Почва. Экология для дошкольников
Экология для детей подготовительной группы детского сада
Педагог.
Что такое почва?
Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их.
Почва — это верхний слой земли, т.е. земной поверхности. Главное свойство почвы — ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных, тем она плодороднее.
Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу?
Дети.
Да, они рыхлят землю.
Педагог.
Правильно. Благодаря этому в почву поступают воздух и вода. Из чего состоит почва?
Дети называют отдельные составляющие. Педагог обобщает их.
В состав почвы входят: перегной, песок, глина, вода, воздух и т.д.
Влага, которая накапливается во время дождей, и воздух способствуют росту и развитию растений.
Почва — огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.
Возможна ли жизнь на Земле без почвы?
Дети.
Нет.
Приводят доказательства, рассуждения.
Педагог.
Как почва нас кормит и одевает?
Дети приводят конкретные примеры.
Помните! Почва играет огромную роль в жизни Земли, поэтом к ней нужно относиться очень бережно, охранять ее от загрязнений и разрушений.
Опыты
1. Почва содержит влагу
В стеклянную емкость дети насыпают немного земли и наливают воду; наблюдают, как почва становится влажной.
Вывод: почва пропускает воду, т.е. обладает влагопроницаемостью
2. Почва содержит воздух
В стеклянную емкость, наполненную водой, дети опускают комок земли и наблюдают, как из него выделяются пузырьки воздуха.
Вывод: почва содержит воздух, т.е. обладает воздухопроницаемостью.
3. Плодородие почв
Одно растение посадим в песчаную почву, другое — в глинистую, третье — в чернозем. И в течение длительного времени понаблюдаем, как они будут развиваться.
Вывод: черноземная почва наиболее ценная, так как имеет все свойства, необходимые для жизни растений.