Воспитание пространственной, временной точности движений и степени мышечных усилий
На первой стадии обучения и развития подбираются простые движения и последовательно вырабатываются оценочные дифференцировки сначала на резко отличающиеся раздражители, а затем на более сходные по характеру.
Процесс обучения разделяется на три этапа:
1. Обучение простым («грубым») дифференцировкам времени, пространства и усилий.
2. Обучение точной оценке отдельных характеристик простых и сложных движений.
3. Обучение сложной дифференцировке, то есть точной оценке двух и даже трех характеристик движения одновременно.
Для регистрации и получения срочной информации используются различные приспособления и устройства: секундомер, рулетка, угломер, градуированная карта, кистевой динамометр, обручи, разметки и т. д.
Упражнения для выработки пространственной точности движения
1. Из положения лежа, согнувшись на лопатках (ноги касаются пола), поднимание ног до горизонтали (упражнение выполняется на фоне гимнастической стенки, лежа, боком или головой к ней); то же, но в медленном или быстром темпе.
2. Из положения лежа на животе, руки вверх, ноги вместе, отведение ног в сторону на 45, 65, 90° (линии, обозначающие углы, чертятся заранее).
3. Стоя лицом к гимнастической стенке (с закрытыми глазами), руки вверх, наклон вперед на заданный угол (руками коснуться заданной рейки).
4. На фоне градуированной карты:
а) стоя спиной к карте, ноги вместе, плечевые суставы совпадают с началом нулевых осей, руки в стороны 90°, то же, поднимая руки вверх на 100, 110, 120°, и т. д., опуская их вниз на 80, 70, 60° и т. д.;
б) то же, но в медленном или быстром темпе;
в) стоя боком к карте, поднимание ноги вперед на определенный угол; то же с отведением ноги назад, затем с наклоном туловища вперед;
г) стоя спиной к карте, отведение ноги в сторону на определенный угол; то же в медленном и быстром темпе.
5. Прыжки на месте с поворотом на заданный угол — 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315, 360° (на точную оценку заданного угла). Упражнение выполняется с помощью градуированного коврика.
6. В упоре лежа прогибание и выпрямление туловища, сгибание и разгибание в тазобедренных суставах на определенный угол. То же медленно и быстро.
7. В висе поднимание ног на различную высоту.
8. В висе согнувшись разгибание и сгибание туловища на определенный угол.
Сначала эти упражнения выполняются с соупражняющимися. В результате коррекции достигается точная (или близкая к ней) оценка заданного угла. Затем это же задание каждый ученик выполняет самостоятельно, при этом отмечается правильность и точность выполненного упражнения.
Упражнение на точность мышечных усилий
С помощью кистевого динамометра определить максимальное усилие правой (левой) руки ученика. Затем выполнить движение силой, равной 50—25% от максимальной. Упражнение выполняется без контроля зрения.
Упражнения для выработки чувства времени и реакции на движущийся объект
1. По заданию то ускорять, то замедлять бег по сравнению с привычным:
а) 5 подскоков в удобном темпе повторить 2 раза, третий раз — то же, но на 1 секунду быстрее, четвертый раз на 1 секунду медленнее, чем в первый раз;
б) 5 круговых вращений прямыми руками в удобном темпе, а затем 1 раз быстрее и 1 раз медленнее, чем в первый раз.
2. Обучение умению оценивать интервалы времени при выполнении движений:
а) секундомером фиксировать интервалы времени — 1, 3, 5 секунд;
б) то же, но без секундомера.
3. Бег с высоким подниманием бедра в упоре у гимнастической стенки в течение 10 секунд (по секундомеру). 3—4 серии по 10 секунд, отдых между ними по 30 секунд. Первая серия по секундомеру, вторая — начало по команде, заканчивать по субъективной оценке, третья — по секундомеру, четвертая — по субъективной оценке.
После второй и четвертой серии ученикам сообщается величина ошибки во времени.
4. Подскоки в течение 15 секунд, повторяется 6 раз. Первые три — по команде и начало, и конец, следующие три — по команде только начало, окончание — по субъективной оценке. Ошибка во времени сообщается после каждой серии.
5. Пробегание под вращающейся скакалкой. Вращение постепенно убыстряется.
6. Подскоки через вращающуюся длинную скакалку с ловлей и передачей мяча партнеру в момент приземления.
7. Рывки за мячом, брошенным по дуге в обозначенный на полу круг (ориентир). Ученик стартует в момент выпуска мяча из рук партнером и старается поймать его после первого отскока. Расстояние и сила броска зависят от быстроты ученика и избираются так, чтобы поймать мяч можно было лишь при максимальной скорости рывка.