Развитие восприятия формы



Нас окружает великое множество предметов, формы которых мы воспринимаем благодаря органам зрения и осязания. С появлением некоторого сенсорного опыта для определения формы нам становится достаточно и одного анализатора: или зрительного, или осязательного. Например, нам достаточно посмотреть на куб или его пощупать, чтобы определить, что это. А малышу еще только предстоит накопить этот исследовательский опыт. На втором году жизни мы обучаем ребенка способам восприятия формы, развивая зрительный анализатор и осязание.
___________________________

Что в коробочке лежит?



Материал.
Красивая коробочка с крышкой (ведерко, бумажные пакеты) и мелкие игрушки разных форм и цветов: кубик, кирпичик, пирамидка, грибочек, огурчик, помидор, морковка (игрушечные или настоящие), карандашик — словом, все мелкие предметы размером 3—5 см (первоначально количество игрушек должно быть не более 5).

Ход игры-занятия.
Покажите ребенку коробочку, потрясите ее, скажите, что там что-то лежит. Заинтересовав его таким образом, откройте крышку и покажите ребенку игрушки так, чтобы он мог достать какую-либо из них. «Ах, какая игрушка!» — обрадуетесь вы. Не торопите малыша, пусть он рассмотрит, исследует то, что достал. Затем напомните, что в коробочке есть еще игрушки и предложите достать еще что-нибудь.
Держите коробку так, чтобы ребенок мог достать за один прием только одну игрушку. Таким образом рассмотрите и ощупайте по очереди все предметы. Предложите ребенку положить шарик на кубик, пусть он убедится, что это невозможно, пусть узнает, что некоторые предметы катятся, а некоторые — нет.

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. Второй год жизни. 3 часть



Затем пусть малыш сложит по одной все игрушки обратно, а вы можете их в это время называть. Если ребенок пассивен и не хочет их складывать, помогите ему, направляя его руку. Если же он хочет снова достать игрушки, занятие можно повторить тут же, но длиться оно должно не более 7—8 минут.
Это занятие проводится многократно с полной или частичной заменой игрушек.
_______________________________________

Строим башню



Материал.
6 одноцветных кубиков.

Ход игры-занятия. Скажите малышу, что сегодня вы будете строить башню. Постройте башню из трех кубиков. Медленно ставьте кубики один на другой, приговаривая: «Сначала — этот, потом — этот, потом — вот этот». Оставьте вашу башню как образец. Дайте ребенку в руки кубик и предложите ему построить такую же башню. Затем дайте второй кубик и покажите, куда надо его поставить.

Дайте малышу поиграть с ненужным замком и ключом — дети очень любят вставлять и поворачивать ключ в замочной скважине.

Если ребенок затрудняется, направьте его руку. После чего дайте ему третий кубик и помогите положить его на второй. Постепенно ограничивайте свою помощь по мере приобретения ребенком этих навыков.
Занятие можно повторять многократно, до тех пор, пока малыш не научится строить башню самостоятельно, без образца. Можно усложнить задание, уменьшая размер кубиков или предлагая кубики разных цветов.
_____________________________________

Чудесная коробочка



Материал.
3 колышка (это могут быть, например, округлые палочки, толстые цветные карандаши), коробка из-под обуви, в которой проделаны отверстия, соответствующие палочкам. Вставьте палочки в отверстия коробки.

Ход игры-занятия.
Покажите ребенку коробочку («Посмотри, какая у меня коробочка!») и предложите малышу внимательно ее рассмотреть, обследовать («Здесь есть дырочки, а в дырочках стоят палочки»). Сначала покажите ребенку, что колышки можно вынимать. Выньте один колышек и предложите ребенку сделать то же самое. Повторите это действие многократно: вы вставляете, а ребенок вынимает. Затем покажите малышу, как вставляется колышек в отверстие и поменяйтесь ролями, дайте ребенку
в руки колышек и предложите вставить на место. При этом помогите ребенку, направляя его руку с колышком к отверстию. Называйте словами выполняемые действия, чтобы ребенок в дальнейшем мог выполнять их по словесным указаниям: «Вынь палочку, вставь палочку».

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. Второй год жизни. 3 часть



Когда все колышки будут вставлены, предложите ребенку вытащить их, а потом вставить. Занятие длится 7—8 минут. Если ребенок затрудняется, начните с одного колышка, пусть малыш вставляет и вынимает один колышек.
Когда ребенок научится вставлять колышки без затруднений, усложните задание, добавив еще 2 колышка.

Положите в игровой уголок вашего ребенка бумажные пакеты. Многие дети с удовольствием складывают в них свои книжки, игрушки, а потом с таким же удовольствием вынимают их обратно.
_______________________________________________

Прячем кубик и шарик в домик



Материал.
Шарик (мячик) диаметром 4—5 см, кубик с высотой грани 4— 5 см. Украсьте аппликацией из цветной бумаги коробку из-под обуви, сделайте в ней два отверстия круглой и квадратной формы. Круглое отверстие сделайте справа. Размеры отверстий должны соответствовать размерам шарика и кубика (важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, и наоборот).

Ход игры-занятия.
Рассмотрите с ребенком коробочку — домик с окошками. Скажите: «Есть такое окошко и такое. Пусть ребенок обведет окошки пальчиком. Помогите это сделать, если ему сложно. Покажите ребенку шарик и скажите, что его можно опустить в окошко. Спросите малыша: «В какое окошко опустить?» Затем вместе опустите шарик. «Ой, нет шарика!» — радуетесь вы.
Теперь показываете кубик. Для кубика тоже есть окошко. «Покажи пальчиком, где окошко для кубика?» — предлагаете вы и опускаете кубик в коробочку. Опять радуетесь. Достаньте кубик и шарик, закройте коробочку, поставьте ее перед ребенком и предложите ему опустить шарик в окошечко самостоятельно. Для этого обязательно сначала спросите, в какое окошечко он собирается его опустить. Когда ребенок опустит шарик и вместе с вами порадуется результату, предложите опустить кубик. Возможно, он попытается опустить его в круглое окошечко, но кубик не пройдет. Если при проталкивании кубика в квадратное окошечко ребенку трудно придать правильное положение предмету, своей рукой направьте кисть малыша.
На одном занятии можно повторить эти действия 3—4 раза. Потрясите коробку, вместе послушайте, как гремят игрушки. Дайте ребенку коробку, пусть он сам потрясет ею.
Занятие можно повторять многократно, до тех пор, пока ребенок не потеряет к этим действиям интерес. Игру можно усложнить, взяв не 2, а 3 фигуры,— в зависимости от того, что у вас есть.
Когда малыш приобретет необходимый навык сравнения предмета с окошечком, купите в магазине игрушки: куб-вкладыш, домик и т. п. и используйте их для дальнейших занятий.
_________________________________________

Помогаем мишке



Материал.
Игрушечный персонаж — мишка, 2 красивых пакетика. В первом — 5 кругов и 5 квадратов, вырезанных из цветного картона, одинаковых по величине и цвету. Второй пакет приготовьте для продолжения игры, если ребенок быстро справится с заданием. В него положите другие фигуры — овалы, прямоугольники, треугольники.

Ход игры-занятия.
Мишка приходит в гости и приносит красивый пакет. Достаньте из первого пакета 5 кругов и 5 квадратов. Скажите малышу, что здесь разные формы (пусть это будут, например, конфетки). Есть вот такие и вот такие. Они разные. Мишка просит помочь ему разложить конфеты. Скажите: \"Такие квадраты положим вот сюда, а такие круги — сюда\". Так вместе разложите фигуры (например, справа — квадраты, а слева — круги).
Мишутка благодарит вас за то, что вы помогли ему разложить фигуры (конфеты) и просит сложить их обратно в пакет. Если ребенок не устал и не потерял интерес к манипуляциям с фигурами, занятие можно продолжить следующим образом.

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. Второй год жизни. 3 часть



Мишутка, уходя, рассыпает случайно фигуры и просит снова ему помочь их разложить. В этот раз предложите ребенку сделать это самостоятельно.
Занятие можно повторять многократно, меняя наборы фигур. Малыш проверяет «одинаковость» предметов путем накладывания одного на другой. Разговаривая с ребенком, наложите круг на круг, покажите ребенку и скажите, что они одинаковые. Когда он научится раскладывать крупные фигуры, предложите ему мелкие. Занятие длится 8—10 минут.
Когда ребенок научится раскладывать фигуры, резко отличающиеся друг от друга, можно предложить ему более близкие сочетания: круг и овал, квадрат и прямоугольник.
___________________________________________

Собираем пирамидки



Материал.
2 игрушечные пирамидки: одна состоит из колец, а другая — из квадратов (брусков). Кольца и бруски в пирамидках одного размера (не уменьшаются в размере ближе к вершине, как у обычных пирамидок).

Ход игры-занятия.
Покажите малышу, как надо собирать пирамидку с кольцами. Помогите ему собрать ее. Предложите ребенку собрать — нанизать на стержень — пирамидку с брусками (при этом вам нужно будет поправлять бруски). Возможно, на первом занятии вы больше ничего не успеете. Но также возможно, что малыш справится с заданием очень быстро.
Когда малыш научится собирать пирамидку, предложите ему собрать сразу обе. Покажите ребенку пирамидку с кольцами. Сняв кольцо, покажите его ребенку со словами: «У этой пирамидки кольца вот такие» — и обведите кольцо пальцем. Разложите кольца в ряд справа от стержня. «Колечек много, и все они — вот такие».

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. Второй год жизни. 3 часть



То же самое проделайте с квадратной пирамидкой, разложив бруски слева от второго стержня. Предложите ребенку вместе с вами собрать сначала круглую, а потом квадратную пирамидку. Когда обе будут собраны, снова разберите их, как в первый раз, и предложите ребенку собрать пирамидки самостоятельно. Хвалите малыша независимо от того, насколько часто вам приходится ему помогать. При этом все время указывайте ребенку, что пирамидки разной формы: «Это — круглая, а это — квадратная пирамидка».
На следующих занятиях можно перемешать кольца и квадраты и предложить ребенку собрать обе пирамидки. Каждое занятие длится 7—8 минут.