Развитие осязания


Мы учили ребенка воспринимать форму предметов, ощупывая их руками, — развивали осязание. Так почему же мы снова говорим об этом развитии? Дело в том, что осязание позволяет человеку не только воспринимать форму предметов, но и получать еще много самой разной информации. Это очень древний вид восприятия.
Осязание у человека начинает развиваться с момента его рождения, но, тем не менее, развито оно у всех по-разному.
В играх мы можем сознательно развивать у ребенка тактильную чувствительность, обучать его специфическим действиям для получения информации о механических свойствах предметов.
______________________________

Найди такой же



Материал.
2 кусочка меха, 2 кусочка кожи, 2 кусочка картона, желательно все одного размера, 2 красивых пакета, в каждом из которых по одному образцу каждого материала.

Ход игры-занятия.
Положите на стол первый пакет и достаньте из него кусочек кожи. Пусть малыш потрогает его, проведет по нему пальцами, — убедится, что поверхность гладкая,— помнет, попробует порвать. Скажите ему: «Это кожа. Она гладкая». Когда малыш положит образец из кожи на стол и потянется посмотреть, что еще есть в пакете, достаньте кусочек меха. Положив мех на левую ладошку, малыш правой рукой проводит по его поверхности. «Это мех— мягкий, мохнатый», — говорите вы. Затем достаньте картон. Обследуйте его вместе с ребенком: «Это картон. Он гладкий. Его трудно согнуть». Разложите все на столе слева направо.

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет  Третий год жизни. 4 часть



Теперь обратите внимание ребенка на второй пакет: «А что лежит в другом пакете? Давай посмотрим». Продемонстрируйте малышу, что там лежат такие же материалы. Покажите пальцем на мех на столе и предложите ребенку достать из пакета такую же «игрушку». При этом приговаривайте: «Это мех, он мягкий». Так, пусть малыш по очереди достанет все «игрушки».

Игру повторяйте многократно, каждый раз добавляя предметы из новых материалов. Возьмите для игры шероховатую гобеленовую ткань, клеенку, тонкую бумагу, махровую ткань, кусочек линолеума, бархат. Требовать от ребенка запоминания названий материалов и их качеств не следует, — вы сами называйте: гладкий, шероховатый, мягкий, твердый, рвется, не рвется и т. д.
_______________________________________

Угадай, какой фрукт у тебя в ладошках



Материал.
Яблоко, апельсин, мандарин, виноград, груша.

Ход игры-занятия.
Предложите малышу поиграть в «Угадайку». Положите на край стола заранее приготовленные фрукты. Вместе с малышом рассмотрите и назовите каждый. Попросите малыша зажмурить глаза и сложить ладошки лодочкой, после чего положите в них какой-либо фрукт. Спросите: «Угадай, что у тебя в ладошках»? Возможно, малыш захочет поглядеть на ручки, а не ощупывать фрукт, поэтому можете закрыть его руки сверху листом бумаги.

Порадуйтесь вместе правильному ответу. Если малыш не угадал, помогите ему: еще раз рассмотрите фрукт и обратите внимание на его характерные признаки (какой он формы, какой на ощупь). Игра длится 10—12 минут.
Занятие можно проводить многократно, добавляя каждый раз новые фрукты, но их должно быть не более 5.
________________________________

Волшебная рыбалка



Материал.
В красивый бумажный пакет положите несколько (не более 5) знакомых мелких предметов — твердых и мягких, шероховатых, мохнатых и гладких, холодных или теплых на ощупь (например, варежку ребенка, его носок, башмачок куклы, чайную ложечку).

Ход игры-занятия.
Рассмотрите вместе с ребенком пакет с предметами. Вещи доставайте вместе с малышом, внимательно рассматривайте, ощупывайте. Называйте сами предметы и их основные качества. Сложите вместе с ребенком все предметы обратно и предложите поиграть в «Волшебную рыбалку», узнавая их на ощупь.

Игры по развитию осязания не требуют никакой предварительной подготовки и особых усилий. Достаточно выбрать предмет и предложить ребенку поиграть: закрыть глаза, когда мама положит предмет ему в руки, и узнать на ощупь, что это. Можно играть на кухне, в комнате ребенка, даже в машине. Важно только, чтобы предмет был знаком ребенку и безопасен. Это могут быть и игрушки, и посуда, и одежда, и канцелярские принадлежности.

Начните игру сами, проговаривая: «Я нащупала что-то холодное, длинное, с ручкой. Наверное, это ложка». Достаньте ее из пакета. Теперь предложите ребенку «выловить рыбку». Держите пакет так, чтобы ребенок не видел, что ощупывает. Не давайте возможности вытащить предмет до того, пока он его не назовет.