Экологические игры. Экология растений
Растения — это кислород!
Растения — это пища!
Растения — это красота!
ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ
Участникам игры предлагается в течение пяти минут написать названия лесных ягод и отметить съедобные они или ядовитые.
Затем каждый участник игры зачитывает свой список. Победителем становится тот, кто вспомнил больше названий лесных ягод и правильно определил их съедобные качества.
ЛЕЧЕБНЫЕ ТРАВЫ
Участникам игры предлагается в течение пяти минут написать названия лечебных трав. Затем каждый участник игры зачитывает свой список.
Победителем становится тот, кто вспомнит больше названий лечебных трав.
После этого ведущий просит участников игры вспомнить, от каких болезней какая трава помогает. По результатам опроса объявляется второй победитель — лучший знаток народной медицины.
ФИТОЧАЙ
Участники игры разбиваются на команды по 3—4 человека.
Командам предлагается в течение 5 -7 минут составить рецепт чая из трав и лесных растений. Затем каждая команда зачитывает рецепт своего чая и рассказывает о его достоинствах.
Жюри, подобранное из знатоков фиточая, определяет победителя.
ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА
Игроки образуют круг. Ведущий называет какое-нибудь растение и указывает на кого-либо из игроков в кругу. Тот должен назвать другое растение, начинающееся с последней бук им предыдущего растения. Стоящий далее в кругу ученик придумывает название другого растения, начинающееся с последней буквы второго и т. д. по кругу.
Кто не придумал названия, тот выбывает из игры.
Победит тот, кто один останется в кругу.
СКАКАЛКА 1
Игроки по очереди прыгают через скакалку и на каждом обороте скакалки называют какое-нибудь растение.
Побеждает тот, кто дольше проскачет и больше вспомнит названий растений.
СКАКАЛКА 2
Ведущий заранее оповещает игроков: «Сейчас вы будете прыгать через скакалку и называть на каждом обороте скакалки растения.
На первом этапе (круге) игры вы называете только названия деревьев, на втором — кустарников, на третьем — цветов, на четвёртом — грибов, на пятом — ядовитых растений, на шестом — ядовитых грибов, на седьмом — лекарственных растений.
На подготовку к игре и вспоминание названий вам даётся три минуты. Начали.»
Игроки по очереди проходят через все эти этапы игры. Ведущий (или жюри) подсчитывает баллы. Побеждает тот, кто дольше проскачет и больше вспомнит названий.
Игру можно проводить по отдельным тематикам: «Деревья», «Грибы»...
СКАКАЛКА 3
Условия игры те же, что и в «Скакалке 2» , но игроки заранее не знают, что им придётся называть. Когда игрок начинает скакать, то на каждом обороте скакалки по команде ведущего («Дерево», «Лекарственная трава», «Ядовитый гриб» и т. д.) он должен назвать необходимое растение или гриб.
Ведущий или жюри подсчитывает баллы.
Побеждает тот, кто дольше проскачет и больше вспомнит названий.
ДОРИСУЙ ДЕРЕВО
Игроки берут чистые листы бумаги и ставят на них свою фамилию.
Затем по команде ведущего они в течение 30 секунд рисуют на этом листе бумаги какое-нибудь дерево, а затем по команде передают свой листок правому по кругу соседу. Тот в течение 30 секунд дорисовывает дерево левого соседа и передает листок далее по кругу. Листки с рисунками передаются и дорисовываются до тех пор, пока к каждому не вернется его рисунок.
Рисунки показываются всем и оцениваются. При оценке учитывается не только красота и сходство рисунка с настоящим
деревом, но и его оригинальность, в том числе знание строения ветвей, листьев и корней дерева, а также юмор, веселость и находчивость игроков.
ЗАРИСУЙ ДЕРЕВО
Участникам игры предлагается зарисовать (с натуры или по памяти) по выбору различные виды деревьев. На выполнение рисунка отводится 5 -7 минут.
Победителем игры объявляется тот, кто наиболее выразительно и образно нарисовал какое-нибудь дерево.
ЛУЧШИЙ ВОПРОС
Игроки разбивается на команды. Ведущий зачитывает текст из жизни растений. Задача каждой команды — придумать интересный
вопрос, который дает возможность увидеть жизнь растения с самой интересной стороны.
По порядку команды задают друг другу свои вопросы, а другие команды на них отвечают.
Оценивается оригинальность поставленного командой вопроса и правильность и полнота ее ответов на вопросы других команд.
КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ
Игроки делится на команды. Задача каждой команды — как можно полнее воспроизвести (устно или письменно) текст, который зачитает ведущий.
Ведущий читает текст из жизни или описания растений. Затем игрокам дается пять минут на воспроизведение прочитанного текста в устной или письменной форме. Выигрывает та команда, которая полнее воспроизведет текст.
ЖРЕБИЙ
Ведущий читает текст о жизни и свойствах растений. Затем каждый игрок записывает свой вопрос по тексту на небольшом листочке бумаги. После того, как все игроки написали свои вопросы, бумажки скатываются в трубочки и опускаются в коробку или шапку.
После многократного встряхивания коробки или шапки каждый игрок вытаскивает из нее бумажку с вопросом и быстро отвечает на него.
Побеждает тот, кто более точно по тексту ответит на вопрос.
КОРЕНЬ
Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Командам предлагается выкопать без повреждений корень вьюна, крапивы, одуванчика или конского щавеля, или других сорных трав. Та команда, которой удастся это сделать первой, объявляется победителем.
ВЫСОТА ДЕРЕВА
Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача команд — определить высоту дерева. Для этого командам предлагается самим выбрать способ измерения:
— залезть на дерево и измерить его высоту рулеткой или веревкой;
— по длине своей тени и дерева по формуле: высота дерева = рост игрока х длина тени дерева : длина тени игрока;
— с помощью линейки по формуле: высота дерева = высота линейки х расстояние от глаза игрока до дерева : расстояние от глаза игрока до линейки + рост игрока от земли до уровня глаз.
Для измерения высоты выбирается дерево с гладким стволом и высоко расположенной над землей кроной, чтобы на него было очень трудно залезть.
Поэтому игроки будут вынуждены использовать второй или третий способы измерения высоты дерева.
Побеждает та команда, которая точнее и быстрее определит высоту дерева.
ЛИСТ
Игрокам раздаются листья с одного растения (дерева, куста, укропа, салата и т. п.) и увеличительные стекла (линзы). Задача каждого игрока, рассматривая лист через лупу, подметить на нем как можно больше цветовых оттенков и деталей строения, а затем зарисовать увеличенное изображение листа. Игра становится интереснее, если рассмотреть вначале здоровые листья, а затем пораженные какой-либо болезнью или отравленные, например, вдоль автомагистралей газовыми выбросами автомашин. По команде ведущего все начинают рассматривать, описывать и зарисовывать лист.
Продолжительность игры 5 - 10 минут.
Победителем объявляется тот, кто заметит больше деталей строения листа и лучше их зарисует.
СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕРЕВУ?
Игрокам по очереди выдается по тонкой пластинке среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько дереву лет.
Для игры можно использовать всего один срез дерева, кольца на котором игроки считают по очереди.
Побеждает тот, кто быстрее и точнее определил возраст дерева.
Игру можно усложнить, попросив игроков сказать в какие годы дереву жилось хорошо, а в какие плохо.
УРОЖАЙ
Игрокам предлагается подсчитать, во сколько раз собранный урожай больше посеянных семян. Для этого игроки идут к созревшему полю каких-нибудь зерновых культур (пшеницы, ржи, овса и др.). Подсчитывают среднее количество зерен в колосьях, а так как один колос вырос из одного зерна, то полученный результат и дает ответ на поставленный вопрос.
По команде ведущего игроки бегут к полю, быстро подсчитывают среднее содержание зерен в 10 колосьях и быстро объявляют результат.
Побеждает тот игрок, который первым правильно определил, во сколько раз собранных зерен больше посеянных.
А СКОЛЬКО ЯБЛОК НА ЯБЛОНЕ?
Игрокам предлагается подсчитать количество яблок на яблоне.
Вместо яблони можно использовать любое другое дерево.
Побеждает тот, кто быстрее и точнее сосчитает количество яблок.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ У РАСТЕНИЯ
Каждому участнику игры дается созревший подсолнух. Задача игрока — подсчитать, сколько растений может вырасти из семечек одной шапки подсолнуха. Размер шапки подсолнуха у всех игроков должен быть примерно одинаков.
По команде ведущего «Начали» начинается игра. Начинается подсчёт семечек в одном подсолнухе. Побеждает тот, кто первым подсчитает количество семечек в подсолнухе. Жюри, выбранное из остальных игроков, тщательно проверяет полученный победителем результат.
При отсутствии подсолнуха в игре можно использовать початки кукурузы, созревшие дыни, арбузы, огурцы, яблоки, баклажаны, перец, горох и другие фрукты, ягоды и овощи. А можно взять, например, созревший одуванчик или шишку рогоза и подсчитать, сколько в них семян. После объявления победителя, ведущий спрашивает: «Зачем растению так много детей?» По результатам этого опроса также объявляется победитель — лучший знаток жизни растений.
РАССАДА
Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Командам предлагается вырастить в горшочках или ящиках зелень (укроп, петрушку...), рассаду помидор, огурцов, перца или других растений.
Команды должны посадить семена и ухаживать за ними в течение 3-х недель.
Побеждает та команда, у которой оказались наиболее здоровые, дружные всходы. После объявления победителя команды обмениваются опытом по выращиванию растений.
ВОПРОСЫ-ЗАГАДКИ
Игроки делится на две команды. Каждая команда придумывает вопросы-загадки о полезных и вредных свойствах растений, вроде таких как: «Борщевик — ядовитое растение?», « Яблоня — полезное растение?», «Подорожник — лекарственное растение?»,
«Сосна — хороший строительный материал?», «Какие дрова самые лучшие?» и т. п.
Затем все повторяется, но команды меняются ролями: уже другая команда задает вопросы, а прежняя — отвечает.
Очередность выступления команд определяется в результате жеребьевки (вытаскиванием короткой спички, билетика из шапки и т. п.).
ЯДОВИТ - НЕ ЯДОВИТ
Участники игры образуют круг. В центр круга выходит один из игроков. В руках у него мяч. По команде ведущего он кидает мяч кому-нибудь из игроков в круге, одновременно называя ка- кое-нибудь растение или гриб. Если это растение или гриб неядовитое, то игрок, которому брошен мяч, ловит его, а если ядовитое, то не ловит. Если игрок ошибается, то он становится в центр, а центровой — в круг и игра продолжается.
КТО ПОЛЕЗЕН?
Эта игра на знание ядовитых растений и грибов. Игроки встают в круг, лицом к центру. Один из игроков встает в центр круга.
В руках у него мяч. Он называет какое-либо растение или гриб (например, береза, папоротник, сыроежка, болиголовка...) и быстро бросает мяч.
Тот игрок, к кому попал мяч, должен ответить: «Ядовито» или «Неядовито» это растение. Ответивший неправильно выбывает из игры. Центровой игрок, задав 3 -5 вопросов, встает в круг, а его место занимает кто-нибудь из круга.
Побеждает тот, кто последний остается в игре. Перед началом игры ведущий может напомнить и показать зарисовки или фотографии ядовитых растений и грибов.
СУД НАД РАСТЕНИЯМИ
Игроки делятся на судей (выносящих окончательный приговор), присяжных (выносящих решение «виновен», «не виновен»), адвокатов (защитников подсудимого), прокуроров (обвинителей подсудимого) и подсудимых (каких-нибудь растений).
Ведущий зачитывает условия жизни какого-нибудь растения, какой вред и пользу оно приносит человеку, животным и природной среде.
Обвинители-прокуроры говорят о вреде (или вредных свойствах) этого растения и требуют его уничтожения, например, крапива — жжётся, вредный сорняк, осенью высыхает и представляет большую пожароопасность и имеет много других вредных свойств).
Защитники-адвокаты говорят о пользе этого растения и требуют его оправдать (например, говорят о том, что из крапивы готовят очень вкусный и полезный крапивный суп, кроме того, она является лекарственным растением, без нее малина начинает болеть, она растет на плодородной земле и приводят другие доводы в ее защиту).
Присяжные выносят свой приговор: «Виновен» или «Не виновен». По поводу крапивы они говорят: «Не виновен».
Судьи выносят приговор: «В связи с тем, что вина крапивы и ее вред намного меньше пользы, которые она приносит человеку и природе, крапиву признать не виновной и признать ее очень полезной для человека. Обвинителей-прокуроров, которые напрасно обвинили крапиву, признать виновными, как нанесшими крапиве моральный ущерб и приговорить их к большому штрафу».
Затем игра повторяется, но уже по отношению к другому растению.
СОСТАВЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ
Ведущий задает тему игрокам: «Вы отправились группой в многодневный туристический поход. На вашем пути встречаются различные хвойные и лиственные леса, ягоды, грибы, птичьи гнезда, различные обитатели леса — звери, насекомые, лягушки, змеи, ежи и другие животные. В пути вы готовите пищу, пьете воду из захваченных с собой бутылок, разжигаете костры, ставите палатки, умываетесь и делаете массу других необходимых в походе вещей.
Ваша задача — разбиться на команды по 4 -5 человек и разработать правила поведения в лесу: что можно и что нельзя делать, как это делать, как себя вести, как уберечься от травм. Вам дается 10 минут.
По команде начинается разработка игроками правил поведения в лесу. По истечении 10 минут команды зачитывают составленные ими правила.
Побеждает та команда, которая более полно и обоснованно разработала свои привила.
СУКЦЕССИЯ
(Лат. сукцессио — преемственность.)
Каждому игроку предлагается вспомнить примеры сукцессии, то есть последовательной замены одних экосистем другими, которая закономерно происходит под воздействием природных и антропогенных факторов. Примеры могут приводиться на уровне биоценозов, фитоценозов и т. п. Они могут охватывать как крупные площади и географические зоны, так и локальные места типа отдельных сельскохозяйственных полей, огородов, приусадебных участков и отдельно взятого цветочного ящика или горшка, имеющегося в классе или дома.
По команде ведущего игроки вспоминают и записывают примеры сукцессии, о которых они читали, видели по телевизору или в жизни. На игру отводится 10 минут. Затем каждый игрок рассказывает о замеченных им случаях сукцессии.
Побеждает тот, кто приведет больше случаев сукцессии. При подведении итогов учитывается оригинальность приведенных примеров и личная наблюдательность игрока.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Экологические игры. Экология животных
Экологические игры. Охрана природы