Литературная викторина - Новокрестьянские поэты
1. От кого вели свою родословную новокрестьянские поэты начала XX века?
2. Кто входил в крестьянскую «купницу»?
3. Каким видели они Христа и как называли его?
4. Новокрестьянские поэты любили противопоставлять местоимения «мы» и «вы»: «Вы обещали нам сады»,
«Идем неведомые Мы, —
Наш аромат смолист и едок,
Мы ослепительней весны»,
«Нужны ль вам мои стихи-ковриги,
Фолиант сермяжный и сосновый?»
Кто подразумевался под «мы» и «вы»?
5. «Велесов первенец Кольцов» (Н. Клюев),
«По голубой долине,
Меж телок и коров
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов»
(С. Есенин).
Кто такой Велес?
6. О ком А. Блок отозвался так: «...иногда в нем что-то словно ангельское, а иногда это просто хитрый мужичонка»?
7. По каким скитам странствовал юный Николай Клюев и где «спасался»?
8. За что сидел в тюрьме поэт во время 1-й революции, а затем в годы Первой мировой войны?
9. К какой религиозной секте был близок Клюев?
10. С кем из известных поэтов вступил молодой Клюев в переписку, продолжавшуюся десять лет?
11. Как он подписывал свои первые стихотворные опыты, посылая их в журналы?
12. С чьим предисловием вышла его первая книга «Сосен перезвон» (1911) и кому была посвящена?
13. Начав стихотворение как поэт-классик, «Я пришел к тебе...», что или кого описывает Клюев, называя то «витязем», то «схимником»?
14. Кому посвятил поэт свои «Избяные песни»?
15. Как однотипно были озаглавлены его книги: «Лесные ...», «Братские ...», «Мирские ...»?
16. Клюев сочинил много песен как собственные варианты фольклорных. Какая песня начинается так:
«Ты, судинушка — чужая сторона,
Что свекровьими попреками красна...»?
17. А вот песенка от имени девушки:
«Узкая полосынька
Клинышком сошлась, —
Не вовремя косынька
На две расплелась».
О каком событии она поет?
18. Озаглавив свой отклик на мировую войну «Обидин плач», какую обиду имел в виду Клюев?
19. Кого называл поэт сыновьями Бояна: «Где вы, вещие Бояновы сыны?»?
20. Что является для Клюева «каменным адом»?
21. Какие технические достижения осуждает Клюев устами Антихриста:
«Ожелезил землю я и воды,
Полонил огонь и пар шипучий»?
22. «Свить сенный воз мудрее, чем создать ... иль Шиллера балладу». Какое классическое произведение русской литературы упоминает автор?
23. «Аз Бог Ведаю Глагол Добре —
Пять знаков чище серебра».
Что это значит?
24. «Озеро — сердце, а Русь, как ...,
В глубь его смотрит всегда».
С чем сравнивается Русь?
25. «Где ты, гость светлолицый,
Крестный мой — Гамаюн»?
Кто это Гамаюн и у кого из поэтов-современников встречается этот образ?
26. А кто такой Сирин:
«Я — древо, а сердце — дупло,
Где Сирина-птицы зимовье»?
27. Почему Клюев называет родную страну «Белой Индией»:
«И страна моя, Белая Индия,
Преисполнена тайн и чудес»?
28. С кем «побратался» в 1915 году Николай Клюев, начав совместные театрализованные выступления с гуслями и гармошкой?
29. О каких «плясках» писал Клюев:
«Это я плясал перед царским троном
В крылатой поддевке и злых сапогах»?
30. Выступая против элитарного искусства за соединение его с природой, над кем иронизирует поэт:
«Олений гусак сладкозвучнее ...,
Стерляжьи молоки ... нежней»?
31. «Из пупа вселенной три дуба растут:
Премудрость, Любовь и волхвующий ...».
Что ставит рядом с мудростью и любовью Клюев?
32. С кем полемизировал Клюев:
«Простой, как мычание, и облаком в штанах казинетовых
Не станет Русь — так вещает Изба»?
33. «Сгинь, кровавая плаха и цепи,
Каземат и неправедный ...».
К чему призывал Н. Клюев в 1917 году и что ожидало его самого?
34. А какую смерть предсказывал себе поэт в 20-е годы:
«Миновав житейски версты,
Умереть, как зола в печурке,
Без малинового ...»?
35. О ком и о чем написана клюевская «Песнь о Великой матери»? Кто такая «Великая мать»?
36. Как озаглавил Н. Клюев поэму — «„плач" об уходящей, „погорелой" Руси»?
37. «Белый свет Сережа,
С Китаврасом схожий,
Разлюбил мой сказ».
Кто такие Сережа и Китаврас?
38. Кого Есенин считал своими братьями — старшим и средним, а себя причислял к младшим?
39. Кого перечисляет в качестве своих учителей С. Есенин в автобиографии «О себе»: «...дал мне много в смысле формы, ... и ... научили меня лиричности»?
40. Какие есенинские строки перефразирует Клюев в стихах, посвященных младшему собрату:
«Заря-котенок моет рот,
На сердце теплится лампадка»?
41. Каков смысл клюевского обращения к Есенину:
«Ты — коловратов кладенец,
Я — бора пасмурная сила»?
42. Как переиначивал ранний Есенин клюевские образы:
«Люблю я сосен перезвон,
Молитвословящий пустыне» —
«В рощах по ... белый перезвон» и «Когда звенят ровные степи Молитвословным ...»?
43. Сравните два признания:
«Меня ... назвали,
В стихах растригой, без вины
За то, что я из хвойной дали
Моей бревенчатой избы» (Клюев)
и
«И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом...» (Есенин).
Восстановите пропущенные слова.
44. С кем сопоставляется ветер в клюевских и есенинских стихах!
«Ветер — ... следы старины
Заметает листвой шелестящей»
и «Ветер — ... по самые плечи Заголил на березке подол»?
45. Если клюевская черемуха «заломила» руки, то у Есенина: «Как метель, черемуха ...». Что делает?
46. Угадайте, кто это:
«Но едва забрезжит заревой кокошник,
Звездочет крылатый трубит в рог волшебный»
(Клюев).
47. У разных поэтов и тоска бывает разной:
«Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце надрывая»,
«Я болен сладостным недугом —
Осенней, рдяною тоской»,
«Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску».
У каких поэтов взяты эти строки?
48. Где впервые познакомился с писателями из народа юный Есенин?
49. Приехав в 1915 году в Петроград, к кому направился он прямо с вокзала?
50. Какое впечатление на А. Блока произвели стихи рязанского паренька: «...стихи свежие, чистые, ...»?
51. Как принял Октябрьскую революцию Сергей Есенин: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, ...»?
52. Какой образ использовали и Клюев, и Есенин, откликаясь на революционные события;
«Красное ... — мильонами рук
Подымем над миром печали и мук»
и
«Кому ненавистен туман,
Тот ... корявой рукою
Сорвет на златой барабан»?
53. По есенинским словам, «Тогда Мережковские Блока Держали за подлеца». Когда?
54. Как переделал Есенин некрасовскую формулу
«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан»:
«Хочу я быть ...»?
55. Почему свой трактат о поэтическом искусстве С. Есенин назвал «Ключи Марии» (1918) в противовес символистским «Ключам тайн»?
56. Кого из русских классиков, побывавших на Кавказе и любивших его, вспоминает Есенин, сам очарованный им: «Не пой, красавица, при мне...», «Нам рассказал про Азамата» и «здесь зарыт», «он спит под плач зурны и тари»?
57. А о ком из современников Есенин отозвался так: «...главный штабс-маляр, поет о пробках в Моссельпроме» и «ладожский дьячок», его стихи, «как телогрейка»?
58. Где Есенин не хотел, чтобы ему ставили памятник:
«Пускай я сдохну. Только...
Нет, Не ставьте памятник в ...»?
59. Что в есенинских стихах то рыдает, то хохочет: «Вот опять вдруг зарыдали Разливные ...», «В залихватском степном разгоне ... хохочет до слез».
60. По наблюдению Есенина, деревенские комсомольцы «под гармонику, наяривая рьяно, поют агитки ...». Чьи?
61. О ком Есенин отзывался то как об «апостоле нежном», то как о «собирателе слов» и «просто изографе»?
62. Какие исторические личности, начиная с эпохи Киевской Руси, изображены в есенинских произведениях?
63. «Помяни, чертушко, Есенина Кутьей из углей да из омылок банных!» Почему Клюев, оплакивая смерть Есенина, обращается к черту?
64. Был среди новокрестьянских поэтов еще один Сергей, увлекавшийся славянской мифологией, русскими народными сказками и песнями. Назовите его.
65. Среди клычковских героев:
«Бродит он один по лесу,
Свисли уши, как лопух,
И поет глухарь петух
На плечах у беса»
и
«По селу
Идет ... в онучах,
В онучах — в серых тучах. <...>
Борода у него — мелкий дождичек,
В бороде у него — дуга-радуга».
Угадайте, кто они.
66. На кого похожи облака и месяц у Клычкова:
«Понесутся, словно ...
Надо мною облака»
и
«И, как ... всю ночь стороною
Ходит месяц и смотрит во мглу»?
67. Какие музыкальные инструменты выбрали Клычков и Есенин: «Я играю в ..., сад мой стерегу» и «Я играю на ... про синие глаза»?
68. Как клычковская строка из стихотворения 1918 года:
«Сегодня у нас на деревне
И сказкой становится быль» — в измененном виде прозвучала в известной советской песне?
69. Перу Клычкова-прозаика принадлежат романы «Сахарный немец» и «Чертухинский балакирь». Что означает последнее слово?
70. Клычков — это настоящая фамилия или псевдоним?
71. А какой псевдоним выбрал себе Александр Абрамов, родившийся в селе Ширяево Симбирской губернии?
72. Вот как поэт описывал свое родное село:
«В междугорье залегло
В Жигулях мое село.
Рядом ... плещет, льнет,
Про бывалое поет».
О какой реке идет речь?
73. Кто из героев Ширяевца заявляет:
«Уплыву, как только вспенится
Волга-матушка река,
У бродяг душа не пленница,
Не дрожит у кошелька»?
74. «Засмотрюсь, как васильковый Лен цветет», — написал Д. Ширяевец. А кто из поэтов превратил этот эпитет в метафорический: «Ты — мое васильковое слово»?
75. Если у Ширяевца тальянка «голосистая»:
«Голосистую тальянку
Бросил в ноги... —
Шибче! Эх!»,
то какая у Есенина: «... тальянка Уговаривала не одну»?
76. У обоих поэтов «свищет ветер», но у одного: «Свищет ветер, брызжет снег!», а у другого: «Свищет ветер, серебряный ветер». Назовите этих поэтов.
77. Какая литературная группа, в которую входили новокрестьянские поэты, стремилась объединить христианство с социализмом, славянофильство с неонародничеством и выпускала одноименные сборники (1916—1918)?
78. Кто были авторами следующих поэтических книг: «Потаенный сад», «Дубравна», «Кольцо Лады» и «Запевка», «Алые маки», «Мужикослов»?
79. Какую самохарактеристику дал своим собратьям Петр Орешин и словно предсказал и свою судьбу: «Наши песни ..., Пляски .... Мы разуты и раздеты, Лыком опоясаны»?
80. Если Пушкин радовался, что «в гранит оделася Нева», то как относится к «забетонированной» природе поэт XX века: «Как в смирительную ... Мы природу берем в бетон»?
Ответы
1. От «поэтов из народа» XIX века — Кольцова, Никитина, Сурикова.
2. Николай Клюев, Сергей Клычков, Сергей Есенин, Петр Орешин, Александр Ширяевец.
3. Спасителем бедных и голодных, Спасом: «А под пеньком — голодный Спас» (Есенин).
4. Люди из народа, не затронутые цивилизацией и не утратившие связей с природой, и образованное общество, интеллигенция, «книжники».
5. Славянский языческий бог, покровитель домашнего скота.
6. О Н. Клюеве.
7. По старообрядческим, в Соловецком монастыре.
8. За антиправительственную агитацию среди крестьян и чтение «Капитала» , за отказ выполнять воинскую повинность по религиозным убеждениям.
9. К «голгофским» христианам, христианам-мученикам.
10. С А. Блоком.
11. «Олонецкий
12. В. Брюсова, А. Блоку.
13. Как А. А. Фет — «Я пришел к тебе с приветом»; «сыр-дремучий бор».
14. Матери Прасковье Дмитриевне — ее памяти.
15. «...были», «песни», «думы».
16. «Свадебная».
17. О замужестве, когда вместо одной косы плетут две — знаки девичества и замужества.
18. Деву-Обиду, которая оплакивает Русскую землю в годину невзгод («Слово о полку Игореве»).
19. Потомков Бояна, древнерусского вещего певца, современных поэтов.
20. Город.
21. Автомобили, пароходы и паровозы.
22. «Войну и мир».
23. Клюевское толкование церковнославянской азбуки, попытка проникнуть в сокровенный смысл русской речи.
24. «...звезда».
25. Сказочная райская птица с женским лицом и грудью, которую считали «вещей птицей». У А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (картина В. Васнецова).
26. Тоже райская птица с женским обликом — «птица радости».
27. Страна райского блаженства, символ единого духовного начала, русской правды, причастной тайнам и чудесам Востока.
28. С С. Есениным.
29. Читал свои стихи императрице в Царском Селе и был принят благосклонно.
30. «Глинки», «Верлена».
31. «Труд».
32. С В. Маяковским — сборник «Простое как мычание» и поэма «Облако в штанах».
33. «...суд». Тюрьма, «неправедный суд», лагерь, ссылка, расстрел.
34. «...погоста» — безымянная смерть и могила без креста и кладбища.
35. О матери, ее детстве и юности, о родине, о земле, о природе.
36. «Погорелыцина».
37. С. Есенин; мифическое существо — полуконь, получеловек.
38. А. Кольцова и Н. Клюева.
39. «Белый», «Блок и Клюев».
40. «В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот»
и
«На сердце лампадка,
А в сердце Исус».
41. Имеется в виду поэма раннего Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате», рязанском дружиннике, погибшем в борьбе с татаро-монголами.
42. «...березкам», «ковылем».
43. «Распутиным», «Золотой бревенчатой избы» — Клюев противопоставляет себя городской цивилизации (до революции), Есенин — советской действительности.
44. «...сторож», «отрок».
45. «...машет рукавом».
46. Петух, или, как его называет Клюев, петел.
47. А. Блок, Н. Клюев, С. Есенин.
48. В Суриковском музыкально-литературном кружке в Москве.
49. К А. Блоку — прочел его «Стихи о Прекрасной Даме» и считал его «добрым».
50. «...голосистые».
51. «...с крестьянским уклоном».
52. «Солнце», «солнце».
53. После создания «Двенадцати» (1918).
54. «...певцом и гражданином».
55. Мария — у сектантов-хлыстовцев Душа, а в христианстве Богоматерь. «Ключи тайн» написаны В. Брюсовым.
56. Пушкина, Лермонтова и Грибоедова.
57. О Маяковском (реклама «Нигде, кроме, как в Моссельпроме») и Клюеве.
58. В Рязани — «Рязани».
59. «...бубенцы». «Колокольчик».
60. «Бедного Демьяна» — перестановка имени и фамилии в псевдониме звучит иронически.
61. О Н. Клюеве.
62. Евпатий Коловрат, Марфа Посадница, вдова новгородского посадника, возглавившая борьбу против самовластья Москвы; атаман Ус, сподвижник Разина; Емельян Пугачев, Петр I, В. И. Ленин.
63. Смерть Есенина была объявлена самоубийством, а самоубийц нельзя было отпевать; по церковным представлениям, им суждено попасть в ад.
64. С. Клычков.
65. Леший и колдун («Встал в овраге леший старый» и «Колдунок»), «колдунок».
66. «...кони», «сторож».
67. «...гусли» и «гармонике».
68. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
69. Говорун, болтун или кувшин, крынка, горшок для молока (диалект).
70. Псевдоним. Настоящая фамилия — Лешенков.
71. Ширяевец.
72. О Волге — «Волга».
73. Бурлак из одноименного стихотворения.
74. С. Есенин.
75. «Разговорчивая».
76. А. Ширяевец и С. Есенин.
77. «Скифы».
78. С. Клычков и А. Ширяевец.
79. «...недопеты», «недоплясаны». Был репрессирован, как Клюев и Клычков.
80. «...рубашку», т. е. укрощаем природу, как безумного в сумасшедшем доме.