Шедевры А.С. Пушкина в русской музыке
Действующие лица:
- Няня Арина Родионовна
- Анна Петровна Керн
- Анна Оленина
- Мария Волконская (Раевская)
- Наталия Дмитриевна Апухтина
- 4 чтеца
Музыкальный материал:
- М.И. Глинка. Романс «Я здесь, Инезилья»;
- М. Яковлев. Песня «Зимний вечер»;
- М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»;
- А.С. Даргомыжский. Романс «Я вас любил»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Романс «На холмах Грузии...»;
- П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». 2-я картина - сцена письма;
- М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Рондо Фарлафа;
- М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Монолог Бориса «Скорбит душа...»; Монолог Пимена;
- П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Ария Онегина из 3-й картины; Ария Ленского из 5-й картины;
- А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка». Ария Мельника из I действия;
- А.П. Бородин. Романс «Для берегов отчизны дальной»;
- М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора;
- П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Мазурка из 5-й картины;
- М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Полонез из 2-й картины III действия;
- М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Хор «Не проснется птичка утром»;
- А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка». Каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам» из III действия;
- П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Вальс из 4-й картины;
- Г.В. Свиридов. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Наглядный материал и игровые пособия:
- портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.А. Алябьева, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова (для оформления викторины);
- портреты А.П. Керн, Арины Родионовны, А. Олениной, Н.Д. Апухтиной, М. Волконской (Раевской) для конкурса «Таинственная незнакомка»;
- карточки для конкурса «Сюжеты Пушкина», на которых слева в колонке указаны названия музыкальных произведений разных авторов, среди них, написанные на сюжеты произведений А.С. Пушкина, справа - фамилия поэта;
- листы с заданием для конкурса «Музыкальная угадайка»;
- ребус «Часы»;
- четыре листа с названиями опер, сюжетов, романсов, персонажей для конкурса «Лишнее слово»;
- 15 листов размером АЗ с нотными фрагментами трех музыкальных тем (по пять фрагментов каждой темы) для конкурса «Сложи мелодию».
Звучит романс М.И. Глинки «Я здесь, Инезилья».
Ведущий
Александр Сергеевич Пушкин - наша национальная гордость, поэт, которого мы любим, ценим, читаем его книги с самого раннего детства.
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
...И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем...
...И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут...
А.С. Пушкин
Ведущий
Поэзия Пушкина вдохновляла многих композиторов на создание музыкальных шедевров. Вспомним пушкинские строки, ставшие впоследствии романсами М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, А. Алябьева, С. Рахманинова. Я прочту только первую строчку текста, а вы продолжите сами.
Буря мглою небо кроет,
Ученик (продолжает)
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя...
Ведущий
По дороге зимней, скучной
Ученик (продолжает)
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит...
Ведущий
Для берегов отчизны дальной
Ученик (продолжает)
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой...
Ведущий
Я помню чудное мгновенье,
Ученик (продолжает)
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ведущий
В крови горит огонь желанья,
Ученик (продолжает)
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Ведущий
Я здесь, Инезилья,
Ученик (продолжает)
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.
Ведущий
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Ученик (продолжает)
Шумит Арагва предо мною,
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою.
Ведущий
Не пой, красавица, при мне
Ученик (продолжает)
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Ведущий
Я вас любил;
Ученик (продолжает)
Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Ведущий
Фонтан любви, фонтан живой!
Ученик (продолжает)
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Ведущий
С именем А.С. Пушкина связаны истоки высокой любовной лирики. О вечном чувстве любви он умел говорить по-земному просто и искренне. Замечательные русские женщины своей красотой, умом, благородством натуры вдохновляли поэта. Его стихи обрели вторую жизнь благодаря композиторам, положившим их на музыку.
Сейчас мы с вами послушаем трогательные рассказы тех, кого любил Пушкин и кому мы обязаны созданием замечательных пушкинских стихов, и назовем их.
Конкурс «Таинственные незнакомки»
Входит Няня.
Няня
Мы проводили с ним долгие вечера. Как он умел меня слушать! Бывало, сядет со мной и просит рассказать сказку. Мне он посвятил много поэтических строк, да вот хотя бы эти:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня...
(Исполняет несколько тактов песни М. Яковлева «Зимний вечер»).
Няня уходит. После ее ухода дети называют ее имя. Ведущий показывает портрет Арины Родионовны.
Входит А.П. Керн.
А.П. Керн
На одном из вечеров у Олениных я впервые встретила Пушкина, однако внимание мое было поглощено шарадами. После ужина гости стали разъезжаться. Мы с братом сели в экипаж. Пушкин стоял на крыльце и провожал меня взглядом. В течение шести лет я не видела Пушкина, но хотела с ним познакомиться. Наконец, в доме моей тетки, в Тригорском, мне представили его. Мы оробели, и не сразу заговорили. Однажды, когда мне нужно было уехать, он пришел, и на прощанье принес мне экземпляр второй главы «Онегина», где в неразрезанных листках я нашла лист со стихами. ... Позже я сообщила эти стихи барону Дельвигу, который поместил их в своем журнале «Северные цветы». А через 15 лет М.И. Глинка сочинил на них прекрасный романс и оставил их у себя...
Уходит.
Звучит романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», после чего дети называют имя «незнакомки» - Анна Петровна Керн.
Ведущий
А знаете ли вы, что этот романс М.И. Глинка посвятил своей возлюбленной, которая окажется дочерью А.П. Керн - Екатерине Ермолаевне?
Ведущий показывает портреты А.П. Керн и ее дочери. Входит А. Оленина.
Анна Оленина
Пушкин часто бывал у нас дома. Отец мой был директором библиотеки и президентом Академии художеств. Я знала Пушкина еще девочкой, когда мне было лет десять. В 1817 году я познакомилась с ним. Потом он был в ссылке. Вернувшись, в 1827 году, Пушкин снова приехал к нам в дом. Я считала его самым интересным человеком своего времени. Мы стали часто встречаться, он посвятил мне много стихов: «Ее глаза», «Не пой, красавица, при мне». Пушкин думал связать со мной свою жизнь, но родители мои ему решительно отказали. Прощание с любовью вылилось в стихотворение, которое позже стало известным романсом.
А. Оленина исполняет романс А. Даргомыжского «Я вас любил...» .
Уходит.
Дети называют имя Анны Олениной. Ведущий показывает ее портрет.
Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова «На холмах Грузии...».
Ведущий
Женщину, которой посвящены эти строки, Пушкин помнил всю жизнь. Он преклонялся перед ней, сохраняя в душе это трепетное чувство долгие годы. Ей были посвящены стихи, она являлась в его сочинениях - «Полтаве», «Кавказском пленнике», возникала в рисунках на страницах рукописей. Она была дочерью отважного генерала, героя войны 1812 года, праправнучкой великого Михаила Ломоносова. Ее братья были друзьями Пушкина.
Входит М. Волконская.
Мария Волконская (Раевская)
Мне было 20 лет, когда в 1825 году я вышла замуж за князя Сергея Григорьевича Волконского, который был старше меня на двадцать лет. Он был участником восстания декабристов, и на исходе первого года нашего супружества был заключен в Алексеевский равелин и затем сослан в Сибирь. (Читает письмо.) «Тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество».
Ведущий
Поступком чести было ее решение уехать к мужу в Сибирь и провести там более 30 лет, отказавшись от достатка, наследства, званий, возможности видеть детей и родных!
Мария Волконская (пишет письмо)
«Если позволишь, я опишу тебе наше тюремное помещение. Я живу в очень маленькой комнатке с одним окном. Темь в моей комнате такая, что мы и в полдень не видим без свечей. В стенах так много щелей, отовсюду дует ветер, и сырость так велика, что пронизывает до костей».
(Уходит.)
Ведущий
Она прошла нравственные и физические испытания, потеряла любимого сына и отца, который перед смертью, остановив свой взгляд на портрете дочери, промолвил: «Вот самая удивительная женщина, которую я когда-то знал!» Назовите ее.
Дети
Мария Николаевна Волконская (в девичестве Раевская).
Ведущий
Это произведение Пушкина В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни», а П.И. Чайковский создал на его сюжет оперу, которую назвал «лирическими сценами». О каком произведении я говорю?
Дети
О «Евгении Онегине».
Ведущий
В пушкинском романе Чайковского привлекла, по его словам, «общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом». Композитор был покорен женственностью, духовной чистотой героини романа - Татьяны Лариной. А знаете ли вы, что в жизни у нее был прототип? Этой прекрасной романтической девушкой из обедневшей дворянской семьи была Наталья Дмитриевна Апухтина. Послушаем ее рассказ.
Входит Н.Д. Апухтина.
Наталья Дмитриевна
В 17 лет, спасая честь своего отца, я вышла замуж за богатого 34-летнего генерала, героя войны 1812 года, племянника писателя Дениса Фонвизина. Мой муж был образованным, благородным человеком, членом Северного общества. После восстания декабристов он был сослан в Сибирь и лишен всех званий и чинов. Я не могла оставить его, и решила разделить его участь. Выйдя замуж по расчету, я горячо полюбила его и прожила с ним в Сибири 26 лет в нечеловеческих условиях. Я испытала тяжелейшую разлуку, оставив в Санкт-Петербурге сыновей четырех и двух лет, которых больше уже никогда не видела. Царь запретил свидания с ними. (Читает). «Иметь сына и не знать его, и лишиться его, не узнавши, не иметь возможности сохранить о нем даже воспоминание, не иметь понятия ни о взгляде его, ни о голосе.... Только матери, находящиеся в моем положении, могут понять мое горе...»
(Уходит.)
Звучит фрагмент сцены письма Татьяны из II картины оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Дети называют Наталью Дмитриевну Апухтину. Ведущий показывает ее портрет.
Ведущий
На сюжеты произведений А.С. Пушкина было написано много музыкально-драматических произведений. Сейчас вам предстоит определить эти произведения в ходе конкурса «Сюжеты Пушкина».
Конкурс «Сюжеты Пушкина»
Ведущий раздает детям карточки, на которых слева указаны названия музыкальных произведений разных авторов, а справа - фамилия Пушкин. Учащиеся соединяют их линией.
Вариант выполнения задания:
Моцарт и Сальери
Сорочинская ярмарка
Пиковая дама
Демон
Псковитянка
Борис Годунов
Князь Игорь Пушкин
Русалка
Майская ночь
Медный всадник
Иоланта
Мазепа
Орлеанская дева
Ведущий зачитывает правильные ответы.
Ведущий
Эти разные музыкальные произведения объединяет одно - все они написаны на сюжеты или стихотворные тексты А. Пушкина. А кто является автором музыки? Это мы определим в ходе конкурса «Назови композитора».
Конкурс «Назови композитора»
Ведущий называет музыкальное произведение, дети — фамилию композитора.
«Руслан и Людмила» (Глинка)
«Русалка» (Даргомыжский)
«Борис Годунов» (Мусоргский)
«Алеко» (Рахманинов)
«Евгений Онегин» (Чайковский)
«Пиковая дама» (Чайковский)
«Сказка о царе Салтане» (Римский-Корсаков)
«Медный всадник» (Глиэр)
«Я помню чудное мгновенье» (Глинка)
«Не пой, красавица, при мне» (Рахманинов, Глинка)
«Я здесь, Инезилья» (Глинка, Даргомыжский)
«В крови горит огонь желанья» (Глинка)
«Ночной зефир» (Даргомыжский)
«Каменный гость» (Даргомыжский, Глинка)
«Для берегов отчизны дальной» (Бородин)
Ведущий
Вспоминая Пушкина и связанные с его именем музыкальные произведения, хочется еще и еще раз услышать инструментальные темы и голоса героев любимых произведений. В «Музыкальной угадайке» прозвучит пять небольших фрагментов известных вам произведений из десяти указанных в списке. Напишите в колонке слева порядок звучащих номеров.
Ведущий раздает командам листы с заданием. После прослушивания музыкальных фрагментов дети зачитывают свои варианты.
Вариант выполнения задания:
Далее звучит фрагмент марша Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Выходит 2-й чтец.
2-й чтец
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода...
Уходит.
Ведущий
М.И. Глинка создал сказочную оперу на сюжет поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». Прозвучавший отрывок является своего рода музыкальным портретом одного из персонажей. Вы, конечно, догадались, о ком идет речь?
Дети
О Черноморе!
Ведущий
Верно. Подберите как можно больше точных определений к его музыкальному портрету и запишите их. А пока команды будут заняты, зрители отгадают ребус «Часы». Переставляя стрелку на циферблате, прочитайте фамилию композитора и название двух его опер. (Чайковский. «Евгений Онегин», «Мазепа».)
Ребус "Часы"
Зрители отгадывают ребус, затем дети зачитывают слова-определения музыкального портрета Черномора.
Ведущий
Внимательно посмотрите на стенд. В четырех колонках содержится по пять названий или имен, сгруппированных по темам: «Сюжеты», «Оперы», «Романсы», «Персонажи». В каждой колонке есть одно лишнее название или имя. Найдите его.
Конкурс «Лишнее слово»
На стенде прикреплены четыре листка, на каждом из которых одна колонка слов. Слова подобраны по указанным темам. Дети называют «лишнее» слово.
Оперы Русалка |
Сюжеты Каменный гость |
Романсы Ночной зефир |
Персонажи Пимен |
Ведущий
Бал - волнующее событие, к которому обычно готовились заранее: шились наряды, оттачивались танцевальные движения. А какие танцы исполняли во времена Пушкина? Давайте вспомним музыкальные произведения, написанные на пушкинские сюжеты, и назовем эти танцы.
Конкурс «В ритме танца»
Звучит мазурка из 5-й картины оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». После прослушивания дети называют танец.
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же...
А.С. Пушкин
Уходит.
Дети слушают полонез из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», а затем называют его.
Выходит 2-й чтец.
2-й чтец
Беспечно пары шли,
Кружились друг за другом,
Развертывались, вновь
Закручивались кругом,
Как бесконечный змей меняет переливы!
Менялась радуга костюмов их красивых:
Мужские, дамские, блестевшие богато,
Сверкали чешуей под золотом заката.
И оттеняла их трава зеленым глянцем.
Гремела музыка, «виват» летел за танцем.
Адам Мицкевич
Уходит.
Звучит вальс Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Дети называют танец.
Выходит 3-й чтец.
3-й чтец
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой...
А.С. Пушкин
Уходит.
Ведущий
Пушкин и музыка. Творчество поэта вдохновило многих величайших композиторов на создание гениальных музыкальных произведений. Вспомним их, отвечая на вопросы конкурса.
Конкурс «Пушкин и музыка»
• Какие оперы Н.А. Римского-Корсакова по произведениям великого поэта вы знаете? («Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».)
• Какой опере Н.А. Римского-Корсакова современники дали характеристику «небылица в лицах»? («Золотой петушок».)
• В каких операх Н.А. Римского-Корсакова среди действующих лиц можно встретить царевича Гвидона? («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».)
• Какую из своих опер Н.А. Римский-Корсаков посвятил А. Даргомыжскому? («Моцарт и Сальери».)
• Как назывался город в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет Пушкина? (Леденец.)
• У Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» мы читаем: «То три соперника Руслана...», но в опере М. Глинки их только два: Фарлаф и Ратмир. Назовите третьего, отсутствующего в сюжете оперы. (Рогдай.)
• Один из номеров оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» посвящен памяти Пушкина - любимого композитором поэта. Назовите этот оперный номер. (Вторая песнь Баяна.)
• Вспомним персонажей оперы «Руслан и Людмила». Руслан был киевским витязем, Ратмир - хазарским князем. А кем был Фарлаф? (Варяжским витязем.)
• Назовите русских композиторов, написавших романсы на текст Пушкина «Ночной зефир». (М. Глинка и А. Даргомыжский.)
• Скажите, кому написано это письмо и кто его автор:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
(Письмо Онегина Татьяне.)
• Болдинская осень - необыкновенно плодотворный период в творчестве А.С. Пушкина. Наряду с другими произведениями, здесь были написаны три Маленькие трагедии. Назовите их и вспомните композиторов, создавших музыкальные произведения на эти сюжеты.
(«Скупой рыцарь» - опера С. Рахманинова, «Моцарт и Сальери» - опера Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» - опера А. Даргомыжского.)
• Назовите фамилию русского баса, первого выдающегося исполнителя партий Руслана и Фарлафа в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Мельника в опере А. Даргомыжского «Русалка», Варлаама в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». (Осип Петров.)
• Назовите три оперы П.И. Чайковского, написанные на сюжеты А.С. Пушкина. («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа».)
• Ссора Онегина и Ленского происходит на балу. Какой танец звучит в этот момент? (Мазурка.)
• Какую фразу не поет, а произносит старуха-графиня в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама»? («Это была шутка», - говорит она Герману.)
• Этому известному впоследствии русскому композитору, автору оперы на пушкинский сюжет, на экзамене в Московской консерватории в мае 1892 года П.И. Чайковский поставил отметку пять с плюсом, окружив ее крестами со всех сторон. Назовите фамилию композитора. (С.В. Рахманинов.)
Ведущий
Завершит нашу викторину конкурс «Сложи мелодию». Прозвучат три музыкальных отрывка. Нотный текст каждой темы нужно сложить из пяти фрагментов.
Конкурс «Сложи мелодию»
3-4 участника из каждой команды поочередно выходят для выполнения задания.
Звучат фрагменты:
• хор «Не проснется птичка утром» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;
• каватина Князя из III действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»;
• вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
Выступление жюри и награждение участников викторины.