Экологические игры. Экология человека
Самый опасный враг человека —
человек!
ЭМБЛЕМА И ДЕВИЗ ЭКОЛОГИИ
Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. По сигналу ведущего команды начинают придумывать эмблему и девиз экологии. На выполнение задания даётся 10-15 минут.
Победителем объявляется та команда, эмблема и девиз которой будут отличаться наибольшей оригинальностью, красотой, простотой, юмором и наиболее полно раскрывать суть современной экологии — изменение потребительного мировоззрения человека и воспитание экологического мировоззрения.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Ведущий читает текст. Игрокам нужно придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст (характер животного, человека, растения...)
«ХОЛОДНЫЕ» И «ТЕПЛЫЕ» ЦВЕТА
Ведущий зачитывает текст: В зависимости от того, что нам напоминает цвет, он воспринимается как «холодный* или «теплый». Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки напоминают солнце и огонь — поэтому человеческий глаз воспринимает их как теплые тона. Синий, голубой, фиолетовый цвета и их оттенки напоминают небо, воду, лед — поэтому человеческий глаз воспринимает их как холодные тона. У зеленого цвета есть холодные (если он имеет оттенок холодных цветов) и теплые (если он имеет оттенок теплых цветов) тона».
Затем ведущий показывает игрокам листы цветной бумаги разных цветов и оттенков и просит их убедиться в правильности сказанного.
После этого игрокам предлагается такая игра: «Давайте теперь попробуем на ощупь с закрытыми глазами определить цвет по степени его теплового восприятия.»
Каждому игроку по очереди завязывают глаза и дают для определения пять листов цветной бумаги разного цвета. Перед началом игры игрокам дается 5--10 минут на тренировку. Побеждает тот, кто отгадает больше цветов.
УМЕЙ ВИДЕТЬ
Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Каждой команде дается одинаковая открытка или фотография с каким- нибудь пейзажем.
Задача каждой команды — увидеть на открытке или фотографии как можно больше объектов. Вначале показывают крупные объекты: пейзаж, лес, поле..., а затем объекты становятся все меньше и меньше, например, колос, зерно и т. п.
Игра начинается по команде ведущего и продолжается 3 -5 минут. После этого подводятся итоги. Победителем объявляется та команда, которая выделила больше объектов на открытке или фотографии.
МОДА
В этой игре игрокам предлагается устроить конкурс экологических моделей одежды. Для его проведения игроки разбиваются на четыре команды по количеству сезонов: зимнему, весеннему, летнему и осеннему. Команда разрабатывает-модели для одного из сезонов, который ей выпал в результате жеребьевки. Задача команд: сделать рисунки или эскизы различных видов сезонной одежды, обуви, головных уборов и изготовить из цветной бумаги некоторые образцы или атрибуты одежды. Во время показа команды по очереди демонстрируют рисунки и образцы своей экологической одежды и пытаются показать, что она очень экологична (то есть легка, удобна, тепла, надежно защищает от непогоды и изготовлена из натуральных растительных нитей и шерсти, долго носится и хорошо хранится) и в то же время вполне отвечает современной моде, а отдельные ее образцы отвечают моде будущего.
ПРАЗДНИК ВРЕМЕН ГОДА
Ученики разбиваются на четыре группы. По жребию (команды вытаскивают бумажки, скатанные в трубочки, на которых написаны времена года) или по считалке определяются, какая команда какое время года представляет. За 20 минут каждая команда должна придумать костюм к своему времени года, а также главные атрибуты этого времени года, используя при этом карандаши, краски, клей и цветную бумагу.
При подведении итогов игры оценивается находчивость, юмор, артистичность, оригинальность и экологичность созданных костюмов и атрибутов. В жюри входят учитель и по 1 -2 представителя каждой команды. После объявления команды-победителя жюри поясняет на чем основано его решение.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР
Ведущий рассказывает или показывает фильм об условиях жизни в тундре или зачитывает текст: «На севере расположена тундра, в которой растет карликовая береза, кедровый стланик, ива, мох и лишайник. В тундре много болот, озер, насекомых и мошкары. На ее широких просторах разгуливают северные олени, зайцы-беляки, полярные мыши полевки. Над болотами, реками и озерами летают огромные стаи уток и диких гусей, а в озерах и реках водится очень много рыбы. Летом в тундре довольно жарко, а зимой все покрыто снегом и льдом и стоят трескучие морозы.»
Мы решили отправиться в трехдневное путешествие по тундре в зимние каникулы. Какую одежду, снаряжение, какие продукты и в каком количестве вы возьмете с собой? Учтите, что у вас не будет ни оленей, ни собачьих упряжек, ни вездеходов, ни вертолетов! Все, что вы возьмете с собой, вам придется нести на себе. Поэтому будьте внимательны и не наберите лишнего — иначе не унесете. В то же время учтите, что вам придется спать на морозе и есть горячую пищу — иначе погибнете! Учтя все сказанное об условиях жизни в тундре, приступаем к игре.
Игроки разбиваются на команды по 3 -4 человека. Они запасаются бумагой, ручками и цветными карандашами. По сигналу учителя команды приступают к составлению списка одежды, снаряжения и продуктов, необходимых для зимнего трехдневного похода по тундре. Для убедительности и наглядности ученики делают рисунки. На выполнение задания (без рисунка) дается 10 минут, а с рисунками 20 минут.
После завершения игры ведущий или специально выбранное жюри оценивают проекты команд. При оценке учитывается надежность и целесообразность подобранной одежды, снаряжения и продуктов, а также находчивость игроков, смелость, юмор и оригинальность принятых решений.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ
Ведущий рассказывает или показывает фильм об условиях жизни в пустыне или зачитывает текст: «В пустынях летом бывает так жарко, что если вы сунете в песок куриное яйцо, то оно испечется. Реки в пустынях пересыхают и можно напиться воды только в далеко расположенных друг от друга колодцах и оазисах.
В пустынях растет лишь саксаул, эфедра, кактус и солянки, среди которых бегают тушканчик, песчанки, змеи, ящерицы и многочисленные насекомые, среди которых есть очень ядовитые пауки-скорпионы, каракурты, тарантулы и фаланги».
Мы решили отправиться в трехдневное путешествие в пустыню в летние каникулы. Какую одежду, снаряжение, какие продукты и в каком количестве вы возьмете с собой. Учтите, что у вас не будет ни верблюдов, ни лошадей, ни ослов, ни автомашин, ни самолетов! Все, что вы возьмете с собой, вам придется нести на себе. Поэтому будьте внимательны и не наберите лишнего. В то же время помните, что вы можете погибнуть от жажды, палящих лучей солнца, укуса ядовитых змей или какого-нибудь ядовитого паука.
Учтя все сказанное об условиях жизни в пустыне приступаем к игре.
Игроки разбиваются на команды по 3 -4 человека Они запасаются бумагой, ручками и цветными карандашами.
По сигналу Ведущего команды приступают к составлению списка одежды, снаряжения и продуктов, необходимых для трехдневного путешествия в знойной пустыне. Для убедительности и наглядности ученики делают рисунки.
На выполнение задания (без рисунков) дается 10 минут, а с рисунками 20 минут.
После завершения игры специально выбранное жюри оценивает проекты команд.
При оценке учитывается надежность и целесообразность подобранной одежды, снаряжения и продуктов, а также находчивость игроков, смелость, юмор и оригинальность принятых решений.
РАЗМИНКА
Расставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны ладонями вверх, глаза закрыты.
Представьте себе, что вы — мощное дерево с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Сделайте глубокий вдох и спокойный медленный выдох. Почувствуйте, как ласковый ветер обдувает вас. Ваши мощные корни-ноги впитывают живительную силу матушки-земли. Почувствуйте всем своим телом прилив жизненной энергии и бодрости. Тело распрямляется, руки тянутся к свету, к солнцу! Тянитесь, тянитесь! А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох. И так проделайте три раза. Разминка окончена.
ДАВАЙТЕ ПОСМЕЕМСЯ
Смех — самое отличное средство против стресса. Так давайте попробуем рассмеяться все вместе безудержно, от души, просто до слез.
Участникам игры предлагается закрыть глаза и вспомнить самый смешной эпизод из своей жизни или увиденного фильма.
Если кто из игроков начинает смеяться, то остальные должны поддержать. Смех все нарастает и постепенно перерастает в хохот.
Через некоторое время ведущий, с улыбкой на губах спокойно останавливает этот взрыв смеха. Желающие из игроков рассказывают о том, что их так рассмешило — собственные воспоминания или заразительная сила смеха окружающих.
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК
Участники игры разбиваются на команды по 2 -3 игрока в каждой команде. Каждой команде предлагается придумать подарки для мамы и бабушки к празднику 8-е Марта. Подарки должны быть недорогими, но очень приятными для мамы и бабушки. На обдумывание и обсуждение подарка командам дается 5 минут.
После этого команды по очереди рассказывают о своём подарке.
Жюри, составленное из неучаствующих в игре, оценивают оригинальность, доступность, изящество и красоту подарка. После общего обсуждения достоинств подарка, объявляется команда- победитель.
ПРИВЕТСТВИЕ
Игроки должны составить приветствие Друг другу. На составление приветствия отводится 3 -4 минуты. Затем каждый игрок зачитывает свое приветствие. Чье приветствие окажется самым ярким, игривым и запоминающимся, тот объявляется победителем.
ШУТКА
Игроки должны придумать шутку, которая была бы всем интересна и настраивала бы на дружеский лад. Побеждает автор наиболее весёлой и остроумной шутки.
ДИСПУТ
Ведущий задает проблему (или тему). Игроки делятся на две команды. Задача одной команды — выдвинуть аргументы в пользу
данной проблемы, а другой — доказать ее вред. Примеры рассмотрения возможных проблем:
1) Нужно ли строить гидроэлектростанции?
2) Нужно ли строить атомные электростанции?
3) Можно ли обойтись без нефти?
4) Нужна ли каждому человеку автомашина?
5) Полезно ли курить?
6) Полезно ли использовать наркотики?
7) Нужна ли семья?
Команды в диспуте участвуют по очереди: одна команда выдвигает аргумент в пользу данной проблемы, а другая — контраргумент против нее и наоборот.
Побеждает та команда, которая более активно участвует в диспуте, выдвинула больше аргументов или контраргументов и проявила более глубокое знание обсуждаемой проблемы.
После обсуждения проблемы команды могут выработать единое мнение по поводу выдвинутой проблемы.
КУРИТЬ - ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ
Участникам игры предлагается в течение 4 -5 минут на листе бумаги изложить свои доказательства вреда курения, которая сдается в жюри.
Затем начинается игра. Ведущий задает вопрос: «Почему курить вредно?» Каждый игрок в очень краткой форме излагает свои доказательства вреда курения. Когда игрок заканчивает, то ведущий спрашивает аудиторию: «Кто может добавить?» И так продолжается до тех пор, пока среди игроков есть желающие привести какие-нибудь новые доказательства вреда курения.
Затем жюри, состоящее из игроков, не принимающих участия в игре, подводят итоги. При этом учитывается количество,
правильность и оригинальность приведенных доводов о вреде курения, приведенных как в устной, так и в письменной форме, активность участия в игре, убежденность в своих доводах.
Если победителем вдруг окажется курильщик, то это будет наглядным примером правоты давно известной поговорки: «Самый опасный враг у человека — человек сам себе».
КТО Я?
(домашние заготовки выполняются инкогнито)
Каждый участник игры, в спокойной обстановке дома или в другом месте, где ему не мешают думать, описывает себя реального, как он ведет себя в жизни, и идеального, как он хотел бы вести себя в жизни и отвечает на вопрос: «Доволен ты собой или нет и почему? ».
Эти домашние заготовки опускаются в специально заготовленный ящик — урну. После заранее оговоренного с участниками игры срока ящик вскрывается и поочередно зачитываются все домашние заготовки.
Ведущий и остальные участники игры в каждом случае высказывают свое мнение по поводу того, почему расходится реальное и идеальное «Я» и почему автор данной домашней заготовки доволен собой или нет.
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
На стене (на некотором расстоянии друг от друга) вывешиваются три плаката с описанием разных моделей поведения:
НЕСАМОУТВЕРЖДАЮЩЕЕ (ПАССИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ |
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
САМОУТВЕРЖДАЮ- ЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ |
Ущемляет свои интересы. Испытывает чувства душевной боли и беспокойства. |
Ущемляет интересы других. Выражает свои чувтсва, ущемляя чувства других. |
Доволен собой. Выражает свои чувства. Испытывает чувство удовлетворения. |
Испытывает чувства неловкости и недовольства собой. Дает возможность другим решать за себя. Не достигает желаемой цели. |
Решает за других. Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других. |
Может достичь желаемой цели. Делает выбор для себя. |
Каждый участник игры встает под тем плакатом, на котором по его мнению, отражена модель его поведения.
Все игроки оценивают правильность выбора модели друг друга и производят соответствующие перестановки. В результате этого каждый участник игры может сверить собственную оценку модели своего поведения с ее оценкой со стороны, а ведь недаром народная мудрость говорит: «Со стороны видней!»
ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ
(предварительные заготовки выполняются инкогнито)
Каждый участник игры дома или в школе пишет на листике бумаги свое самое заветное желание. Листик бумаги сворачивается в трубочку и опускается в ящик — урну.
После того, как все участники игры опустили в урну свои бумажки, урна вскрывается. Ведущий поочередно зачитывает бумажки.
Участники игры высказывают свое мнение по поводу того или иного желания и оценивают его с тех позиций, насколько оно эгоистично и насколько оно несет добра другим людям.
Победителем объявляется тот, кто принимает наиболее активное участие в диспуте и с наибольшей энергией отстаивает коллективные интересы, интересы добра и взаимопомощи во взаимоотношениях между людьми.
УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Игрокам раздаются увеличительные стекла (линзы) и предлагается найти в классе того, у кого одинаковый рисунок узора на пальцах, например, на указательном пальце левой руки.
После того, как обнаруживается, что сходных узоров ни у кого нет, ведущий говорит о том, что таких сходных узоров на пальцах нет ни у кого на Земле. А затем добавляет, что индивидуальная уникальность человека проявляется не только в узорах на пальцах, но и в строении ушей, носа, головы, цвете глаз и во всем остальном. Так же люди отличаются по своим характерам и поведению.
И поэтому надо относится к разным характерам людей, нравятся они вам или нет, также спокойно, как и к разным узорам на пальцах, разному цвету глаз и т. д .— ведь они у вас не вызывают раздражения, а почему вас раздражает характер другого человека — ведь он получил его, как и вы свой, от матери-природы!
УМЕЙ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ
Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Каждой из команд дается какое-либо приглашение, сопровождаемое словами: «Ты что мамы боишься» и «Ты что дружбой не дорожишь» или «Ты что, совсе маленький еще?»-Задача команд — составить достойный ответ, чтоб себя не обидеть и не поступить против своей воли, и в то же время не унизить предлагающего. Список возможных приглашений для команд:
1. Давай покурим.
2. Давай попробуем наркотик.
3. Давай выпьем.
4. Давай поколотим вон ту девчонку, она задается.
5. Давай поколотим Витьку, он мне нагрубил.
6. Давай прогуляем урок.
7. Давай сорвем урок.
8. Так, сбрасываемся на вечеринку, у кого денег нет — тот нам не товарищ.
9. Если ты ответишь на пятерку, то ты об этом пожалеешь.
10. Пойдем погуляем, а уроки завтра спишем.
Победителем становится та команда, которая с большим тактом чувством собственного достоинства ответит на нежелательное приглашение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Экологические игры. Экология растений
Экологические игры. Экология животных