Природа - твой друг, береги ее, помогай ей. Экология для дошкольников
Экология для детей старшей группы детского сада
Часть 1
Педагог:
— объясняет, что природа — составляющая часть окружающего нас миря, а растительность один из главных компонентов природы: деревья, кустарники, травы, цветы, водоросли
— рассуждает с детьми о том, почему невозможна жизнь на Земле без растительности
— знакомит с удивительным растительным миром (рассказ сопровождает рассматриванием атласа мира "Растения разных материков")
— спрашивает, как нужно относиться к природе
— просит вспомнить правила поведения на природе.
Помните! Природа — твой друг, изучай ее, любуйся ею, заботься о ней. Не забывай — ты ей обязан жизнью.
Этика
«Хризантема и Луковица»
Недалеко от дома росла Хризантема. К концу лета она зацвела нежным розовым цветом. Хризантема любовалась собственной красотой. Ее цветы шептали: «Какие мы красивые...».
А рядом с Хризантемой росла Луковица. Обыкновенный репчатый лук. К концу лета Луковица созрела, зеленый стебель увял и от Луковицы шел острый запах. Хризантема сморщила нос и говорит Луковице:
— Как неприятно от тебя пахнет! Удивляюсь, для чего люди сажают такое растение. Наверное, для того, чтобы отгонять грызунов.
Луковица молчала. По сравнению с Хризантемой она чувствовала себя простушкой.
Но вот из дома вышла Женщина и направилась к Хризантеме. Хризантема затаила дыхание. Конечно, Женщина сейчас скажет: «Какие красивые цветы Хризантемы».
Женщина подошла к Хризантеме, сказала:
— Какие прекрасные цветы Хризантемы! — Хризантема таяла от удовольствия.
Женщина наклонилась, вырвала Луковицу и, разглядев ее, воскликнула:
— Какая прекрасная Луковица!
Хризантема недоумевала. Она думала: "Неужели и Луковица может быть прекрасной?"
В.Сухомлинский
Словарная работа:
грызуны — мелкие животные с сильноразвитыми передними зубами, приспособленными для питания твердыми растительными кормами.
Вопросы
- Как вела себя Хризантема? (Любовалась собой и брезгливо относилась к Луковице)
- Почему женщина восторгалась Луковицей?
- Какой можно сделать вывод? (Нет бесполезных растении в природе: хризантема — красива, луковица — полезна.)
Часть 2
Дидактическая игра
Узнай и опиши экознак
- Все экознаки и объяснения к ним, вы можете найти на сайте в занятиях для детей старшего дошкольного возраста по хэштегу Экология в детском саду
Экознаки. Нажмите, чтобы развернуть.
Педагог показывает любой экознак. Дети описывают его. Педагог обобщает и дополняет их высказывания.
Изучаем растение
Ветреница дубравная — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству лютиковых. Растет в лиственных лесах, на опушках, полянах, между кустарниками. Цветет в конце апреля.
На верхушке прямого тонкого стебля — нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками; в ясный день он обращен к солнцу, в сырую погоду и на ночь закрывается и поникает. Под цветком на стебле — три рассеченных листа, расположенных розеткой.
На цветы любят садиться пчелы, мухи и жуки. Плоды созревают в июле и разносятся муравьями.
Цветок на тонком стебле качается даже от легкого ветерка — отсюда название.
Внимание! Растение ядовито! Ветреница дубравная занесена в Красную книгу Смоленской области.
* * *
На ветру качается,
Небу улыбается,
В дождь скрывается,
Ветреницей называется.
Солнышку, теплу открыто,
Но запомни — ядовито!
Вопросы
- Почему ветреница дубравная получила такое название?
- Где встречается растение?
- Какие у него цветы?
- В какую погоду лучше всего любоваться его цветами? Почему?
- Почему с этим растением нужно обращаться осторожно?