Игра-занятие «Волшебные кубы». 5-6 лет
Цель: развивать ладовое чувство, закреплять представление о музыкальных регистрах.
Игровой материал: кубы с разноцветными сторонами размером 50 х 50 см. Аудиокассеты с записями музыкальных произведений.
Рекомендуемые музыкальные произведения:
- Э. Григ. «В пещере горного короля», «Кобольд»;
- П.И. Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы», 1-я часть, фрагмент;
- Л. Бетховен. Соната № 17,3-я часть;
- Э. Григ. «Песня Сольвейг» («Пер Гюнт»);
- А. Лядов. «Я с комариком плясала»;
- М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов».
Ход занятия
В гости к детям приходят Госпожа Гармония вместе с басовым ключом Фабасом.
Госпожа Гармония: Здравствуйте, ребята! Я хочу вам представить своего спутника — это Фабас, он всегда сопровождает меня во всех путешествиях, и вместе с ним любая мелодия может стать яркой, красивой, богатой. Только тогда, когда мелодия, гармония и бас объединяются вместе, звучит настоящая музыка.
Фабас: Я хочу предложить вам поиграть в музыкальную игру. У мня есть три куба — темно-синий, синий и голубой. Цвет куба соответствует музыкальным регистрам: если музыка звучит низко — это низкий регистр. Какому цвету куба может соответствовать такое звучание?
Дети: Темно-синему.
Фабас: Верно. Если же вы слышите мелодию в том регистре, в котором сможете повторить ее голосом, то это средний регистр. Какой цвет куба будет соответствовать такой мелодии?
Дети: Синий.
Фабас: А высокому регистру соответствует голубой цвет куба. Сейчас будут звучать фрагменты мелодий в разных регистрах, а вы расположите в соответствующем порядке мои музыкальные кубы.
Звучат фрагменты музыкальных произведений, дети выполняют задание, Фабас помогает им.
Госпожа Гармония: А вы заметили, что на этих музыкальных кубах есть и другие цвета. Как вы думаете, что они могут обозначать?
Дети: Настроение в музыке.
Госпожа Гармония: какому настроению соответствуют яркие цвета?
Дети: Радостному, задорному, бодрому, игривому.
Госпожа Гармония: А какая музыка может прозвучать, если на кубе появятся темные, насыщенные цвета?
Дети: Взволнованная, настороженная.
Фабас: А я сейчас проверю, готовы ли вы найти цвет, соответствующий настроению в музыке.
Звучит «Весело-грустно» Л. Бетховена. Дети определяют настроение контрастной по характеру музыки и подбирают цвета в соответствии с этим настроениям.
Фабас: Мне кажется, что это слишком простой для вас пример. А попробуйте определить, как изменяется настроение в других музыкальных произведениях.
Звучат произведения трехчастной формы — «Клоуны» Д. Кабалевского. Дети подбирают цвета в соответствии с изменением характера музыки.
Госпожа Гармония: Мы очень рады вашим успехам. А чтобы вы научились различать настроение в музыке, мы с Фабасом дарим вам разноцветные кубики и записи музыкальных произведений.
Госпожа Гармония достает из одного куба с открывающейся дверцей коробку с аудиокассетами и цветными кубиками.