На третьем году жизни также необходимо уделять больше внимания творческим играм-занятиям: аппликации, рисованию, лепке, конструированию.
На занятиях по аппликации, если ваш малыш уже умеет рвать бумагу и клеить, научите его пользоваться ножницами. После того как малыш посмотрит, как мама режет бумагу, дайте ему ножницы, помогите правильно взять их в руки. Возьмите полоску бумаги двумя руками и попросите малыша перерезать ее посередине. Рассмотрите вместе с ним, что получилось (две ленточки, две полоски, два кирпичика). Похвалите его. Малыш жаждет все делать сам. Если нет давления со стороны взрослых, он очень скоро научится отрезать ножницами кусочки от полоски. Некоторые дети очень любят резать ножницами, а другим нравится приклеивать уже готовые элементы. Малышу еще сложно и вырезать, и приклеивать фигуры на одном занятии, поэтому дайте ему возможность заниматься тем, что ему больше нравится. Когда ребенок вырезает, вы приклеиваете вырезанные им фигуры на лист бумаги (получится коллаж) или на приготовленную вами заранее основу (шапочку, платочек, варежку). Если малыш не любит вырезать, то вырезайте вы, а он пусть приклеивает. В этом возрасте ребенка больше интересует сам процесс, а не результат.
На третьем году жизни ребенок начинает интерпретировать свои рисунки. Он теперь рисует то, что хочет: не только машины, людей, животных, но и сюжетные картинки (то, что его особенно впечатлило). И тут перед родителями встает вопрос: «А надо ли стремиться к тому, чтобы рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?» Психологи не рекомендуют навязывать ребенку свои образцы «правильного» рисования. Пусть рисует так, как получается. Но научить малыша проводить горизонтальные и вертикальные, косые и пересекающиеся линии, рисовать круги и овалы вы можете, — эти умения помогут малышу лучше изображать окружающий мир.
Проводите творческие занятия 2—3 раза в неделю, выбирая темы, которые нравятся вашему малышу. Желательно чередовать рисование красками и рисование карандашами. Научив ребенка проводить линии и рисовать круги карандашами, вы сможете научить малыша рисовать их и красками. Также можно рисовать пальчиком по крупе, палочкой на песке, на снегу, мелками на асфальте.
Несколько раз в неделю вы с малышом можете заниматься лепкой. Лепите сами, лепите с увлечением — посуду, овощи и фрукты, животных. Глядя на вас, малыш тоже захочет «творить». Пока он может слепить только шарик или колбаску. Когда он будет лепить шарики разной величины, вы превратите их в снеговика или в медведя. Малыш скатает шар, а вы превратите его в Колобка, сделав глазки и ротик; сделав пальцем в середине шарика выемку, его легко превратить в стакан, а расплющив — в тарелку. Воткнув в слепленный малышом шарик палочку, вы превратите его в конфетку или в мороженое для куклы.
Ваша задача — научить ребенка катать шарики, делая вращательные движения ладонями, большим и указательным пальцами. Когда ваш малыш научится вращательным движениям, его надо научить различать, какие движения нужно совершать для того, чтобы скатать колбаску, и какие — чтобы скатать шарик. Нужно также познакомить ребенка с приемом сплющивания шарика между ладошками. Важно, чтобы материал был не твердым и легко поддавался обработке. Изделия из глины и теста можно сушить, раскрашивать, использовать в играх. А вот работу из пластилина лучше сразу убрать на полочку, если вы не хотите оттирать пластилин от пола или ковра.
Очень способствуют сенсорному развитию игры-занятия по конструированию. На третьем году жизни конструирование еще весьма примитивное, но его значение увеличивается с каждым днем. Так, вместе с малышом стройте гаражи и мосты, башни и домики из кубиков и кирпичиков, купленных в магазине. Полезны и нужны как крупные, так и мелкие, как пластмассовые, так и деревянные кубики.
Кроме готовых конструкторов, рекомендуется использовать разный подручный материал: картонные коробочки, катушки, пуговицы (из них можно выложить змею, например), куски ковролина, линолеума, картон. Научите малыша сгибать листы и полоски бумаги. Конструируя, ребенок продолжает знакомиться со свойствами предметов, закрепляет уже приобретенные знания.
На занятиях по аппликации, рисованию, лепке, конструированию, вы будете продолжать формировать и закреплять умение сравнивать предметы по величине, по цвету и форме.
__________________________________________________
Материал.
Приготовьте клейстер, 2 кисточки, клеенку, салфетки. Вырежьте из цветной или белой бумаги основу сумочки — прямоугольник размером 18Х13 см. Из бумаги другого цвета вырежьте 2 больших и 2 маленьких кружочка такого размера, чтобы они свободно помещались на основе-сумочке.
Ход игры-занятия.
Вместе с ребенком подготовьтесь к занятию по аппликации: постелите на стол клеенку, положите салфетки, приготовьте клей и кисточки. Прежде чем приклеивать фигуры, разложите их на основе и рассмотрите их. Предложите малышу разложить кружки по-своему. Скажите малышу: «Теперь мы приклеим кружки на сумочку». Сначала вы приклеиваете один кружочек, потом малыш приклеивает другой кружочек и т. д. Подарите готовую сумочку обезьянке.
На следующем занятии можно взять 3 больших и 3 маленьких кружка для узора, например портфеля для бегемота. Таким же образом можно украсить чашки, полотенца, варежки, скатерти, сапожки, домики и т. д. Задание можно усложнить, предложив ребенку 3—4 фигурки разных размеров и попросив его приклеить их в порядке уменьшения или увеличения. Так же можно сделать башню, пирамидку, ракету из трех или четырех элементов на цветном фоне. Занятия по аппликации проводятся 2—3 раза в неделю, их длительность не должна превышать 10—12 минут.
_____________________________________
Материал.
Бумага для рисования, цветные карандаши, маркеры.
Ход игры-занятия.
Нарисуйте на бумаге круг. Взяв руку ребенка в свою, несколько раз обведите круг, пусть ребенок запомнит это движение. Предложите ему самостоятельно попробовать нарисовать круг.
Если ребенок затрудняется, возьмите его руку и рисуйте вместе.
Лист должен быть достаточно большим, чтобы можно было рисовать размашисто. Круги можно превратить в смешные рожицы.
_________________________________
Материал.
Бумага для рисования, цветные карандаши, маркеры.
Ход игры-занятия.
Положите перед ребенком большой лист бумаги. Скажите ему: «На этом листе нарисуем зиму. Все вокруг белое-белое. Давай нарисуем снежинки». Возьмите синий карандаш и нарисуйте крестик: сначала проведите небольшую вертикальную линию, а затем горизонтальную. Дайте в руки малышу такой же карандаш, возьмите его руку в свою, и вместе нарисуйте такой же крестик. «Вот и получилась вторая снежинка. А теперь нарисуем много-много снежинок, чтобы получилось много снега, из которого мы слепим снежную бабу». С этими словами помогите малышу рисовать крестики по всему листу бумаги. Нарисуйте в свободном месте снежную бабу и порадуйтесь вместе с ребенком, какой красивый получился рисунок.
Занятия можно проводить многократно, «рисуя» по рассыпанной на столе крупе, по выдавленной на тарелку зубной пасте, на песке, на асфальте, палочкой на снегу. Вы можете рисовать колеса для машины, шарики, мячики, пряники, апельсины, виноград, пуговички, бублики и т. д.
___________________________________
Материал.
2 листа бумаги белого или голубого цвета (один — для вас, другой — для ребенка), гуашь красного и желтого цветов, 2 кисточки с мягкой щетиной, баночка с водой.
Ход игры-занятия.
Положите на стол два листа бумаги. На каждом из них посередине нарисуйте дерево с ветками и скажите ребенку: «Эти деревья растут в нашем парке, но подул ветер и сдул с них все листья. Давай нарисуем деревьям красивые разноцветные листочки». Покажите малышу, как можно нарисовать листик: обмакните кисточку в краску и прикоснитесь к бумаге, оставив на ней след («листик»). Скажите: «Вот один листочек, сделай так же». Помогите ребенку таким образом нарисовать листик. Порадуйтесь: «Очень красиво!»
_________________________________
Материал.
Глина, пластилин или тесто, клеенка, стека, салфетки, разделочная доска.
Ход игры-занятия.
Предложите ребенку слепить для куклы печенье. Отломите небольшой кусок глины и покажите ребенку, как сделать шарик, совершая круговые движения руками, катая комок между ладонями. Помогите ребенку освоить это движение, взяв его руки в свои. Возможно, вашему малышу больше понравится катать шар на доске одной рукой — покажите и этот способ. Слепите несколько шариков. Расплющив их ладонью, вы сделаете печенье.
Положите его на блюдечко и предложите ребенку сделать то же самое.
Можете сами слепить блюдечко, расплющив шар большего размера и чуть-чуть загнув края у получившейся лепешки. В следующий раз можно слепить для куклы пряники, булочки, конфеты, яблоки и т. д. Ваша задача — научить ребенка катать шарики, делая вращательные движения.
________________________________
Материал.
Детали конструктора (кирпичики, кубики и др.), игрушечные персонажи — зайка и мишка.
Ход игры-занятия.
Предложите ребенку построить кроватки для зайки и мишки — они хотят спать в своих кроватках. Рассмотрите игрушки, сравните их: «Кто больше? Кому потребуется большая кроватка, а кому — маленькая?» Спросите у малыша: «Кому сделаем кроватку сначала?»
Большая кроватка может состоять из четырех кирпичиков, поставленных на бок, и большой пластины, а маленькая кроватка — из двух кирпичиков, стоящих на боку, и маленькой пластины.
Если в вашем распоряжении есть только кубики, то для большой кроватки вам понадобится 12—14 кубиков, а для маленькой — 6—8. Уложите мишку и зайку спать.
_______________________________________
Материал.
Из цветного картона: 2 заготовки для столика (21 х9 см, высота — 6 см) и 2 заготовки для скамейки (16x6 см, высота — 4 см). Выберите картон, который легко сгибается!
Ход игры-занятия.
Предложите малышу сделать для маленькой куклы мебель: столик и скамеечку. Рассмотрите вместе с ребенком заготовку для столика и согните ее с двух сторон — получится столик. Порадуйтесь вместе с ребенком. Другую заготовку дайте малышу. Помогите ему согнуть заготовку по линии, взяв его руки в свои. У малыша пальцы еще слабые, поэтому сами проведите пальцем по месту сгиба. Если ребенок справился, достаньте заготовку скамеечки и покажите, как она делается.
Занятие длится 10—12 минут. В следующий раз сделайте гармошку (3—4 сгиба на полоске), кроватку для куклы (такую же, как скамеечка, но большего размера), гараж (шалаш).
_________________________________________
Двухлетний малыш жаждет все исследовать. Ему все ново и интересно. Шумы, которые вы, возможно, воспринимаете как досадную помеху, представляют для него большой интерес. Что это? Почему это так шумит? Кто это издает такие звуки?
Ваша задача по развитию ребенка третьего года жизни — дать ему возможность услышать как можно больше разных звуков, помочь запомнить их, научиться различать и воспроизводить.
_________________________________________
Материал.
Набор игрушек: барабан, гармошка, резиновая игрушка-пищалка, ширма (понадобится для того, чтобы спрятать игрушку), медвежонок.
Ход игры-занятия.
Достаньте игрушки и вместе с ребенком послушайте, как они звучат. Скажите: «У каждой игрушки есть свой голосок. Одна поет протяжно (гармошка), другая свистит (резиновая пищалка), а третья стучит (барабан)».
Познакомив малыша со всеми игрушками, поставьте на стол ширму и предложите ребенку отгадать, на чем будет играть медвежонок.
Когда ребенок отгадает, выгляните из-за ширмы и еще раз сыграйте на инструменте.
В следующий раз возьмите такой набор музыкальных инструментов: колокольчик, гармошка, бубен или барабан, погремушка, а потом — такой: шарманка, бубен, деревянная колотушка или 2 деревянные ложки.
Научите ребенка самостоятельно извлекать из «музыкальных» предметов звуки и прислушиваться к ним. В зависимости от наполнителя банка или коробка могут шуршать, звенеть, греметь, дребезжать и т. д. Звуки могут быть громкими, тихими, резкими, звенящими и т. п.
______________________________________
Материал.
Предметы домашнего обихода, с помощью которых можно извлекать различные звуки: деревянные и металлические ложки, крышки кастрюль, маленькие стеклянные банки (можно насыпать в них немного фасоли, риса и т. п.), пластиковые бутылки (внутрь можно положить мелкие предметы), жестяные коробочки.
Ход игры-занятия.
Возьмите какой-либо предмет и потрясите им, или постучите, например, деревянной ложкой о жестяную коробочку. Скажите ребенку: «А теперь попробуй ты сделать так же». Когда ребенок повторит ваше действие, назовите его. Скажите: «Ты трясешь банку, и банка гремит».
Перед тем как спеть песенку, спросите ребенка, как ему спеть: громко или тихо, быстро или медленно.
Когда ребенок научится самостоятельно извлекать звуки с помощью предметов, ознакомьте его с понятиями громко и тихо. Для этого потрясите пластиковой бутылкой с мелкими предметами внутри. Скажите: «Вот так — громко». Затем потрясите стеклянной баночкой с небольшим количеством риса внутри: «Вот так — тихо». Дайте ребенку возможность самому произвести эти действия.
____________________________________
«Целью воспитания дошкольника должно быть исключительно содействие его психофизическому развитию», — писала Мария Монтессори, педагог XX века, основательница системы сенсорного воспитания ребенка. Содействие это заключается в предоставлении ребенку возможности познавать окружающий мир. Мир прекрасен, богат, многообразен, и вы на играх-занятиях и в повседневной жизни знакомите малыша с ним, учите его познавать. Тем самым вы активно содействуете его психофизическому развитию. Конечно, это требует усилий с вашей стороны. Но знайте, что ваши усилия были приложены очень вовремя!
Не подлежит сомнению, что малыши, с которыми проводятся своевременные занятия, более развиты умственно и имеют более богатый личный опыт познания. Но на этом сенсорное воспитание не заканчивается. Психологи утверждают, что к трехлетнему возрасту завершается лишь подготовительный этап сенсорного развития.
После трех лет начинается новый период. На этом этапе сенсорное развитие ребенка включает две взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений (тех сенсорных эталонов, которые выработало человечество) и овладение новыми способами восприятия, позволяющими более точно и подробно воспринимать окружающий мир. В дошкольном возрасте познание окружающей действительности и сенсорное развитие приостанавливаются разве только тогда, когда ребенок спит. Играет ли он, гуляет ли, трудится ли на специально организованных занятиях, помогает ли маме, он, воспринимая предметы и действуя с ними, продолжает накапливать запас представлений, который ему жизненно необходим. Задачи сенсорного воспитания все больше решаются в совокупности с другими дидактическими задачами в самых разных видах деятельности.
Теперь у вас есть опыт, который позволит вам организовать жизнь и деятельность вашего ребенка с максимальной пользой для развития его способностей.