Игра-занятие - Путешествие в Страну поющих игрушек. 3-4 года
Цель: развивать песенное творчество дошкольников, побуждать детей к импровизации собственных имен, музыкального диалога и сочинению мелодии на заданный текст; вызывать интерес к сочинению мелодий разных по настроению, добиваться выразительности песенных импровизаций.
Игровой материал: куклы-бибабо (ежик, коза, девочка); 2 облака (одно голубого цвета, с добрым выражением лица; другое — сердитое, темно-синего цвета); ширма; гелевый воздушный шар с длинной веревочкой.
Рекомендуемые музыкальные произведения:
И.-С. Бах. «Шутка».
П.И. Чайковский. Танец пастушков из балета «Щелкунчик».
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Сегодня я пришла не одна, а с девочкой Леночкой (кукла на руке воспитателя). Лена, поздоровайся с ребятами.
Лена (вся речь Лены здесь и далее построена на песенной импровизации): Здравствуйте, ребята! Я не знаю ваших имен, хочу с вами познакомиться. (Обращается к каждому ребенку с вопросом) Как твое имя?
Дети отвечают песенной импровизацией.
Музыкальный руководитель: Вы обратили внимание, что Лена не говорит, а поет? Наверное, она из сказочной страны.
Лена: Правильно, вы угадали. Я живу в стране поющих игрушек и приглашаю вас в гости.
Музыкальный руководитель: А на чем мы туда отправимся?
Лена (показывает на стулья, расставленные в форме корзины воздушного шара): Мы полетим на этом воздушном шаре.
Музыкальный руководитель: Примем предложение? Тогда в путь!
Дети занимают места.
Лена: Устраивайтесь удобнее, взлетаем!
Звучит «Шутка» И.-С. Баха, в это время появляется облако голубого цвета.
Музыкальный руководитель: Смотрите, какое красивое облако появилось! Какого оно цвета? А какое у него настроение?
Дети: Оно голубого цвета, доброе, ласковое и улыбается нам.
Лена: Спойте мне, пожалуйста, мелодию с таким настроением.
Дети сочиняют мелодии.
Лена: Какие чудесные у вас получились песенки — добрые, нежные.
Музыкальный руководитель: А вон еще одно облако плывет нам навстречу. А какого оно цвета?
Дети: Темно-синего.
Музыкальный руководитель: Да, цвет изменился. А настроение?
Дети: И настроение у него сердитое, грозное.
Музыкальный руководитель: Теперь попробуем передать грозную интонацию в своих мелодиях.
Лена: Вы настоящие композиторы! Ваши мелодии получились грозного характера. Помашем рукой облакам и полетим дальше.
Звучит «Танец пастушков» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Лена: Вот мы и прилетели.
Дети выходят из «корзины» воздушного шара. Лена: Я хочу познакомить вас с моей подружкой — поющей Козой.
Из-за ширмы, напевая, появляется Коза.
Лена: Здравствуй, Козочка. Куда ты идешь?
Коза (здесь и далее песенная импровизация): Я иду на речку.
Лена: А зачем ты идешь?
Коза: За водой.
Лена: Зачем тебе вода?
Коза: Козлят поить. Они пить захотели. Песенку запели.
Музыкальный руководитель: А можно и мы поиграем в маму Козу?
Коза: Конечно, можно. Вот вам мои рожки.
Музыкальный руководитель: Вот я повернулась, на Козу наткнулась.
Надевает рожки на голову девочки.
Дети (в диалоге импровизируют попевку):
— Здравствуй, козочка. Куда ты идешь?
— Я иду на речку.
— Зачем ты идешь?
— За водой.
— Зачем тебе вода?
— Козлят поить. Они пить захотели. Песенку запели.
Лена: Поете вы, как настоящая мама Коза — очень выразительно, напевно, красиво! Попрощаемся с козочкой и отправимся дальше.
Подходят к полянке с игрушками.
Лена: Давайте отдохнем на этой полянке.
Пока дети рассаживаются, музыкальный руководитель надевает на руку куклу-ежика.
Ежик (здесь и далее песенная импровизация):
Я сердитый, сердитый Ежик.
Я колючий весь такой.
И не взять меня рукой.
Лена: Здравствуй, Ежик. Почему ты такой сердитый?
Ежик: В бане вымыл свои ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
Енот мне спинку не помыл.
Он мочалку позабыл.
Лена: И ты из-за этого рассердился? Не огорчайся. Познакомься — это мои друзья.
Ежик: Здравствуйте, ребята!
Лена: Хочешь, мы тебя развеселим веселыми потешками?
Ежик: С удовольствием послушаю.
Дети (импровизируют мелодии на тексты известных им потешек):
Наша Маша маленька,
Шубка на ней аленька.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Рано утром поутру
Пастушок: «Туру-ру-ру».
А коровки в лад ему
Отвечают: «Му-му-му».
Шла кукушка через сад —
Поклевала виноград
Шла кукушка мимо рынка —
Наступила на корзинку.
И упала в яму — бух!
Раздавила сорок мух.
Ножки, ножки
Бежали по дорожке.
Лугом, лесочком
Прыгали по кочкам.
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок.
— Зайчик, зайчик, где ты был?
— Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал.
Как у нашего кота
Колыбелька хороша.
А у сына моего
И получше его.
Ежик: Вы настоящие музыканты. Мне очень понравились ваши песенки. Мы с вами веселились и не заметили, как день закончился и пора спать. Спойте мне, пожалуйста, колыбельную песенку.
Лена: Ну, послушай, Ежик.
Дети (поочередно берут Ежика и поют ему колыбельные песни):
Баю-баю-баиньки,
Куплю Ване валенки.
Небольши, а маленьки.
Бегать по завалинке.
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолоба, не скули.
Мою Машу не буди.
Баю-баю-баиньки,
Куплю сыну валенки.
Наденем на ноженьки.
Пустим по дороженьке.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать,
Мою доченьку качать.
Музыкальный руководитель укладывает Ежика в кроватку.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, Ежик заснул. Нам тоже пора домой возвращаться.
Лена: Жалко с вами расставаться, но мне тоже пора спешить домой. До свидания, ребята! Счастливого вам пути!
Воспитатель (оставляет Лену среди других игрушек): До свидания, Леночка!
Дети: До свидания!
Воспитатель: А теперь возвращаемся в нашу группу. Везде хорошо, а дома лучше.
Дети занимают свои места в «воздушном шаре». Звучит «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Воспитатель: А вот и наша группа!
Музыкальный руководитель: Закончилось наше необычное путешествие, давайте попрощаемся. До свидания, до следующей встречи!