Танцы Мунтении. Румынские танцы для детей
Наиболее популярными танцами Мунтении являются массовые хоры (хороводы) и «Сырба» — один из самых распространенных танцев в Румынии.
Ниже описываются хороводный танец «Хора маре» и «Сырба». Каждый из этих танцев можно исполнять самостоятельно или оба подряд — в той последовательности, которая указана в описании.
Музыка танцев и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Белое платье (с широкой юбкой), украшенное вышивкой на рукавах и груди. На юбку надеваются два фартука: один — спереди, другой — сзади. Фартук, надевающийся спереди, ярко-красного цвета с полосками: узкими голубыми и широкими орнаментальными. Сзади фартук темно-бордового или черного цвета, отделанный орнаментальной вышивкой. Этот фартук имеет длинные завязки, которые завязываются спереди, потом сзади, еще раз спереди, и концы заправляются под образовавшийся пояс. На ногах белые чулки и темные туфли или мягкие национальные чувяки с тесемками, переплетающимися на ноге. На голове может быть белый прозрачный шарфик, свободно спускающийся на спину. Волосы заплетены в две косы, в одной косе — цветы.
Костюм мальчика.
Узкие белые штаны. Белая длинная рубашка с отложным воротничком (или без воротничка), завязывается у ворота цветным шнурком. Рубашка украшена вышивкой, как показано на рисунке. Широкий пояс из материи красного цвета. На ногах — белые носки и мягкие национальные туфли с тесемками, переплетающимися на ногах. На голове может быть барашковая шапка.
В танце участвует любое количество пар, но не меньше шести — восьми.
Перед началом танца девочки и мальчики стоят за последней левой кулисой в линии, чередуясь через одного: мальчик, девочка, мальчик, девочка, и т. д. Первый мальчик в линии — ведущий.
Исполняется музыкальное вступление (см. ноты).
Описание движений после танца.
Танцы Мунтении. Румынские танцы для детей. Ноты. Нажмите
Из последней кулисы выбегает, держась за руки, вереница танцующих. Их ведет мальчик (ведущий). Он бежит, повернувшись лицом к своим товарищам (то есть двигается спиной назад). После музыкального вступления ведущий, взмахнув рукой, делает прыжок на обе ноги и при этом громко восклицает: «Хоп!»
Начинается первый танец.
1. ХОРА МАРЕ
«Большой хоровод»
Первая фигура
Исполняются 1—16-й такты музыки.
На 1—2-й такты танцующие, повернувшись лицом к зрителям и глядя на них, исполняют движение № 1 с левой ноги. При этом соединенные руки на 1-й такт поднимают вверх (рис. 1), а на 2-й такт, слегка наклоняясь вперед, опускают вниз (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
На 3—4-й такты все исполняют движение № 2 с левой ноги, чуть продвигаясь влево. Положение рук и корпуса показано на рисунке 3.
Рис. 3
Повторяются 1—4-й такты музыки (вместо 4-го такта исполняется такт 4-а).
На повторение 1—4-го тактов девочки и мальчики, повернувшись лицом к зрителям, исполняют движение № 3 с правой ноги, значительно продвигаясь вправо. Положение рук то же, что при исполнении движения № 2 (соединенные руки согнуты в локтях и приподняты так, чтобы кисти были на уровне плеч).
На 5—12-й такты танцующие повторяют движения, исполненные на 1—4-й такты с повторением, продвигаясь при этом по кругу против хода часовой стрелки (рис. 4).
Рис. 4
Повторяются 5—12-й такты музыки (вместо 12-го такта исполняется такт 12-а).
Танцующие еще раз повторяют движения, исполненные на 1—4-й такты и их повторение, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки (но не замыкая круг).
Исполняются два раза 13—16-й такты музыки.
Танцующие повторяют движения, исполненные на 1—4-й такты с повторением. При этом ведущий мальчик выводит вереницу своих друзей в линию вдоль задника сцены.
В конце мелодии танцующие поворачиваются лицом к зрителям, девочки выбегают вперед и берутся за руки, мальчики также берутся за руки. Образуются две линии: впереди — девочки, сзади — мальчики (рис. 5).
Рис. 5
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—2-й такты все исполняют движение № 1, но девочки — с правой ноги, а мальчики — с левой. Положение рук показано на рисунке 1.
На 3—4-й такты все исполняют движение № 2: девочки — с правой ноги, чуть продвигаясь вправо, а мальчики — с левой ноги, чуть продвигаясь влево. Положение рук и корпуса показано на рисунке 2.
Повторяются 1—4-й такты музыки (вместо 4-го такта исполняется такт 4-а).
На повторение 1—4-го тактов девочки и мальчики исполняют движение № 3: девочки — с левой ноги, значительно продвигаясь влево, а мальчики — с правой ноги, значительно продвигаясь вправо (см. линию пунктиром на рисунке 5).
На 5—12-й такты девочки и мальчики повторяют движения, исполненные на 1—4-й такты с повторением. При этом девочки движутся по ходу часовой стрелки, образуя внутренний крут, а мальчики — против хода часовой стрелки, образуя наружный круг (рис. 6).
Рис. 6
Повторяются 5—12-й такты музыки (вместо 12-го такта исполняется такт 12-а).
Танцующие повторяют еще раз движения, исполненные на 1—4-й такты с повторением.
Исполняются два раза 13—16-й такты музыки.
Танцующие повторяют движения, исполненные на 1—4-й такты с повторением, при этом они возвращаются на свои места (рис. 5).
На последнюю четверть 16-го такта все топают (мальчики — левой ногой, приставляя ее к правой, девочки — правой ногой, приставляя ее к левой) и опускают соединенные руки вниз.
На этом кончается первый танец. Ведущий мальчик звонко кричит: «Сыр-ба!» Это название следующего танца. Мальчики быстрым прыжком становятся на свои первоначальные места между девочками. Все кладут руки на плечи друг другу. Ведущий мальчик взмахивает рукой и кричит: «Хоп!» Начинается второй танец.
2. СЫРБА
Исполняется вторая мелодия музыки. Темп быстрый. На 1—3-й такты танцующие исполняют движение № 4.
На 4—12-й такты танцующие три раза повторяют движение № 4, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки (рис. 4). Шаги исполняются в характере легкого бега.
На 13—24-й такты танцующие исполняют на месте четыре раза движение № 5.
На 25—28-й такты танцующие исполняют движение № 6.
На 29—40-й такты танцующие три раза повторяют движение № 6.
Затем музыка исполняется сначала.
Танцующие повторяют танец, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки, и затем, танцуя, уходят со сцены в левые кулисы (рис. 7).
Рис. 7
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Танцующие держатся за руки, опущенные вниз.
а) Движение с левой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой, перенеся на нее тяжесть тела, правую ногу оставить сзади на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить правую ногу к пятке левой ноги в третью позицию.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг назад правой ногой, перенеся на нее тяжесть тела, левая нога остается впереди на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить левую ногу к правой в третью позицию.
б) Движение с правой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги: шаг вперед правой ногой, приставить к ней левую ногу, затем шаг назад левой ногой, приставить к ней правую ногу.
Движение № 2
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная или третья позиция ног.
а) Движение с левой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать маленький шаг влево левой ногой, перенеся на нее тяжесть тела. Правая нога остается в стороне на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу приставить к левой в естественную позицию и перенести на нее тяжесть тела.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать второй маленький шаг левой ногой влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу приставить к левой ноге в естественную позицию. Тяжесть тела остается на левой ноге.
б) Движение с правой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги: маленький шаг вправо правой ногой, приставить к ней левую ногу, еще шаг вправо правой ногой, приставить к правой ноге левую, не перенося на нее тяжесть тела.
Движение № 3
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), повернув корпус вправо, сделать шаг Правой ногой вправо — вперед. Тяжесть тела перенести на правую ногу. Левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу перевести по воздуху вправо, впереди правой ноги.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) наступить на левую ногу, ставя ее впереди правой ноги. Тяжесть тела на левой ноге.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой, перенеся на нее тяжесть тела. Левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить к правой ноге (в естественную позицию). Тяжесть тела перенести на левую ногу.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой, перенеся на нее тяжесть тела.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить к правой ноге левую ногу, не перенося на нее тяжесть тела.
б) Движение с левой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), повернув корпус влево, сделать шаг левой ногой влево — вперед. Тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу перенести по воздуху влево, впереди левой ноги.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) наступить на правую ногу, ставя ее впереди левой ноги. Тяжесть тела на правой ноге.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево левой ногой, перенеся на нее тяжесть тела. Правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить к левой ноге правую ногу (в естественную позицию), перенеся на нее тяжесть тела.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево левой ногой, перенеся на нее тяжесть тела.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить к левой ноге правую ногу, не перенося на нее тяжесть тела.
Движение № 4
Исполняется на три такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) сделать шаг на месте левой ногой, одновременно правую ногу, отделив от пола, вытянуть вперед и слегка качнуть (вниз — вверх — на место).
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить к правой в естественную позицию.
3-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) сделать шаг вправо правой ногой, одновременно левую ногу, отделив от пола, вытянуть вперед и слегка качнуть (вниз — вверх — на место).
Движение № 5
Исполняется на три такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение —- естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка подпрыгнув вверх, ударить ступнями одну ногу о другую.
На счет «два» (вторая четверть такта) опуститься на левую ногу, правую ногу вытянуть вперед перед левой ногой, перекрещивая ее.
2-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) перепрыгнуть на правую ногу, ставя ее рядом с левой ногой, которую сейчас же, отделив от пола, вытянуть вперед и слегка качнуть (вниз — вверх — на место).
3-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) перепрыгнуть на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой, которую, отделив от пола, вытянуть вперед и слегка качнуть (вниз — вверх — на место).
Движение № 6
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), подпрыгнув вверх, ударить ступней одной ноги о другую.
На счет «Два» (вторая четверть такта) опуститься на левую ногу, одновременно правую ногу вытянуть вперед — влево, перекрещивая левую ногу (на уровне колена). Ступня правой ноги повернута наружу (рис. 8).
Рис. 8
2-й такт
То же, что на 1-й такт.
3-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) прыгнуть на правую ногу, ставя ее рядом с левой ногой, а левую ногу сейчас же, отделив от пола, вытянуть вперед и слегка качнуть (вниз — вверх — на место).
4-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) перепрыгнуть на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой, которую сейчас же, отделив от пола, вытянуть вперед и слегка качнуть (вниз — вверх — на место).