Волшебник Дед Мороз. Занятие в подготовительной группе детского сада
Цель. Познакомить детей с волшебным образом Деда Мороза в различных видах искусства.
Ход занятия
Музыкальный руководитель.
Зимой мы празднуем большой и радостный праздник - Новый год. В Новый год мы ждём нарядную ёлку, Деда Мороза и его подарки. А какой он, дедушка Мороз? Опишите его.
(Дети описывают Деда Мороза: его внешность, характер, дела, одежду, посох, мешок и т. д.)
Каждый художник изображает Деда Мороза по-своему - таким, каким он его себе представляет. Послушайте, какого Деда Мороза изобразил в своей пьесе немецкий композитор Роберт Шуман.
(Дети слушают фортепианную пьесу «Дед Мороз» Р. Шумана, затем проводится беседа о прослушанном произведении.)
- Каким музыка показала нам Деда Мороза?
- Каким голосом он говорит: сердитым, злым, грубым, суровым или ласковым и добрым?
- Как вы думаете, почему Дед Мороз в музыке Шумана такой грозный?
- Как композитор передал характер Деда Мороза: описал его или изобразил в звуках?
- Какие это звуки: трепетные, нежные или решительные, грозные?
(Дети слушают пьесу ещё раз.)
Ноты и музыка Р. Шумана. Дед Мороз ЗДЕСЬ
А вот русский поэт Николай Некрасов в своей поэме - крупном стихотворном произведении «Мороз, Красный нос» - увидел Деда Мороза другим и назвал его «Мороз-воевода». Воевода - это правитель, военачальник какого-то места, города на Руси. «Мороз-воевода» - правитель зимнего леса, севера, холода. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:
«Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду за моря-океаны -
Построю дворцы изо льда.
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро!»
Каким показал поэт Некрасов Деда Мороза? (Важным воеводой, который идёт в дозор.)
Помните картину «Три богатыря» В. Васнецова?
- Зачем богатыри ходили в дозор? (Охранять землю русскую, проверять её границы.)
- На что обращает Мороз-воевода внимание?
- Почему должны быть укрыты деревья, тропы? (Чтобы ни деревья, ни земля не вымерзали.)
- Что значит «скованы льдины»? (Плотно окаты, вода замёрзла.)
- Почему Мороз-воевода шагает по деревьям? (Холодом сковывает деревья.)
- Как вы думаете, какими цветами играет солнце в его бороде? (Ответы детей.)
- Почему автор называет песню Мороза-воеводы хвастливой? Своими словами передайте его хвастовство.
- Педагог читает фрагмент, дети исполняют речевую импровизацию.
Музыкальный руководитель.
Дед Мороз - волшебник. Когда он приходит к нам, происходят чудеса: застывает река под хрустальным льдом, в мягкие пушистые наряды из снега одеваются ели и сосны, берёзы покрываются серебристым, перламутровым инеем.
- Какими алмазами, жемчугом, серебром убирает Мороз своё царство? Какой у них цвет? (Белый, искристый, серебристый, сверкающий.)
- Чем богат Мороз-воевода? (Ответы детей)
- Похож Дед Мороз Шумана на Мороза-воеводу Некрасова? Чем? А какие у них различия? (Ответы детей.)
Дед Мороз появляется в канун Нового года и приносит нам подарки. Это самый волшебный праздник.
Занятие заканчивается исполнением детьми знакомой песни о Новом годе.
Музыкальный руководитель предлагает детям в группе самим совершить волшебство: сделать новогодние подарки - что-нибудь смастерить или нарисовать для своих близких и друзей.