Игра-занятие - О чем рассказывает музыка. 3-4 года
Задачи:
- учить детей сопоставлять музыкальные пьесы контрастного характера;
- различать средства музыкальной выразительности при моделировании характера произведения с помощью движения рук и оркестровки;
- развивать словарь детей, побуждать к образным высказываниям о настроении музыки (радостная, ласковая,тревожная).
Музыкальный материал:
А. Гречанинов. «Счастливая встреча».
С. Майкапар. «Тревожная минута».
Детские музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть и свои чувства хочу передать с помощью музыки.
Звучит фрагмент пьесы «Счастливая встреча» А. Гречанинова.
Музыкальный руководитель: Это музыкальное произведение называется «Счастливая встреча». Написал музыку композитор Гречанинов. Какое настроение передается в музыке?
Дети: Веселое, радостное.
Музыкальный руководитель: Вы уже знаете, что музыка может передавать разное настроение человека: и радость, и грусть, и нежность, и тревогу. Вы услышали «Счастливую встречу», и эта пьеса рассказала вам о радости. Как музыка рассказала о радостном настроении?
Педагог побуждает детей к вокализации и использованию пластических движений при повторном звучании пьесы А. Гречанинова «Счастливая встреча».
Музыкальный руководитель: А теперь изобразите с помощью движений рук тревожное настроение.
Дети выполняют пластические движения.
Музыкальный руководитель: Ваши движения изменились? И тревожная музыка тоже звучит по-другому. Давайте послушаем фрагмент пьесы «Тревожная минута» композитора С. Майкапара.
Звучит фрагмент «Тревожной минуты» С. Майкапара. Дети моделируют характер произведения с помощью движений рук.
Музыкальный руководитель: Как звучала эта музыка?
Дети: Тревожно, отрывисто, не очень весело.
Музыкальный руководитель: Да, музыка была взволнованной, тревожной, она звучала отрывисто, ее фразы очень короткие, как вздохи. Мы очень часто переживаем, волнуемся, когда слушаем сказку, в которой с героями что-то случается недоброе. Помните сказку «Маша и медведь»?
Дети вспоминают сюжет сказки.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, в каком месте сказки наступает тревожная минута?
Дети: Когда Маша заблудилась в лесу, ей холодно и страшно одной, когда она попадает в пустой дом медведя.
Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как билось у Маши сердце, когда она волновалась.
Звучит фрагмент «Тревожной минуты» С. Майкапара. Дети моделируют ритмический рисунок музыки ударами кулачка о кулачок.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент нам поможет создать тревожное настроение?
Педагог предлагает на выбор детям колокольчик и погремушку. Дети оценивают звучание обоих инструментов и выбирают погремушку.
Музыкальный руководитель: Действительно, погремушка звучит таинственно, тревожно, как будто шуршит листва в ночном лесу. Давайте изобразим картину ночного леса.
Звучит фрагмент «Тревожной минуты» С. Майкапара, дети оркеструют фрагмент музыкальной пьесы.
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, какое настроение было у Маши, когда она обманула медведя и вернулась домой к бабушке и дедушке?
Дети: Радостное, веселое.
Музыкальный руководитель: Конечно, это была счастливая встреча. Давайте с помощью колокольчика передадим радостное настроение Маши.
Дети оркеструют пьесу «Счастливая встреча» А. Гречанинова.
Музыкальный руководитель: Пусть у вас будет как можно больше таких радостных, счастливых встреч и как можно меньше грустных, тревожных минут!