Ребенок готов к восприятию звуков окружающего мира с рождения. За первый год жизни у него уже накопился некоторый слуховой опыт. Задача родителей годовалого малыша — продолжать знакомить ребенка со звуками, учить различать звуки, учить самому их воспроизводить. Для этого следует пользоваться любым случаем, чтобы побудить малыша искать источник звука. Например, если на улице с шумом проезжает машина, воскликните: «Ой, слышишь, что это? Это едет машина!»
Обращайте внимание ребенка на всевозможные звуки окружающего мира: звон колоколов, гул ветра, шум дождя, шелест листвы, тиканье часов, крик петуха, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, воркование голубей, пение птиц.
Пение колыбельных песен, спокойная тихая музыка в часы бодрствования ребенка способствуют развитию у него слухового анализатора. Если вы включаете жизнерадостную музыку, похлопайте в такт музыке в ладоши и предложите малышу похлопать тоже. Можно ритмично покачиваться, махать руками под музыку. Возьмите ребенка на руки или за руки, чтобы он мог почувствовать ритм. Танцуйте вместе с ним или подыгрывайте погремушками и трещотками.
Когда знакомите малыша с каким-то новым предметом или явлением, четко и ясно повторите название предмета несколько раз. Например: «Цве-то-чек. Цветочек. Это цветочек». Чем четче ваша речь, тем легче ребенку запомнить слова.
________________________________________
Материал.
Игрушечный рояль.
Ход игры-занятия.
Поставив перед ребенком рояль, поиграйте на нем сначала сами. Для этого не обязательно владеть нотной грамотой, для начала достаточно постучать по одной-двум клавишам, сказав при этом: «Послушай, как шумит дождик». Или: «Послушай, как идет по лесу медвежонок». После этого предложите малышу самому поиграть на рояле: «Теперь ты поиграй!» Сила удара должна быть достаточной, чтобы ребенок мог извлечь звуки. Помогите ему, взяв его руку в свою. Когда ребенок поиграет несколько минут, поменяйтесь ролями. Пусть теперь он послушает, как играете вы. Отдохнув, он может поиграть снова. После игры-занятия, которое длится 7—8 минут, уберите игрушку в недоступное для ребенка место. Занятие можно повторять многократно, пока ребенок не потеряет к нему интерес. Потом можно убрать рояль в
шкаф на месяц-полтора. Когда вы достанете инструмент снова, ребенок будет опять играть с удовольствием.
Музыкальные занятия можно проводить, играя с барабаном, бубном, трещоткой, игрушечной шарманкой, колокольчиком, гармошкой и другими музыкальными инструментами.
___________________________________________
Материал.
Заводная музыкальная игрушка.
Ход игры-занятия.
Возьмите музыкальную игрушку, которая хорошо знакома ребенку. Поиграйте с ней, послушайте, как она звучит. Затем заведите ее и незаметно положите за занавеску или за стул — так, чтобы ребенок ее не видел. Спросите его: «Ой, а где же игрушка?»— и помогите найти ее. Пусть ребенок ориентируется на слух. Найдя игрушку, порадуйтесь вместе с малышом: «Вот же она! Ты нашел ее. Молодец!»
Игра-занятие длится 7—8 минут. Игру можно усложнять, увеличивая количество игрушек.
_________________________________________
Материал.
Различные предметы, издающие звуки: свисток, колокольчик, барабан, погремушка и т. д.
Ход игры-занятия.
Поиграйте с ребенком со свистком и колокольчиком (важно, чтобы игрушки резко отличались по звучанию). Назовите каждый предмет и продемонстрируйте, какой звук он издает: «Это колокольчик, и он звучит вот так. А это свисток, он свистит вот так». Предложите малышу самому позвенеть колокольчиком и посвистеть в свисток.
Затем встаньте за спину ребенка и подуйте в свисток. Спросите: «Что сейчас звучало?» При этом все инструменты должны лежать перед ребенком в ряд. Он должен выбрать тот, который только что звучал. Начните с пары предметов, издающих разные звуки.
Если ребенок легко справляется с заданием, дайте ему выбрать один из трёх предметов или предложите две игрушки со схожим звучанием. Подумайте, что вы можете взять для игры в следующий раз. Звук издает и фен, и будильник, и ложка в чашке, когда размешиваем сахар в чае, и вода, когда течет из одной емкости в другую, и газета, когда ее рвут.