Мир часов. Дидактическая игра для улицы
Дидактическая задача:
познакомить детей с тем, как люди определяли время до изобретения часов, а также научиться узнавать время по часам.
По возможности, эту игру желательно проводить в месте, где есть большие часы. Если такой возможности нет, то можно заранее подготовить макет часов и вывесить его на видное место. Все дети во время игры отправятся в путешествие по стране часов.
На игровой площадке чертят несколько больших квадратов. Это остановки.
На каждой остановке дети познакомятся с приборами для измерения времени. Все играющие становятся в первый квадрат — первая остановка.
На ней дети узнают, как определяли время до изобретения часов. Люди делали это, наблюдая за солнцем. Когда солнце всходит — наступает утро: долго-долго светит — день; когда начинает темнеть — вечер, а когда совсем темно — ночь. Определяли время и по растениям. Есть цветы-часы.
Затем воспитатель может загадать загадку:
Он носам в землю постучит,
Взмахнет крылом — и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)
Люди заметили, что петух кричит «кукареку» три раза в сутки: первый раз — в полночь, потом глубокой ночью и рано утром. Так люди определяли время раньше.
Дети переходят во второй квадрат.
Вторая остановка — часовой завод. Здесь делают часы — для улиц, домов, школ, наручные, будильники. На этой остановке дети делятся на две команды.
Каждая из них должна назвать часы, например наручные, будильник, электронные и т. д.
За правильный ответ присуждается фишка. Побеждает та команда, которая собрала больше фишек.
Третья остановка — часовые механизмы.
Воспитатель предлагает посмотреть на все часы и сказать, что у них общего. Затем проводят соревнование.
Каждая команда должна назвать несколько часовых механизмов. За названный механизм присуждается фишка.
Побеждает та команда, у которой больше фишек.
После этого дети отгадывают загадку:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
А все стучим, стучим, стучим...
Четвертая остановка — определение времени по часам.
Воспитатель называет время и просит показать его на большом циферблате. Например, начало занятий — восемь часов и т. д.
Вначале игра носит индивидуальный характер. Потом в игру снова вступают команды. От каждой команды выходят по одному человеку и показывают названное воспитателем время. За правильный показ присуждается фишка. Потом выходит следующая пара и т. д., пока не сыграют все дети.
В конце путешествия подводят общий итог.
Выигрывает команда с большим «шелом фишек.