Игровое задание по сказке Умей обождать Ушинского 6-7 лет
Прочитайте сказку детям и выполните с ними задания.
Жили-были себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет».
Петушок не послушался: клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел.
«Ох! — кричит петушок. — Беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле. Бегал, прыгал, разогрелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду, а курочка ему кричит: «Не пей, Петя! Обожди, пока простынет».
Не послушался петушок и напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка, насилу домой его курочка довела. Побежала курочка за доктором. Прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка льдом покрылась. Захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть — теперь лед еще очень тонок, утонешь».
Не послушался петушок сестры, покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
Игровое задание «Сказки по-новому».
Мы привыкли к давно известным логически завершенным окончаниям сказок.
Действительно: репку вытащили, Колобка Лиса съела, непослушный петушок утонул. Казалось бы, что здесь можно придумать?
Оказывается, не только можно, но и нужно. Дж. Родари предложил интересный прием: «А что потом?» (начало после конца). В чем он заключается?
Сначала поразмышляйте: репку вытащили — кто при этом больше всех потрудился, как делили репку и кто мешал героям сказки? Колобка съела Лиса — а может быть, Колобок в животе у Лисы произнес волшебные слова и превратился в великана, стал мешать Лисе? Непослушный петушок одумался и вместо того, чтобы бежать на тонкий лед, с друзьями отправился готовить карнавальные костюмы к празднику открытия катка? Как видите, варианты есть. И каждый ребенок предложит собственный, в зависимости от пола, глубины восприятия сказки, степени анализа ее содержания, от уровня воображения, которое, кстати, во время такой творческой работы интенсивно развивается.
Не менее полезным будет этот прием при поиске «совместного решения проблемного вопроса сказки». Задавать и решать подобные вопросы нужно к сказкам, хорошо знакомым и любимым детьми. Очень важно как можно более тщательно продумать вопрос, который побудит ребенка изобретать, помогать любимым персонажам выйти из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать оптимальную, наиболее подходящую, удобную.
Вернемся к сказке «Умей обождать».
К этой сказке можно было бы задать следующий вопрос: а если бы курочка не предостерегала петушка от неправильных поступков? Как мы можем помочь петушку, чтобы тот не совершил ошибок и промахов? А кто еще мог бы помогать непослушному петушку? Какой персонаж из другой сказки мог бы прийти ему на выручку?
Есть еще один похожий на описанный выше прием — «изменение ситуации в знакомой сказке». Он заключается в том, что ребенку рассказывают знакомую сказку, предварительно договорившись что-то в ней изменить. Вначале вы вносите незначительное изменение, но такое, которое побудит ребенка выдумывать. Например, можно предложить: «А давай сделаем так, чтобы петушок, когда он пойдет кататься на тонкий лед, по дороге кого-то встретил». Кого же встретит Петя и что ему скажут? Рассуждая, вы вместе двигаетесь к возможным ответам. Петушок может встретить добрую фею, маленького гномика или сказочного эльфа. Постепенно ребенок научится самостоятельно изменять ситуации в сказках.
Очень важно научить ребенка по-разному рассказывать сказку: кратко, передавая только сюжет, или распространенно, когда ребенок произносит длинный монолог, описывая события со всеми подробностями. К сожалению, даже младшие школьники не всегда могут сжато пересказать сюжет книги или фильма. Очень часто они передают содержание пространно, хаотично, с несущественными подробностями. Действительно, сложно излагать сюжет лаконично и ярко.
Сказка тем и хороша, что она всесторонне развивает ребенка. И эти возможности мы просто обязаны использовать.
Игра «Пазл»
Выберите подходящую картинку к сказке «Умей обождать» и подготовьте пазл.
Соберите его вместе с ребенком, опишите изображенных персонажей, вспомните, что они говорили в той ситуации, которая изображена на картинке, ответьте на вопросы ребенка. Проявляйте фантазию и получайте удовольствие от совместной игры.