Танцы Баната. Румынские танцы для детей
Банатские танцы очень живые, со множеством различных прыжков, исполняются в быстром темпе. Танец мальчиков «Йедерэ» и парный танец «Мэзэрика» могут исполняться один за другим как единый номер.
В танце «Йедерэ» участвует пять мальчиков, в «Мэзэрике» — любое количество пар, но не менее семи — восьми.
Музыка танцев и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Белая рубашка-платье с вышитыми рукавами и оборкой па обшлаге. Пестрый тканый фартук и пояс. Черная или темно-синяя безрукавка с темно-голубой окантовкой, украшенной орнаментом (цвета орнамента: ярко-красный и бежевый). На голове — лента и цветок, волосы заплетены в две косы. На ногах — красные узорчатые чулки и чувяки с тесемками, переплетающимися на ногах.
Костюм мальчика. Длинная белая рубашка, украшенная вышивкой у ворота, на подоле и обшлагах. Широкий тканый пояс. Безрукавка белая с орнаментом. Белые штаны заправлены в красные узорчатые носки. На ногах — чувяки с переплетающимися тесемками. На голове может быть меховая шапка.
Танцы Баната. Румынские танцы для детей. Ноты
Описание движений после описания танца.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Открывается занавес. На сцене живописной группой расположились девочки и мальчики. Они слушают своего товарища, который играет на самодельной пастушьей дудочке. (Рис. 1).
Рис. 1
Если занавеса нет, то начать можно иначе. На сцену выбегают девочки и мальчики. Они ведут своего товарища с дудочкой, просят сыграть что-нибудь, рассаживаются вокруг него, приготавливаются слушать.
Нежно звучит знакомая мелодия (см. в нотах вступление), присмирели ребята, размечтались...
Мальчик кончил играть. Медленно опускает руку с дудочкой, оглядывает притихших товарищей. Тишина. Задорно улыбнувшись, мальчик вновь берет свою дудочку и начинает играть веселую плясовую мелодию.
Встрепенулись ребята. О! Они знают эту мелодию. Это «Йедерэ» — веселый мальчишеский танец. Девочки просят мальчиков сплясать. Пятеро из мальчиков быстро встают, бегут на середину сцены, становятся в линию, кладут руки на плечи друг другу (крайние мальчики кладут свободную руку себе на пояс; рис. 2). Остальные ребята рассаживаются так, чтобы не мешать танцующим.
Мальчик на дудочке проиграл мелодию (1—8-й такты два раза). Затем начинается первый танец.
Рис. 2
1. ЙЕДЕРЭ. Танец для мальчиков.
Исполняется первая мелодия музыки. Танец начинается в замедленном темпе и постепенно ускоряется до быстрого. Музыкальный размер 2/4.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты. Темп умеренный.
На 1-й такт мальчики исполняют движение № 1 с правой ноги.
На 2-й такт мальчики исполняют движение № 2 вправо с правой ноги.
На 3-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с левой ноги.
На 4-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с правой ноги.
На 5-й такт мальчики исполняют движение № 1 влево с левой ноги.
На 6-й такт мальчики исполняют движение № 2 с левой ноги.
На 7-й такт мальчики исполняют движение № 3 с правой ноги.
На 8-й такт мальчики исполняют движение № 3 с левой ноги.
Повторяются 1—8-й такты музыки.
Мальчики повторяют движения, исполненные на предыдущие восемь тактов.
Вторая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки. Темп немного ускоряется.
На 9-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с правой ноги.
На 10-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с левой ноги.
На 11-й такт мальчики исполняют движение № 1 вправо с правой ноги.
На 12-й такт мальчики исполняют движение № 2 с правой ноги.
На 13-й такт мальчики исполняют движение № 3 с левой ноги.
На 14-й такт мальчики исполняют движение № 3 с правой ноги.
На 15-й такт мальчики исполняют движение № 1 с левой ноги.
На 16-й такт мальчики исполняют движение № 2 с левой ноги.
Повторяются 9—16-й такты. Мальчики повторяют движения, исполненные на предыдущие восемь тактов.
Третья фигура
Исполняются 17—32-й такты музыки. Темп ускоряется.
На 17-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с правой ноги.
На 18-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с левой ноги.
На 19—20-й такты мальчики повторяют движения, исполненные на 17—18-й такты.
На 21—22-й такты мальчики еще раз повторяют движения, исполненные на 17—18-й такты.
На 23-й такт мальчики исполняют движение № 4 влево.
На 24-й такт мальчики исполняют движение № 2 с правой ноги вправо.
На 25-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с левой ноги.
На 26-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с правой ноги.
На 27—28-й такты мальчики повторяют движения, исполненные на 25—26-й такты.
На 29—30-й такты еще раз повторяют движения, исполненные на 25—26-й такты.
На 31-й такт мальчики исполняют движение № 4 вправо.
На 32-й такт мальчики исполняют движение № 2 с левой ноги влево.
Четвертая фигура
Исполняются 33—44-й такты.
На 33-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с правой ноги.
На 34-й такт мальчики исполняют на месте движение № 3 с левой ноги.
На 35—36-й такты повторяются движения 33—34-го тактов.
На 37—38-й такты еще раз повторяются движения 33—34-го тактов.
На 39-й такт мальчики исполняют движение № 4 вправо.
На 40-й такт мальчики исполняют движение № 2 с правой ноги вправо.
На 41-й такт мальчики исполняют движение № 4 влево.
На 42-й такт мальчики исполняют движение № 2 с левой ноги влево.
На 43—44-й такты повторяются движения 39—40-го тактов. Повторяются 33—44-й такты.
На повторение 33-го такта мальчики исполняют движение № 3 с левой ноги.
На повторение 34-го такта мальчики исполняют движение № 3 с правой ноги.
На 35—36-й такты повторяются движения 33—34-го тактов.
На 37—38-й такты еще раз повторяются движения 33—34-го тактов.
На 39-й такт мальчики исполняют движение № 4 влево.
На 40-й такт мальчики исполняют движение № 2 с левой ноги влево.
На 41-й такт мальчики исполняют движение № 4 вправо.
На 42-й такт мальчики исполняют движение № 2 с правой ноги вправо.
На 43-й такт мальчики исполняют движение № 4 влево.
На 44-й такт мальчики исполняют движение № 2 с левой ноги влево и кончают движение прыжком на обе ноги (лицом к зрителям). Крайние мальчики взмахивают свободной рукой и кричат: «Хо!»
Во время исполнения мальчиками танца «Йедерэ» их товарищи (девочки и мальчики), сидя на полу, с интересом следят за танцорами и во время их прыжков хлопают в ладоши. Когда мальчики прыжком заканчивают танец, остальные танцующие поднимаются с полу и подбегают к ним. Все становятся в крут парами лицом против хода часовой стрелки (рис. 3). В каждой паре девочка и мальчик становятся, как показано на рисунке 4.
Начинается второй танец.
Рис. 3
Рис. 4
2. МЭЗЭРИКА
Мэзэре — по-румынски «горошина». Название танца произошло от слов песни: «Шаги меньше, чем горошины».
Исполняется вторая мелодия музыки.
Первая фигура
На 1—2-й такты танцующие парами в позе, показанной на рисунке 4, идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя «переменный шаг» (движение № 5; девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой).
На 3-й такт пары в той же позе делают четыре маленьких шага (на каждую 1/8 такта — один шаг) по кругу против хода часовой стрелки. Девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой.
На 4—5-й такты повторяются движения 1—2-го тактов.
На 6-й такт пары, продолжая двигаться по кругу в том же направлении, делают один «переменный шаг» (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой).
На 7-й такт в каждой паре девочка разъединяет правую руку с левой рукой мальчика. Соединенные руки танцующие поднимают вверх (рис. 5).
Рис. 5
Четырьмя простыми шагами (девочка начинает с левой ноги, мальчик — с правой) девочка поворачивается влево на 360 градусов под поднятыми руками, а мальчик шагает на месте.
На 8-й такт танцующие в каждой паре делают один «переменный шаг» на месте (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой) и одновременно поворачиваются на 180 градусов (девочка—влево, мальчик — вправо). Таким образом, танцующие оказываются лицом по ходу часовой стрелки и берутся за руки, как показано на рисунке 6.
Рис. 6
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На повторение 1—2-го тактов танцующие парами в позе, показанной на рисунке 6, идут по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя «переменный шаг» (движение № 5). Девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой.
На повторение 3-го такта пары в той же позе делают четыре маленьких шага (на каждую 1/8 такта — один шаг) по кругу по ходу часовой стрелки. Девочка начинает с правой ноги, мальчик —- с левой.
На повторение 4—5-го тактов пары продолжают идти по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя «переменный шаг» (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой).
На повторение 6-го такта пары делают еще один «переменный шаг», двигаясь по ходу часовой стрелки (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой).
На повторение 7-го такта в каждой паре девочка разъединяет левую руку с правой рукой мальчика. Соединенные руки танцующие поднимают вверх. Четырьмя простыми шагами (девочка начинает с левой ноги, мальчик — с правой) девочка поворачивается вправо на 360 градусов под поднятыми руками, а мальчик танцует на месте.
На повторение 8-го такта танцующие в каждой паре делают один «переменный шаг» (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой) и одновременно поворачиваются на 180 градусов (девочка — влево, мальчик — вправо). Таким образом, танцующие снова оказываются лицом против хода часовой стрелки (рис. 3) и становятся в позу, показанную на рисунке 7.
Рис. 7
Вторая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9-й такт танцующие каждой пары исполняют движение № 6 с правой ноги вправо.
На 10-й такт танцующие каждой пары исполняют движение № 6 с левой ноги влево.
На 11—14-й такты танцующие в каждой паре исполняют четыре простых шага (на каждую 1/8 такта — один шаг, начинают с правой ноги), затем три «переменных шага» (начинают с правой ноги). При этом мальчик, разъединив левую руку с левой рукой девочки, танцует на месте, все время оставаясь лицом против хода часовой стрелки. Одновременно девочка, не разъединяя правой руки с мальчиком, бежит вокруг него вправо, пробегает за его спиной, затем мимо его левого плеча и к концу 14-го такта оказывается впереди мальчика. Во время бега девочки мальчик следит за ней, поворачивая голову и ведя ее руку над своей головой.
На 15—16-й такты танцующие в каждой паре поднимают соединенные руки вверх. Девочка быстро кружится вправо (делает два полных круга по 360 градусов) под поднятыми руками, исполняя четыре простых шага (начинает с левой ноги) и один «переменный шаг» с левой ноги.
Мальчик исполняет те же шаги (четыре простых и один «переменный») на месте. В конце 16-го такта танцующие каждой пары становятся в позу, показанную на рисунке 7.
Повторяются 9—16-й такты музыки.
Вторая фигура танца повторяется, но на 9-й такт танцующие исполняют движение № 6 влево, на 10-й такт — движение № 6 вправо, а затем полностью повторяют движения, исполнявшиеся на 11—16-й такты музыки.
Затем танец начинается сначала, исполняется еще раз, после чего 9—16-й такты музыки повторяются, и танцующие парами в позе, показанной на рисунке 7, убегают со сцены за кулисы, исполняя движение № 5 (девочки начинают движение с правой ноги, мальчики — с левой).
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Шаг и приседание»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед (по диагонали вправо) правой ногой. Тяжесть тела перенести на правую ногу. Левая нога — на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой, и слегка присесть на ней. Правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять вверх (ступня параллельна полу).
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед (по диагонали влево) левой ногой. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Правая нога — на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на правую ногу (ставя ее рядом с левой ногой) и слегка присесть на ней. Левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять вверх (ступня параллельна полу).
Движение № 2
«Боковой шаг» («шассе»)
Исполняется па один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать простой шаг вправо правой ногой. Тяжесть тела перенести на правую ногу. Левая нога остается в стороне на носке.
На счет «и» (вторая восьмая такта) пауза.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вправо левой ногой, подставляя ее вплотную к правой и как бы выталкивая правую ногу вправо. Правую ногу, как бы от толчка, приподнять вверх.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать шаг правой ногой вправо, перенеся на нее тяжесть тела. Левая нога остается в стороне на носке.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги: шаг влево левой ногой, правую ногу подставить к левой и как бы выбить ее в левую сторону, затем сделать еще шаг влево левой ногой, правая остается в стороне на носке.
Движение № 3
«Основной шаг» («шаг йедерэ»)
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать левой ногой шаг (на месте или чуть вправо), легко ударив стопой об пол. Одновременно правую ногу, отделив от пола, вывести вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) правую ногу провести в воздухе по полукругу вправо. Корпус повернуть слегка вправо.
На счет «два» (третья четверть такта) переступить на правую ногу, ставя ее на всю ступню рядом с левой ногой, а левую сейчас же слегка приподнять назад.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) опустить левую ногу на носок, ставя ее назад — слегка влево. Тяжесть тела остается на правой ноге, которая стоит на всей ступне.
б) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать правой ногой шаг (на месте или чуть влево), легко ударив стопой об пол. Одновременно левую ногу чуть отделить от пола и вывести вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) левую ногу провести по воздуху по полукругу влево. Корпус повернуть слегка влево.
На счет «два» (третья восьмая такта) переступить на левую ногу, ставя ее на всю ступню рядом с правой ногой, а правую сейчас же слегка приподнять назад.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) опустить правую ногу на носок, ставя ее назад — слегка вправо. Тяжесть тела остается на левой ноге, которая стоит на всей ступне.
Движение № 4
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
а) Движение влево.
Из-за такта слегка присесть на обеих ногах.
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) подпрыгнуть вверх и опуститься на низкие полупальцы обеих ног, согнув колени и повернув их влево (рис. 8).
Рис. 8
На счет «два» (третья восьмая такта) правую ногу, отделив от пола, приподнять и сделать ею большой полукруг по воздуху вправо. При этом корпус повернуть вправо (лицом к зрителям; рис. 9).
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Рис. 9
б) Движение вправо.
Исполняется так же, но прыжок делается вправо. Положение корпуса и ног при этом показано на рисунке 10. Затем приподнять левую ногу, провести ее по полукругу в воздухе влево. При этом корпус повернуть влево (лицом к зрителям).
Рис. 10
Движение №5
«Переменный шаг»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать маленький шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать маленький шаг вперед левой ногой.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать маленький шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но первый шаг нужно сделать левой ногой, потом правой и еще раз левой.
Если движение исполняется на два такта, то сначала «переменный шаг» исполняется с правой ноги, потом с левой или наоборот: сначала с левой, потом с правой ноги.
Движение №6
«Боковые шаги»
Исполняется парами на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение показано на рисунке 7. Ноги — в естественной позиции.
а) Движение с правой ноги вправо.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать маленький боковой шаг вправо правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) приставить левую ногу к правой в естественную позицию.
На счет «два» (третья восьмая такта) еще раз сделать маленький боковой шаг вправо правой ногой. Одновременно корпус повернуть слегка вправо.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение елевой ноги влево.
Исполняется так же, но первый шаг нужно сделать влево левой ногой, правую ногу приставить к левой. Левой ногой сделать еще шаг влево и повернуть корпус влево.