Игра-занятие - Как лесные жители медвежонка утешали. 3-4 года
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, учить детей передавать в игре на детских музыкальных инструментах и в движениях характер музыкальных образов.
Игровой материал: коллекции колокольчиков, свистулек, деревянные ложки, игрушка «Музыкальный медвежонок», разноцветные шарфы, элементы костюмов бабочек, ежиков, птичек, колокольчиков.
Рекомендуемые музыкальные произведения:
М. Мусоргский. «Слеза».
А. Лядов. «Музыкальная табакерка».
С. Прокофьев. Вальс и марш из цикла «Летний день».
К. Сен-Санс. «Птичник» из сюиты «Карнавал животных».
М. Мусоргский. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».
Ход занятия
Педагог: Ребята, посмотрите — к нам в гости пришел Медвежонок и рассказал историю, которая с ним когда-то произошла.
Как-то раз Медвежонок отправился на прогулку в лес. Гуляя по лесу, он встречал птичек, ежиков, любовался красивыми бабочками и прекрасными цветами — колокольчиками.
Педагог предлагает детям примерить элементы костюмов и «превратиться» в лесных жителей.
Педагог: Медвежонок долго гулял в лесу и не заметил, как заблудился. Сел он на пенек и заплакал.
Звучит «Слеза» М. Мусоргского, дети слушают фрагмент, и педагог предлагает изобразить настроение музыки, которое очень созвучно эмоциональному состоянию Медвежонка.
Педагог: Синие колокольчики, растущие на лесной поляне, решили утешить маленького Медвежонка. Они распрямили свои стебельки, раскрыли чашечки цветов и заиграли чудесную и красивую музыку.
Звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова, и дети в костюмах колокольчиков оркеструют звучание музыки с помощью звучания колокольчиков.
Педагог: Бабочки услышали звон колокольчиков и решили также утешить Медвежонка и станцевать для него изящный танец.
Звучит «Вальс» С. Прокофьева, дети в костюмах бабочек исполняют музыкально-пластическую импровизацию с шарфами.
Педагог: Прибежали ежики. Они исполнили для Медвежонка веселый и задорный марш на ложках.
Звучит «Марш» С. Прокофьева, дети в костюмах ежиков оркеструют его звучание с помощью деревянных ложек.
Педагог: И вот прилетели птички, защебетали и исполнили для Медвежонка очень веселую и озорную песенку.
Звучит «Птичник» К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Дети в костюмах птиц оркеструют звучание пьесы с помощью свистулек.
Педагог: Медвежонок был очень благодарен лесным жителям, что они не бросили его в трудную минуту, а утешили, подбодрили и даже развеселили. Но все же ни бабочки, ни ежики, ни птички не знали, как помочь Мишке найти дорогу к дому. Медвежонок уже совсем отчаялся, но вдруг вдали он услышал голос — это был самый чудесный на свете голос его мамы.
Звучит «Вокализ». Дети слушают музыку и характеризуют интонации мелодии (нежная, ласковая, светлая, добрая и т.д.).
Педагог: Так Медвежонок нашел дорогу домой, а лесные жители были очень рады, что он повеселел и больше не грустит.
Звучит «Гопак» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка». Дети по желанию исполняют танцевальную импровизацию или оркеструют звучание музыки на детских инструментах.
Медвежонок благодарит всех своей песенкой и «прощается» с детьми.