Не нарушай общепринятых правил. Экология для дошкольников
Экология для детей старшей группы детского сада
Часть 1
Педагог:
объясняет, что такое общепринятые правила, поступки;
приводит примеры (правило — постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо: образа мыслей, нормы поведения, привычек);
для чего они необходимы;
к чему приводит их несоблюдение.
Затем вместе с детьми обсуждает, как нужно вести себя:
а) в детском саду
б) дома
в) на улице
г) в общественных местах.
Дидактическая игра «Что можно, что нельзя»
Педагог называет какое-либо действие, поступок; дети говорят, можно это делать или нельзя, и объясняют почему.
Помните! Путь к счастливой жизни строится на достойных поступках и делах.
Этика
«Яблонька оживает»
Семилетний Миша бегал по участку детского сада и сломал маленькую яблоньку.
— Миша яблоньку, Миша яблоньку сломал! — закричали дети, подбежали к воспитательнице и рассказали ей, как все было.
— Почему же ты не смотришь, куда бежишь? — с укором спросила воспитательница. — Что же теперь делать? Яблонька умерла. Пусть стоит сломанный ствол.
Миша стал молчаливый и задумчивый. Он приходил раньше всех в детский сад и смотрел на зеленый рядочек яблонь. Сломанная яблонька стояла сухая, покалеченная. Мише было тяжело смотреть на нее.
Однажды воспитательница повела детей на прогулку.
— Дети, — сказала она, — давайте посчитаем, сколько в нашем молодом саду яблонек, груш, вишен.
Миша пошел вдоль ряда яблонек. Он хорошо знал, что живых яблонек тринадцать и одна мертвая. Ему больно было смотреть на сухой ствол. Он подошел к погибшей яблоньке и от удивления чуть не вскрикнул: от засохшего ствола отрастала веточка.
— Яблонька оживает! — сказал он взволнованно воспитательнице.
Воспитательница подошла к сухому дереву.
— Да, яблонька оживает, — обрадовалась она. — Это будет твоя яблонька. Хорошо, Миша?
— Хорошо! — воскликнул Миша, и глаза его сияли. Он побежал за лейкой.
— Куда же ты побежал, Миша? — спросила воспитательница.
— Полью свою яблоньку.
В. Сухомлинский
Вопросы
- Что случилось с яблонькой, которая стояла сухой и покалеченной?
- Как чувствовал себя Миша?
- Почему яблонька ожила?
Часть 2
ЭКОЗНАК «Не загрязняй водоемы»
Загрязняя воду, ты наносишь вред водным обитателям.
Изучаем растение
Кислица обыкновенная — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству кисличных. Растет в тенистых хвойных и смешанных лесах. Цветет в мае. Нежный белый с розовыми прожилками цветок имеет венчик и зеленую чашечку из пяти лепестков.
Листья — тройчатые, зимой остаются зелеными под снегом. При ярком солнце и перед наступлением ночи или ненастной погоды растение «засыпает»: листочки складываются, прижимаются нижней стороной к черешку и опускаются, цветы закрываются.
Цветы кислицы посещают мухи и жуки. Плоды поспевают в конце июня: коробочки растрескиваются, выбрасывая наружу семена. Название свое растение получило за кислый вкус листьев.
* * *
Что за кислое растение,
Для зайчат такое наслажденье!
В ненастье засыпает,
Под снегом не умирает.
«Лесная мозаика»
— Побежали в еловый лес, — предложил Зайчонок Лисенку. — Там столько белых цветов!
— Да какие цветы могут быть в ельнике? В нем же темно, — возразил тот.
— Под елями растет кислица, она любит тенистые и влажные места, — начал объяснять Зайка. — Ты не пожалеешь. Сам увидишь, как красиво она цветет.
Через несколько минут малыши уже любовались кислицей.
— Красиво... — протянул Лисенок.
— А ты не хотел сюда бежать, — Зайка посмотрел на друга. — Всегда слушай, что я тебе говорю.
Кислица цвет недолго. С поздней весны до раннего лета украшает она лес своим нарядом. Ее листочки, похожие на сердечко, находятся у самой земли. Цветки кислицы словно белоснежные звездочки. Пройдет время, а этого маленького растения уже не будет видно среди высоких трав, только следующей весной кислица вновь порадует всех своей необычной красотой.
В. Зотов
Вопросы
- Откуда кислица получила свое название?
- Где она растет?
- Когда цветет?
- Как «ведет» себя кислица перед наступлением ночи или ненастной погоды?
- Какие у растения цветы и листья?
- Какой лесной зверек любит лакомиться кислицей?