Игра-занятие Музыкальная книжка. 3-4 года
Цель: развивать тембровый слух.
Игровой материал: квадраты из пеноплена (картона) размером 30x30 см, с вырезанными изображениями музыкальных инструментов (дудочка, барабан, погремушка, гармонь, бубен, колокольчик). Квадраты соединены шнуровкой. Рекомендуемые музыкальные произведения: по выбору педагога в соответствии с программой обучения.
Ход занятия
В гости к детям приходит Домисолька с игрушечным медвежонком. Она обращает внимание на необычную книгу и рассматривает ее.
Домисолька: Мишка, ты знаешь названия этих инструментов? (Медвежонок что-то «шепчет» Домисольке на ухо.) Ребята, мишка не знает названия инструментов, помогите нам, пожалуйста!
Дети: Это дудочка, барабан, погремушка, гармошка, бубен, колокольчик.
Домисолька: Мишка, а ты хочешь послушать, как звучат эти инструменты? (Медвежонок «кивает» головой.) Тогда слушай внимательно и запоминай.
За ширмой звучат инструменты, дети определяют по тембру их названия и показывают инструменты на картинках соответственно их звучанию.
Домисолька: Спасибо, ребята! Теперь медвежонок будет знать названия музыкальных инструментов.
Вариант 2
Домисолька: Медвежонок, ты узнал названия многих инструментов, а теперь ребята тебе помогут разобраться в том, как они звучат.
Дети рассказывают о том, как звучат детские инструменты.
Дети: Барабан — отрывисто и четко, дудочка — протяжно и нежно, гармошка — весело, задорно, колокольчик — звонко, погремушка — не очень громко, а бубен — громко.
Домисолька: А теперь, мишка, ребята загадают тебе загадку, а ты отгадай, какой инструмент звучит.
Дети играют на музыкальных инструментах, расположенных за ширмой, а мишка, предлагая отгадки, ошибается в названии инструментов. Дети исправляют его ошибки.
Домисолька: Спасибо вам, ребята! Мишке так понравилось отгадывать загадки, ему очень захотелось научить своих друзей играть на инструментах и отгадывать их названия.
Вариант 3
Цель закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах, учить классифицировать музыкальные инструменты по группам.
Домисолька: Ребята, я хочу вам предложить поиграть в увлекательную игру. Медвежонок придумал, как можно иначе играть в игру с отгадыванием инструментов. Он прислал нам карточки, на которых изображены такие же музыкальные инструменты, как и в нашей музыкальной книжке. Теперь вы, слушая звучание инструмента, должны поднять карточку с изображением этого инструмента. Тот, кто первым отгадает инструмент, получит музыкальный приз — скрипичный ключик.
За ширмой звучат по очереди инструменты, дети поднимают карточки. Домисолька награждает победителей. Победитель демонстрирует правила игры на инструменте.
Домисолька: Мишка в своей лесной школе узнал о том, что наши инструменты делятся на шумовые и мелодические. А вы знаете об этом? Тогда давайте разложим карточки с изображением инструментов на две группы: с одной стороны, где изображены нотки, положим карточки с инструментами, исполняющими мелодию, а с другой стороны — шумовые инструменты.
Дети выполняют задание. Домисолька награждает того, кто первым разложил правильно карточки с изображениям инструментов.