая из 12 романов и 3 повестей?
56. Какие писатели начинали с живописи, а становились авторами исторических романов: «Разин Степан» и «Гулящие люди», «Одеты камнем» и «Михайловский замок»?
57. О какой эпохе и каких исторических личностях идет речь в романе «Михайловский замок»?
58. Кому посвящен последний исторический роман О. Форш «Первенцы свободы»?
59. Кто из русских литераторов, не будучи эмигрантом, постоянно бывал за границей — во Франции, Германии, Испании, но писал в основном о России, вначале стихи, потом прозу и публицистику?
60. Какая писательница сначала выпустила стихотворный сборник со странным названием «Orientalia» (1913), а затем перешла к прозе и написала серию приключенческих повестей «Месс-Менд» под псевдонимом Джим Доллар?
61. Какой поэт начинал как символист, а потом выбрал независимую позицию и классические традиции, призывая:
«Воспой простое чаепитье,
Пыльцу на крыльях мотылька»,
как бы вспоминая наставления стихотворца XIX века: «Воспой простые предков нравы...»?
62. О какой стране, где нет «ни зим, ни лет, ни весен.
Там круглый год владычествует осень,
Там — серый свет бессолнечных лучей»
писал Владислав Ходасевич в стихотворении «В моей стране» (1907)?
63. С чьими стихами перекликаются строки Ходасевича:
«Я предал все: на шумный круг друзей
Я променял священный шум дубрав» —
ср.: «Я променял порочный двор цирцей ...
На мирный шум дубрав, на тишину полей».
64. На какую легенду откликается поэт:
«Отставал Иосиф, весь в пыли...
Что еврейке бедной до Египта,
До чужих овец, чужой земли»?
65. «Леди долго руки мыла,
Леди долго руки терла,
Эта леди не забыла
Окровавленного горла».
О какой леди идет речь?
66. Какую и чью цитату видоизменили и Волошин, и Ходасевич:
«И ты, и я — мы все имели честь
„Мир посетить в минуты роковые"»
и
«Горе нам, что по воле Божьей
В страшный час сей мир посетили»?
67. Какие события описаны В. Ходасевичем:
«Семь дней и семь ночей Москва металась
В огне, в бреду. Но грубый лекарь щедро
Пускал ей кровь — и, обессилев, к утру
Восьмого дня она очнулась» («2 ноября»)?
68. Замысел книги «Путем зерна» так раскрывается автором:
«Затем, что мудрость нам единая дана
Всему живущему идти путем зерна».
Что это за путь?
69. «И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год ...».
Какой год имеется в виду?
70. Какой неожиданный эпитет дал В. Ходасевич слову «лира» в названии своего сборника 1922 года?
71. «Смотрю в штукатурное небо,
На солнце в шестнадцать свечей».
Где происходит действие?
72. Вслед за кем написал Ходасевич стихотворение «Окна во двор»:
«Несчастный дурак в колодце двора
Причитал сегодня с утра»
и
«Одна мне осталась надежда
Смотреться в ... двора»?
Какой формой слова «колодец» пользуется предшественник Ходасевича?
73. С кем полемизировал, а с кем из своих современников соглашался Ходасевич, размышляя о собственной поэзии:
«Умен, а не заумен
Хожу среди своих стихов»,
«Ключи таинственного сада звенят на поясе моем»?
74. О каком русском поэте XVIII века Ходасевич создал беллетризованную биографию?
75. Что означают эти загадочные строки: «Ныне, в январскую ночь, во хмелю, шестипалым размером И шестипалой строфой Сын поминает отца»?
76. Какой необычайный «сонет» придумал Ходасевич: «Лоб — Мел. Бел Гроб, Спел Поп. Сноп Стрел — День Свят! Склеп Слеп. Тень — В ад!»?
77. Разные поэты по-разному обращались к Музе: «Ты мне казалась близкой и родной. И я шутя назвал тебя ...» (В. Ходасевич); «Муза — ... заглянула в окно. Взгляд ее ясен и ярок» (А. Ахматова); «О Муза, друг мой гибкий, ... моя!» (С. Есенин); «Что, Муза моя? Жива ли еще? Так ... стучит товарищу» (М. Цветаева).
78. Сбежав из ссылки, он опубликовал первые рассказы под инициалами А. С. Г. и псевдонимом, состоящим из начала его фамилии. Назовите ее.
79. Какое самое популярное произведение написал А. Грин в «Доме искусств»?
80. Какие имена выбрал автор для главных героев своей знаменитой «феерии» или он придумал их?
81. Как называют страну, придуманную А. Грином, и какие в ней есть города-порты?
82. Какой гриновский герой убежден: «Когда душа человека таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии»?
83. В каком романе, начиная его, автор размышляет:
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет,
Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов»?
84. Какой поэтический образ неосуществленной мечты создает Грин — «таинственный и чудесный ... вечной охоты»?
85. С каким юным гимназистом подружился 80-летний маститый критик В. В. Стасов, ласково называя его Самой, а позднее болезненного и нуждающегося юношу приютила семья М. Горького в Ялте?
86. С какими английскими поэтами впервые познакомил русских читателей С. Маршак-переводчик?
87. Какая сказка итальянского поэта Д. Родари в переводе Маршака стала любимым чтением, так же как и английская народная песенка «Дом, который ...»?
88. Какие пьесы-сказки написаны С. Я. Маршаком — «... месяцев», «... вещи», «... дом»?
89. О каком литературном критике начала 1900-х годов С. Маршак впоследствии отзывался так:
«И вдруг явился молодой, веселый, буйный, дерзкий критик ...
Который, книгу разобрав,
Подчас бывает и неправ,
Зато высказывает мысли,
Что не засохли, не прокисли»?
90. Этот критик сменил не только свою фамилию, но и имя. Какие?
91. Как называлась самая популярная дореволюционная книга Чуковского-критика, издававшаяся трижды?
92. В каком дачном поселке проживал и гостил весь цвет русской художественной интеллигенции, начиная от Репина и Шаляпина и кончая Л. Андреевым и В. Маяковским?
93. Какой рукописный альбом, в котором писали и рисовали многие писатели и художники, завел у себя в доме К. Чуковский?
94. Какие два поэта — американский и русский — стали постоянными спутниками Чуковского-переводчика и исследователя?
95. В какой книге он подвел итог своего изучения некрасовского творчества?
96. Какую первую сказку для детей сочинил Чуковский в 1916 году?
97. За что была раскритикована сказка «Мухина свадьба» и как позднее она была переименована?
98. Откуда взялось имя разбойника Бармалея? А как зовут доктора?
99. Какой детский возраст особенно любил писатель, посвятив ему книгу?
100. Каким русским писателям, дожившим до преклонных лет и принадлежавшим в молодости к различным литературным группировкам и не входившим ни в одну, были присуждены Нобелевские премии и присвоено почетное звание доктора литературы Оксфордским университетом?
Ответы
1. Максимилиан Волошин, Владислав Ходасевич, Алексей Ремизов, Марина Цветаева, Михаил Пришвин, Корней Чуковский.
2. М. Волошина.
3. О годах учения в гимназии и университете.
4. В Коктебеле — «Коктебель».
5. В Восточном Крыму в I тысячелетии до н. э. обитали киммерийцы и называли его Киммерией.
6. Очертания скалы Каратага напоминают профиль Волошина.
7. Ф. И. Тютчева («Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»). Реальностью — поэт часто ходил босым.
8. Солнца и луны («Солнце», «Луна»).
9. Землю — «О мать-земля!» («Склоняясь ниц...»). М. Ю. Лермонтов — «Благодарность».
10. Материнскую («Материнство»).
11. По поводу встречи с юной Мариной Цветаевой и ее первой книгой «Вечерний альбом».
12. «...гений».
13. В Дом Творчества — «Дом поэта», в котором жили и творили писатели, художники, музыканты и в котором хозяин принимал многочисленных гостей.
14. «...красный», «белый». «Белый офицер» — муж М. Цветаевой С. Эфрон.
15. К. Бальмонта, «земля».
16. Для С. Есенина в «Персидских мотивах».
17. Для поэтов. И. А. Бунина.
18. «Звездный венец», произведение из 15 сонетов, в котором первая строка каждого сонета повторяет последний стих предыдущего, а 15-й, заключительный, состоит из зачинов всех остальных сонетов, связывая их воедино.
19. Пейзаж и акварель.
20. «Иван Грозный и сын его Иван».
21. М. Цветаеву, Черубину де Габриак, А. Н. Толстого, М. Кузмина, С. Парнок.
22. У Ф. Тютчева —
«Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые
Ведут беседу меж собой» — эти строки являются эпиграфом к волошинскому сборнику.
23. «...проплевали». Россию («Мир», 23 ноября 1917 г.).
24. «юродивая» («Святая Русь», 1917).
25. «Путями Каина».
26. Петра I.
27. Николай I.
28. Соединение месяцев совершения двух революций 1917 года — март и ноябрь (по новому стилю). «Мартобря 86 числа» датирована одна из записей Поприщина — героя «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя.
29. О поэтессе Черубине де Габриак (Елизавете Дмитриевой). Псевдоним придуман М. Волошиным — Черубина (от Керубино — ангел), Габриак — морская окаменелость, де — приставка в аристократических французских фамилиях.
30. Тайна Е. Дмитриевой стала известна, и интерес к ней и ее стихам пропал.
31. «за», «противу».
32. О. Мандельштаму и А. Ахматовой — «Ахматова».
33. «Москва! Как много в этом звуке Д
ля сердца русского слилось!» —
А. С. Пушкин.
«Москва! Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно!» — М. Ю. Лермонтов.
34. Автора, т. е. Марину Цветаеву, и Бориса Пастернака, которому адресовано это стихотворение.
35. Что делать поэту — «слепцу и пасынку» в мире, где «насморком назван — плач», «где наичернейший — сер», «где вдохновенье хранят, как в термосе»: «С этой безмерностью В мире мер?!»
36. «После России» (1922—1925).
37. В. В. Розанова.
38. «Уединенное» и «Опавшие листья».
39. «...душу».
40. «...христианин», «язычник».
41. Сновидения.
42. Писцом.
43. В. Хлебников.
44. По солнцу, по его движению — с востока на запад.
45. «...Росия» — Россию.
46. Древнерусской повестью XIII века о раздробленности Руси, что привело к поражению в борьбе с Ордой и татаро-монгольскому игу.
47. «Гоголя», «Достоевского», «Лескова».
48. С. Есенин («Небесный барабанщик»).
49. Проявляет все больший интерес к жизни в СССР и принимает советское гражданство.
50. М. Пришвин.
51. «Творчества жизни», метафора любви, живой души.
52. «...природы», «весна», «капель», «солнца», «чаща».
53. «Кащеева цепь».
54. «Емельян Пугачев» и «Угрюм-река».
55. С. Сергеевым-Ценским.
56. А. П. Чапыгин и О. Форш.
57. Об эпохе Павла I, о судьбах русских архитекторов В. Баженова и А. Воронихина.
58. Декабристам.
59. И. Эренбург.
60. М. Шагинян. Название сборника переводится как «Восточное».
61. В. Ходасевич. В. Раевский так обращался к А. Пушкину.
62. О своей душе.
63. С «Деревней» Пушкина.
64. О бегстве Богородицы с Иисусом из Вифлеема в Египет.
65. О леди Макбет из трагедии У. Шекспира «Макбет».
66. Тютчевскую —
«Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые» («Цицерон»).
67. Октябрьскую революцию 1917 года.
68. См. евангельское изречение: «...если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода».
69. 1917 — год революций.
70. «Тяжелая лира».
71. В комнате — потолок и электрическая лампочка.
72. За А. Блоком (1906) — «колодезь».
73. С футуристами по поводу «зауми»: с Брюсовым («Ключи тайн»), Блоком («Соловьиный сад») и Бальмонтом («Я обещаю вам сады»).
74. О Г. Р. Державине — «Державин».
75. «Был мой отец шестипалым» — стихотворение посвящено отцу и написано 6-стопным дактилем и шестистишиями, состоит из 6 строф («Дактили»).
76. «Сонет из 14 слогов» — обычные сонеты насчитывают 14 строк.
77. «...кузиной», «сестра», «ревнивица», «узник».
78. А. С. Грин — Гриневский.
79. Повесть «Алые паруса» (1923).
80. Артур — кельтское имя, Ассоль (исп. «assol») — к солнцу.
81. «Гринландия», Зурбаган, Лисе, Гель-Гью, Гертон.
82. Грэй из «Алых парусов».
83. «Бегущая по волнам».
84. «...олень».
85. С Самуилом Маршаком.
86. С Р. Бернсом и У. Блейком.
87. «Приключения Чиполлино», «построил Джек».
88. «Двенадцать», «Умные», «Кошкин».
89. О Корнее Чуковском.
90. Николай Корнейчуков.
91. «От Чехова до наших дней».
92. Куоккала.
93. «Чукоккала».
94. У. Уитмен и Н. А. Некрасов.
95. «Мастерство Некрасова» (1952).
96. «Крокодил».
97. За сочувственное изображение вредного насекомого, «Муха-цокотуха».
98. В Петербурге была Бармалеева улица по фамилии владельца земли (бармолить — говорить косноязычно). Айболит.
99. «От двух до пяти».
100. И. Бунину и Б. Пастернаку, К. Чуковскому и А. Ахматовой.