Игра-занятие «Заколдованный город». 5-6 лет
Задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста;
- учить самостоятельно ориентироваться в способах творческой деятельности, сочинять песенные интонации различного характера на заданный текст;
- побуждать детей к танцевальным и ритмо-пластическим импровизациям, добиваться выразительности образных движений и согласованности их с музыкой;
- развивать воображение детей, фантазию, учить перевоплощаться, применяя имеющиеся знания и навыки в создании знакомого образа, обогащать словарный запас детей.
Музыкальный репертуар:
- Г. Свиридов. «Колдун»;
- Ф. Госсек. «Гавот»;
- И. Бах. «Шутка»;
- Л. Бетховен. Соната № 17. Фрагмент 1-й части;
- Э. Григ. «Бабочка»;
- И. Штраус. Полька «Трик-трак».
Оборудование:
- ленточки, шарфики, цветочки, элемента костюмов бабочки, султанчики-ветерки, карнавальные шляпы;
- детские музыкальные инструменты;
- приготовленные заранее силуэты волшебного города, вырезанные из цветной бумаги (дома, деревья, фонари и т.д.), клей, полотно ватмана для коллективной аппликации.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, рассаживаются.
Музыкальный руководитель: Ребята, я знаю, что все вы любите сказки — веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Часто в сказках встречаются добрые и злые волшебники. Добрые волшебники приходят на помощь героям сказок. А бывают в сказках злые волшебники или колдуны.
И вот однажды в одном городе появился злой и страшный колдун. (Звучит пьеса Г. Свиридова «Колдун».)
Какая музыка прозвучала? (Таинственная, злая, пугающая.)
Что можно сказать о колдуне? Какой он? (Коварный, мысли у него темные, он шепчет свои злые заклинания.)
Колдун заколдовал город, да так, что тотчас исчезли все краски и все звуки. Город стал безмолвным и бесцветным. Не слышно, как щебечут птицы, как дует ветер и шелестят листочки на деревьях, как капает дождик
Как вы думаете, что стало с жителями этого города? Какое у них стало настроение? (Грустное, тоскливое, печальное, скучное, унылое.)
А мы с вами можем помочь жителям этого города? Что для этого нужно сделать? (Выслушивает ответы детей.)
Нужно наполнить этот город музыкой и красками..
Я предлагаю вам самим сочинить музыку. Давайте придумаем песенку о солнышке. Послушайте, какую песенку сочинила я (педагог исполняет музыкальную импровизацию):
Солнышко, колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
А вы сочините свою мелодию песни, чтобы она была не похожа на мою, отличалась бы настроением, ритмом. (Дети сочиняют свои варианты мелодии на предложенный педагогом текст.)
Музыкальный руководитель, оценивая песенные импровизации детей, обращает внимание на характер музыкальных интонаций, выразительность мелодии, вместе с детьми подбирает слова-образы, характеризующие каждое музыкальное сочинение: песенка солнечная, веселая, радостная, ласковая, задорная, озорная, шутливая, игривая, спокойная, ласковая, добрая, тихая, нежная, задумчивая.
Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить известные им заклички о солнышке:
Солнышко — ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
Под окошком скачут.
(Дети импровизируют мелодию, изменяя интонации, ритм и настроения.)
Педагог отмечает наиболее интересные мелодии, выразительность музыкальных импровизаций.
Какие интересные песенки вы придумали для солнышка! Но вот подул ветерок, прилетела тучка, и заморосил дождик. Какие песенки о дождике вы знаете? (Дети предлагают варианты.)
Вот какую песенку про дождик я придумала (музыкальный руководитель поет):
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап.
Сочините, пожалуйста, песенку о дождике (Дает оценку детским песенкам: песенка озорная, веселая, теплая, а у тебя дождик колючий, прыгучий, заунывный, печальный, как осенний денек.)
Вы придумали интересные песенки о солнышке и про дождик. Я думаю, что жителям заколдованного города ваши песенки придутся по душе, и они помогут наполнить город разными музыкальными звуками и настроением.
Вслушайтесь в эти чарующие звуки, которые доносятся из заколдованного города. Волшебный мир музыки может рассказать о многом, надо только научиться слушать. (Исполняется «Гавот» Ф. Госсека.)
Что вы услышали? (Как просыпается солнышко, как щебечут птицы, и все вокруг оживает.)
Давайте присоединимся к этим звукам и сочиним оркестровое сопровождение этой мелодии музыкальными инструментами.
Детям предлагается выбрать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру характеру музыки (оркестровка «Гавота» Ф. Госсека).
Теперь наш город наполнился звуками музыки. Но он все еще бесцветный, чего ему не хватает? (Красок.)
Дети, как вы думаете, о чем могут говорить краски? (Ответы детей.) Как вы думаете, краски могут мечтать? О чем может мечтать желтая краска, зеленая, голубая или красная? (Желтая краска мечтает раскрасить солнце и лучики, зеленая — траву, голубая — небо, красная — цветы, бабочки и т. д.)
Представьте, что вы превратились в желтую краску. «Раскрасьте», пожалуйста, солнышко и его лучики Выбирайте предметы. (Танцевальная импровизация с желтыми лентами «Солнышко и лучики» — И.-С. Бах «Шутка».)
После импровизации музыкальный руководитель беседует с детьми о характере созданного образа:
— Какой лучик ты изобразил? (Веселый, радостный, солнечный, легкий, теплый, озорной, шутливый, сверкающий, улыбающийся, игривый.)
— Какой характер у солнышка? (Радостное, веселое, дарит всем тепло.)
Но вот прилетел ветерок, и на деревьях затрепетали листочки, зашумела травка — это ветерок закружил на полянке в своем неугомонном танце. Давайте представим себя маленькими ветерками и исполним танец ветерка. Выбирайте предметы и слушайте внимательно музыку — она вам расскажет о настроении ветерка. (Танцевальная импровизация с голубыми лентами «Ветерок» — музыка Л. Бетховена, фрагмент Сонаты №17.)
После импровизации педагог обсуждает с детьми характер музыкального образа, созданного в движении.
— Какой у тебя ветерок? (Легкий, порывистый, стремительный, взволнованный.)
Ветерок летал, летал и оказался на полянке среди прекрасных цветов, над которыми легко и изящно порхали грациозные бабочки. Перелетая с одного цветка на другой, они порхали в разноцветных нарядах, кружась в удивительном танце.
Давайте превратимся в бабочек и цветы и изобразим этот волшебной красоты танец. Выбирайте предметы! (Танцевальная импровизация с цветами, элементами костюмов «Бабочки». Музыка Э. Грига. «Бабочка».)
После импровизации педагог обсуждает с детьми характер созданного ими музыкально-игрового образа:
— Какая у тебя бабочка? (Красивая, изящная, легкая, порхающая, нежная, солнечная, игривая.)
Мы наполнили бесцветный город яркими красками. И в этом нам помогла музыка. (Во время танца «бесцветный» город обретает цвета.)
А сейчас все, что мы раскрасили: солнышко, лучики, цветы, бабочки — все это мы перенесем в наш город.
Дети вместе с педагогом выполняют коллективную работу — аппликацию «Заколдованный город».
— Как вы думаете, изменилось настроение жителей города после того, как мы наполнили его музыкальными звуками и красками? (Ответы детей.)
— А когда людям весело, радостно, что они делают? (Веселятся, устраивают праздники, карнавалы.)
Выбирайте карнавальные костюмы, и я вас приглашаю на веселый танец (Полька «Трик-трак» И. Штрауса).
— Мы с вами оказались добрыми волшебниками и помогли жителям заколдованного города вернуть прекрасную музыку, яркие краски, хорошее настроение. Музыка своей красотой способна победить все злые силы и любые чары. И мы с вами сегодня в этом убедились.
(Педагог обменивается впечатлениями о занятии с детьми: что им понравилось, что запомнилось, где они в своей группе могут расположить панно волшебного музыкального города.)