Сюита - На празднике. Чешские танцы для детей
В сюиту включены хороводные и парные чешские танцы. Каждый из этих танцев можно исполнять в отдельности, но более красочное впечатление они произведут, если будут объединены в одну программу, примером которой является сюита «На празднике». Аккомпанировать можно на рояле, баяне или аккордеоне, но лучше, если народные танцы будет сопровождать народный ансамбль: скрипка, кларнет, контрабас. Это придает особую прелесть чешским танцам. Еще интереснее, если музыканты включаются в танец более активно, участвуют в сюжетной линии танца. В сюите участвует любое количество девочек и мальчиков. Они танцуют живо, жизнерадостно, иногда напевая красивую мелодию танца, от души веселясь со своими друзьями. Музыка народная.
Описание движений после описания танца.
Сюита - На празднике. Чешские танцы для детей. Ноты. Нажмите
Костюмы исполнителей.
Костюм девочки.
Белая кофта с широкими короткими рукавами, заканчивающимися оборкой. Широкая юбка в густую сборку, темно-красного, светло-синего или зеленого цвета. Под эту юбку надевается накрахмаленная нижняя юбка. Поверх кофты надевается темный лиф. Белый фартук из тонкой материи, обшитой кружевами (вернее шитьем прорезной гладью). Волосы заплетены в косу. В косе — белый бант с длинными концами. На ногах — красные или белые чулки, черные туфли на низких каблуках.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с отложным воротничком и широкими рукавами на обшлагах. Бледно-желтого цвета штаны до колен. Синий жилет с красным кантом. Красный галстук, завязывающийся бантом. Белые чулки, черные полуботинки.
ОПИСАНИЕ СЮИТЫ «НА ПРАЗДНИКЕ»
Открывается занавес. На сцене никого нет. За кулисами слева слышна музыка (см. первую мелодию в нотах). Из противоположных кулис выбегают несколько девочек. Они оглядываются, ищут музыкантов и, увидев (издали), убегают к ним. Через несколько секунд девочки возвращаются, ведя музыкантов, которые играют на ходу. Одни девочки усаживают музыкантов, другие разбегаются во все стороны и затем возвращаются вместе с друзьями — мальчиками и девочками. Все приветливо машут музыкантам руками, видимо, их здесь знают и любят. Девочки, обнявшись группами, покачиваются на месте, напевают, но неожиданно музыка прекращается. Ребята просят продолжать. Музыканты, лукаво переглянувшись, начинают играть мелодию веселого чешского танца «Фазан» (исполняют 1—8-й такты). Девочки и мальчики, услышав знакомую мелодию, бегут на середину сцены, становятся парами в круг (лицом к центру) и все берутся за руки (рис. 1).
Рис. 1
КРУГОВОЙ ТАНЕЦ «ФАЗАН»
Первая фигура
Исполняются 1—20-й такты второй мелодии.
На 1-й такт танцующие, слегка повернувшись влево, исполняют по кругу (по ходу часовой стрелки) движение № 1, начиная с левой ноги.
На 2-й такт танцующие исполняют в том же направлении движение № 2 с левой ноги.
На 3-й такт повторяют движение № 1, но начинают с правой ноги.
На 4-й такт повторяют движение № 2, но с правой ноги.
На 5—8-й такты танцующие, повторяя движения предыдущих четырех тактов, продолжают весело бежать по кругу по ходу часовой стрелки.
На 9-й такт все, повернувшись лицом к центру круга и не разъединяя рук, исполняют «переменный шаг» (движение № 3) с левой ноги влево.
На 10-й такт все, стоя на месте, исполняют «тройной притоп» (движение № 4) с правой ноги.
На 11-й такт все исполняют «переменный шаг» (движение № 3) с правой ноги вправо.
На 12-й такт все исполняют «тройной притоп» (движение № 4) с левой ноги.
На повторение 9—12-го тактов девочки и мальчики повторяют движения, исполненные на эти такты.
На 13—20-й такты все повторяют движения 1—4-го тактов, снова двигаясь по кругу (по ходу часовой стрелки). На последнюю восьмую 20-го такта все приставляют левую ногу к правой в естественную позицию.
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты круг быстро разделяется на пары. В каждой паре девочка и мальчик поворачиваются лицом друг к другу, мальчик — спиной к центру круга, и, взявшись за руки, как показано на рисунке 2, повторяют два раза движения 1—4-го тактов первой фигуры, кружась на месте (делают четыре полных круга: два — вправо, два — влево (Если четыре круга сделать трудно, можно ограничиться двумя: один — вправо, другой — влево.)). В конце 8-го такта танцующие останавливаются: мальчики — спиной к центру круга, девочки — лицом к мальчикам.
Рис. 2
На 9-й такт все, положив руки себе на пояс, исполняют «переменный шаг» (движение № 3) с левой ноги влево и, таким образом сдвигаясь влево, встречаются с танцующим соседней пары.
На 10-й такт все исполняют «тройной притоп» (движение № 4) с правой ноги и легким поклоном как бы приветствуют своих товарищей.
На 11-й такт танцующие исполняют «переменный шаг» с правой ноги вправо (движение № 3) и таким образом возвращаются к своим партнерам.
На 12-й такт все исполняют «тройной притоп» с левой ноги, и каждый легким поклоном приветствует своего партнера.
На повторение 9-го такта все исполняют «переменный шаг» с правой ноги вправо.
На повторение 10-го такта — «тройной притоп» с левой ноги, с поклоном новому партнеру.
На повторение 11-го такта — «переменный шаг» с левой ноги влево. Таким образом, каждый танцующий возвращается к своему партнеру.
На повторение 12-го такта—«тройной притоп» с правой ноги. На последнюю восьмую 12-го такта пары берутся за руки, как показано на рисунке 2, и делают подскок на правой ноге, а левую, чуть согнутую в колене, слегка приподнимают.
На 13—20-й такты пары кружатся па месте, так же как в начале второй фигуры (но обходят только два круга вправо!-В конце 20-го такта танцующие каждой пары, заканчивая кружение, становятся лицом друг к другу и боком к центру (девочка — спиной против хода часовой стрелки; рис. 3), готовясь к следующему танцу.
Рис. 3
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «КАЛАМАЙКА»
Описание дается для одной пары. Остальные танцующие исполняют то же самое.
Исполняется третья мелодия.
Первая фигура
Исполняются 1—16-й такты музыки.
На 1-й такт танцующие, держась за правые руки, а левые положив себе на пояс, делают два подскока (движение № 1), продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки. При этом мальчик сначала (на первую четверть такта) делает подскок вперед на правой ноге, слегка отклоняя корпус назад, одновременно девочка делает подскок на левой ноге назад (правую, согнутую в колене, также отводит назад), а корпус слегка наклоняет вперед (рис. 4); затем (на вторую четверть такта) мальчик делает подскок на левой ноге вперед, слегка наклонив корпус вперед, а девочка делает подскок на правой ноге назад, корпус слегка наклоняет назад (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
На 2-й такт танцующие, выпрямляясь, продвигаются в том же направлении, исполняя «переменный шаг с притопом» (движение № 5): мальчик — с правой ноги вперед, девочка — с левой ноги назад.
На 3-й такт повторяются движения 1-го такта, но с другой ноги: мальчик — с левой, слегка наклоняясь вперед, девочка — с правой, слегка отклоняясь назад, потом наоборот.
На 4-й такт повторяются движения 2-го такта, но с другой ноги (мальчик с левой ноги вперед, девочка — с правой нога назад).
На 5—8-й такты повторяются движения, исполненные на 1—4-й такты.
На 9—12-й такты девочка и мальчик берутся под правые руки и кружатся (два полных круга) простыми шагами (па каждую четверть такта — один шаг) на месте вправо (рис. 6).
На 13—16-й такты девочка и мальчик разъединяют руки, поворачиваются лицом в обратную сторону и, взявшись под левые руки, кружатся простыми шагами на месте влево.
Рис. 6
Вторая фигура
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17—20-й такты исполняется то же, что на 1—4-й такты в первой фигуре «Каламайки». В конце 20-го такта танцующие меняют дозу: мальчик правую руку кладет на талию девочки, девочка левую руку кладет на правое плечо мальчика. Свободные руки танцующие соединяют и вытягивают в сторону (рис. 7).
Рис. 7
На 21—22-й такты танцующие в указанной позе кружатся (поворачиваются на 360 градусов) вправо, исполняя движение № 6, а затем движение № 7, и одновременно продвигаются по кругу против хода часовой стрелки.
На 23—24-й такты повторяются движения 21—22-го тактов.
Вторая фигура танца повторяется еще раз. В конце последнего (24-го) такта танцующие в той же позе становятся так, чтобы мальчик был спиной к центру круга (рис. 8).
Рис. 8
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «МАЙНСКА»
Описание дается для одной пары. Остальные танцующие исполняют то же самое.
Исполняется четвертая мелодия.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1-й такт танцующие, чуть развернув корпус, как показано на рисунке 9, исполняют движение № 2 вперед (по кругу против хода часовой стрелки): девочка — с правой ноги, мальчик — с левой.
Рис. 9
На 2-й такт танцующие в той же позе исполняют движение № 2 в обратном направлении (по кругу по ходу часовой стрелки): девочка—с левой ноги, мальчик — справой. Шаги делаются меньше, чем в 1-м такте. Голову поворачивают в сторону движения.
На 3—4-й такты танцующие в позе вальса (рис. 7) движением № 8 (девочка начинает с правой ноги, мальчик — с левой) кружатся вправо (два раза поворачиваются на 360 градусов), одновременно продвигаясь вперед по кругу против хода часовой стрелки. В конце 4-го такта девочка и мальчик становятся в исходное положение (рис. 9).
На 5—8-й такты повторяются движения, исполненные на 1—4-й такты. В конце 8-го такта пары становятся в той же позе, но лицом к центру (рис. 10).
Рис. 10
Вторая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9-й такт танцующие исполняют движение № 2 по направлению к центру (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой).
На 10-й такт танцующие, повернув лицо в обратную сторону, исполняют движение № 2 (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой) назад, на свои первоначальные места. Шаги делаются меньше, чем на 9-й такт.
На 11—12-й такты девочка и мальчик движением № 8 кружатся (два раза поворачиваются на 360 градусов) вправо, одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Девочка начинает движение с правой ноги, мальчик — с левой. В конце 12-го такта пара опять становится, как показано на рисунке 10.
На 13—16-й такты повторяются движения, исполненные на 9—12-й такты. В конце 16-го такта пары останавливаются в позе, показанной на рисунке 7, готовясь к следующему танцу.
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «ФУРИАНТ»
В этом танце известную сложность составляет смена музыкального размера (с 2/4 на 3/4 и обратно — с 3/4 на 2/4).
Исполняется пятая мелодия.
Первая фигура
Описание дается для одной пары, остальные исполняют то же самое.
Исполняются 1—10-й такты музыки.
На 1—3-й такты (музыкальный размер 2/4) танцующие в позе, показанной на рисунке 7, движением № 6 кружатся вправо (три раза поворачиваются на 360 градусов), одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелка. Девочка начинает движение с правой ноги, мальчик — с левой. В конце 3-го такта танцующие становятся в исходное положение (рис. 7).
На 4—5-й такты (музыкальный размер 3/4) танцующие в той же позе, продолжая продвигаться по кругу, поворачиваются на 360 градусов, исполняя движение № 9. Девочка начинает движение назад с правой ноги, мальчик — вперед, с левой ноги.
На 6—8-й такты повторяются движения 1—3-го тактов.
На 9—10-й такты повторяются движения 4—5-го тактов. В конце 10-го такта танцующие становятся, как показано на рисунке 8.
Вторая фигура
Исполняются 11—18-й такты музыки.
На 11—12-й такты танцующие в той же позе движением №10 (девочка начинает с правой ноги, мальчик — с левой) кружатся вправо, одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки. В конце 12-го такта танцующие становятся, как показано на рисунке 7.
На 13—14-й такты повторяются движения 4—5-го тактов первой фигуры танца «Фуриант».
На 15—16-й такты повторяются движения 11 — 12-го тактов.
На 17—18-й такты еще раз повторяются движения 4—5-го тактов первой фигуры танца «Фуриант».
Затем весь танец повторяется сначала. Исполняя вторую фигуру, танцующие пары делятся на две группы и расходятся на две стороны (рис. 11), а затем все движутся в глубину сцены, разъединяют руки, располагаются свободной группой лицом к зрителям.
Рис. 11
СОЛЬНЫЙ ТАНЕЦ «СЕКИРА»
Исполняется шестая мелодия танца.
Это танец-соревнование между парами. Каждая пара, положив руки друг другу на пояс (рис. 12), кружится под музыку в быстром темпе, исполняя движение № 6. Девочка начинает движение правой ногой, мальчик — левой. Сначала выходит танцевать одна пара.
Рис. 12
На 1—8-й такты пара проходит, кружась, по кругу.
На 9—16-й такты танцует другая пара.
Затем музыка исполняется сначала, танцевать выходят сразу две пары.
Темп танца постепенно ускоряется.
Количество солирующих пар определяет руководитель. Во время танца отдельных пар остальные девочки и мальчики весело подпевают, хлопают. в такт музыки, подзадоривают солистов. В это же время один из мальчиков, о чем-то сговорившись с товарищами, убегает за кулисы, а в конце танца последней пары снова выбегает и становится на середину сцены, держа в руках большой венок из зелени, увитый цветными лентами.
Венок делается следующим образом. Берется обруч диаметром 65—70 сантиметров. Обруч обвивается густой зеленью (хвоей или искусственной зеленью) так чтобы толщина венка была 10—12 сантиметров. К венку прикрепляются цветные ленты (восемь, десять и более, в зависимости от количества девочек — участниц, данной постановки). Концы лент в 3—4 метра свободно спускаются вниз.
Все радостно встречают мальчика с венком. Девочки выбегают на середину сцены и образуют круг, в центре которого — мальчик.
ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК
Исполняется первая мелодия.
На 1—8-й такты девочки, взявшись за руки и слегка повернувшись вправо, идут простыми шагами по кругу против хода часовой стрелки. Мальчик, находящийся в середине круга, поднимает венок, как показано на рисунке 13, и приплясывает на месте. Остальные мальчики хлопают в ладоши (на первую четверть каждого такта).
Рис. 13
На повторение 1—8-го тактов девочки поворачиваются в обратную сторону и идут простыми шагами по кругу по ходу часовой стрелки. Мальчик, стоящий в середине круга, продолжает приплясывать на месте, но венок поднимает над головой (рис. 14). Остальные мальчики продолжают хлопать в ладоши (на первую четверть каждого такта).
Рис. 14
На 9—12-й такты девочки поворачиваются лицом к центру круга, движением № 9 подходят к мальчику. Каждая девочка берет обеими руками конец одной ленты. Мальчики (кроме стоящего с венком) продолжают хлопать в ладоши.
На 13—16-й такты девочки тем же шагом отходят назад, расширяя круг. В конце 16-го такта каждая девочка перекладывает ленту в левую руку, правую руку кладет себе на пояс и поворачивается направо. Мальчики, перестав хлопать в ладоши, подходят поближе к девочкам, с интересом глядя, что же будут делать девочки.
На 17—24-й такты девочки бегут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 15). Мальчик с венком медленно поворачивается на месте. Остальные мальчики отбегают назад и хлопают в ладоши (на каждую четверть такта).
Рис. 15
Повторяются 1—8-й такты первой мелодии.
На 1—8-й такты и на повторение их девочки бегут в двух направлениях: одни — против хода часовой стрелки, натягивая ленты до предела, другие (через одну), повернувшись в обратную сторону и перехватив ленту в правую руку, бегут по ходу часовой стрелки, меньше растягивая ленты. Таким образом, получается два круга: внутренний и наружный (рис. 16).
Рис. 16
Мальчик с венком стоит на месте лицом к зрителям. Остальные мальчики продолжают хлопать в ладоши (на каждую четверть такта), а когда ленты венка так переплетаются, что девочки не могут больше двигаться, мальчики подбегают к девочкам, те бросают ленту, становятся с мальчиками в пары, лицом друг к другу (боком к центру). В каждой паре мальчик кладет руки на пояс девочке, а девочка кладет руки на плечи мальчика (рис. 17), готовясь к следующему танцу.
Рис. 17
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «МАРЬЯНКА»
Исполняется седьмая мелодия.
На 1—2-й такты пары в позе, показанной на рисунке 17, кружатся вправо движением № 6 (девочка начинает правой ногой назад, мальчик — левой ногой вперед), продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На 3—4-й такты танцующие продолжают кружиться, исполняя четыре перескока с ноги на ногу (девочка начинает с правой ноги, мальчик — с левой). На каждый прыжочек делается поворот на 180 градусов вправо. Таким образом, на два такта музыки делается два полных поворота (на 360 градусов). Мальчик с венком стоит на месте в середине круга.
На 5—12-й такты два раза повторяется комбинация движений, исполненная на 1—4-й такты. Музыка исполняется сначала. Темп музыки ускоряется, пары продолжают двигаться все стремительнее. Мальчик с венком также быстро кружится на месте.
Неожиданно (заканчивая 12-й такт) музыканты перестают играть.
Девочки и мальчики останавливаются, просят (жестами) продолжать играть. Но музыканты не соглашаются. Они встают и, играя первую мелодию, медленно идут по авансцене. За ними, приплясывая, идет мальчик с венком. Девочки подхватывают ленты, растягивают их назад и, также приплясывая, идут за мальчиком с венком и зовут следовать за ними всех остальных мальчиков. Те отдельными группами по 2—3 человека, обняв друг друга за плечи, идут за своими товарищами. Все проходят по авансцене и постепенно скрываются за левыми кулисами, приветственно помахивая рукой зрителям (как бы прощаясь с ними).
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Ход с подскоками»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног (может быть естественная позиция).
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед левой ногой, правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) мягко подскочить на левой ноге, продвигаясь вперед на расстояние одной ступни. Правую ногу с согнутым коленом вынести вперед (высота подъема около 20 сантиметров). Ступню поднятой ноги не сгибать и не поднимать.
На счет «два» (третья восьмая такта) правую ногу опустить на пол приблизительно на расстояние одной ступни впереди левой ноги, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) мягко подскочить на правой ноге, продвигаясь вперед на расстояние одной ступни, левую ногу с согнутым коленом вынести вперед так же, как правую на вторую восьмую такта.
При необходимости движение можно повторить (со счета «раз»).
При указании в описании, что движение № 1 начинается с правой ноги, нужно сначала исполнить движения третьей и четвертой восьмых такта (шаг и подскок правой ногой), а затем движения первой и второй восьмых (шаг и подскок левой ногой).
Движение №2
«Переменный шаг с подскоком»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Колени немного согнуты.
а) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта), оставаясь в небольшом приседании, сделать шаг вперед левой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта), не выпрямляя колен, сделать шаг вперед правой ногой, приставляя ее к левой ноге.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать еще шаг вперед левой ногой. Правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать подскок вперед на левой ноге; правую ногу с согнутым коленом вынести вперед, как при движении № 1.
Затем движение исполняется с правой ноги.
б) Движение с правой ноги.
Исполняется так же, как с левой ноги, но первый шаг нужно сделать правой ногой, потом левой, еще раз правой и подскок на правой ноге.
Во всех видах «переменных шагов» наступать следует с пятки, мягко переводя потом ногу на всю ступню.
Движение № 3
«Переменный шаг в сторону»
Исполняется так же, как движение № 2, но шаги делаются боковые, в сторону.
Движение №4
«Тройной притоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) топнуть правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) топнуть левой ногой.
На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но топнуть сначала нужно левой ногой, потом правой и еще раз левой ногой.
Движение № 5
«Переменный шаг с притопом»
Исполняется так же, как движение № 2, но каждый шаг с легким ударом стопой об пол. На четвертую восьмую такта пауза (подскок не делается).
Движение № 6
«Простой обкрочак» (шаг с поворотом)
«Обкрочак» — это ходьба с одновременным поворотом корпуса.
На каждый шаг, исполненный на 1/4 такта, делается поворот на 180 градусов. Таким образом, за один такт в 2/4 следует сделать два шага и одновременно повернуться на 360 градусов. Простой «обкрочак» — это поворот на 360 градусов двумя простыми шагами на низких полупальцах. При музыкальном размере в 6/8 на один такт музыки также делаются два равных шага.
При кружении парами вправо (из исходного положения лицом друг к другу, мальчик — спиной к центру круга) девочка начинает шаг вправо (от себя) правой ногой, а левую заносит вперед (с одновременным поворотом корпуса вправо на 180 градусов), а мальчик — влево от себя левой ногой, а правую ногу заносит назад, за левую ногу (с одновременным поворотом корпуса в ту же сторону на 180 градусов).
Танцующие, кружась «обкрочаком», должны крепко держаться, чтобы преодолеть центробежную силу, возникающую при быстрых поворотах. Шаги должны быть мягкими, небольшими и все время равными по длине. На каждый шаг нужно делать поворот точно на 180 градусов.
Движение №7
«Полька с прыжком»
В чешских танцах существует много видов польки. В танце «Майнска» исполняется так называемая «полька с прыжком».
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение —- естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать акцентированный шаг (с легким ударом подушечкой стопы об пол) правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) приставить левую ногу на низкие полупальцы к правой ноге.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг на низких полупальцах правой ноги.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подскочить на низких полупальцах правой ноги, левую ногу с согнутым коленом отделить от пола и вывести немного вперед.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но сначала нужно сделать акцентированный шаг левой ногой, приставить к ней правую ногу, сделать еще шаг левой ногой и подскочить на ней.
Польку можно исполнять вперед, назад, вправо, влево н с поворотом. Шаги делаются небольшие.
Ступают с пятки, мягко переводя ногу на всю ступню.
Движение № 8
«Обкрочак с подскоками» (повороты на шагах с подскоками).
Исполняется в том же порядке, как движение № 6, но шаги нужно делать с подскоками (на первую восьмую такта шаг, на вторую восьмую такта подскок на той же ноге, затем шаг другой ногой и подскок на ней, и т. д.). Шаги должны быть небольшими, ровными, наступать с пятки.
Движение № 9
«Соуседска»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой (наступая с пятки).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой шаг вперед левой ногой (ставя ее только на полстопы впереди правой), приподнимаясь на полупальцы.
На счет «три» (третья четверть такта) правую ногу приставить к левой в шестую позицию и опуститься с полупальцев на полную ступню.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой (наступая с пятки).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой шаг вперед правой ногой (ставя ее только на полступни впереди левой), приподнимаясь на полупальцы.
На счет «три» (третья четверть такта) левую ногу приставить к правой в шестую позицию и опуститься с полупальцев на полную ступню.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Движение «соуседска» можно исполнять вперед, назад и с поворотами.
Движение №10
«Повороты вправо галопными прыжками»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение— шестая позиция ног. Колени чуть согнуты.
а) Движение с правой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать короткий, отрывистый шаг вправо правой ногой, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать такой же шаг левой ногой, приставляя ее к правой в шестую позицию.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать еще такой же шаг правой ногой вправо и одновременно повернуться (на полупальцах правой ноги) на 180 градусов вправо. Левую ногу слегка отделить от пола и чуть отвести в левую сторону.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать подскок на полупальцах правой ноги, левая нога остается в том же положении.
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать короткий, отрывистый шаг влево левой ногой, правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать такой же шаг правой ногой, приставляя ее к левой в шестую позицию.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать еще такой же шаг левой ногой влево и одновременно повернуться (на полупальцах левой ноги) на 180 градусов вправо, правую ногу слегка отделить от пола и чуть отвести в правую сторону.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать подскок на полупальцах левой ноги, правая нога остается в том же положении.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но сначала следуют движения 2-го такта, а затем движения 1-го такта.