Игра-занятие - Как лесные жители медвежонка утешали. Вариант 2. 3-4 года
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, формировать представление о выразительности и изобразительности музыкальной речи,учить передавать музыкальный образ в движениях и игре на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал:
- М. Мусоргский. «Слеза» (фрагмент).
- А. Лядов. «Музыкальная табакерка».
- С. Прокофьев. «Вальс», «Марш».
- К. Сен-Санс. «Птичник» из сюиты «Карнавал животных». «Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка» муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего.
- А. Гречанинов. «Материнские ласки».
Музыкальные инструменты и оборудование: коллекция колокольчиков, свистульки, ритмические палочки, шарфы, элементы костюмов (или эмблемы) бабочек, ежиков, птичек, колокольчиков, кукла бибабо медвежонок.
Ход занятия
Музыкальный руководитель показывает детям медвежонка и предлагает послушать историю, которая однажды с ним произошла.
Музыкальный руководитель: Как-то раз медвежонок отправился на прогулку в лес. Когда он гулял по лесу, то встретил веселых щебечущих птичек, ежиков, грациозных бабочек и прекрасные цветы колокольчики (педагог предлагает выбрать детям роли названных персонажей и разместиться на импровизированной лесной полянке).
Музыкальный руководитель: Долго гулял медвежонок по лесу и не заметил, как заблудился. Сел на пенек и плачет.
Звучит фрагмент пьесы «Слеза» М. Мусоргского.
Музыкальный руководитель: Синие колокольчики, которые росли на этой полянке, решили утешить несмышленыша — они распрямили свои стебельки, расправили головки и заиграли чудесную мелодию.
Звучит фрагмент «Музыкальной табакерки» А. Лядова, и дети-колокольчики оркеструют его звучание.
Музыкальный руководитель: Бабочки услышали красивую музыку и прилетели тоже, чтобы развеселить медвежонка своим грациозным танцем.
Звучит «Вальс» С. Прокофьева, дети-бабочки исполняют танцевальную импровизацию с шарфами.
Музыкальный руководитель: На звуки прекрасной музыки откликнулись и ежики. Они увидели медвежонка, который потерялся в лесу, и решили его развеселить веселым, задорным маршем.
Звучит «Марш» С. Прокофьева, дети-ежики маршируют и одновременно оркеструют звучание мелодии с помощью ритмических палочек.
Музыкальный руководитель: На полянку прилетали и птички — угощали медвежонка орешками и пели ему чудесные песенки.
Звучит «Птичник» К. Сен-Санса из «Карнавала животных», дети-птички исполняют пластическую импровизацию и оркеструют звучание музыки с помощью свистулек. В конце импровизации они угощают медвежонка орешками.
Музыкальный руководитель: Медвежонок был очень благодарен лесным жителям за то, что они не бросили его в трудную минуту — старались подбодрить и развеселить. Но все же они не знали, как ему попасть домой. Медвежонок уже совсем отчаялся, но вдруг он услышал голос — самый чудесный на свете.
Звучит пьеса «Материнские ласки» А. Гречанинова.
Музыкальный руководитель: Это был голос мамы — самый нежный, ласковый, теплый и задушевный. От слез и хрусти медвежонка не осталось никакого следа, ведь он понял, что мама где-то рядом и обязательно его найдет. Лесные жители обрадовались тому, что медвежонок встретился с мамой, и устроили большой хоровод.
Звучит «Песенка мамонтенка», все участники исполняют танцевальную импровизацию, оркеструя звучание музыки на детских музыкальных инструментах.
Медвежонок прощается с лесными жителями и отправляется к маме.