Путешествие в край Северного Сияния. Интегрированное занятие. Старший дошкольный возраст.
Цель.
Способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру. Формировать представление о многонациональном составе нашей страны.
Программное содержание.
Воспитывать у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям коренных народов Севера. Продолжать знакомить с животным и растительным миром, климатическими особенностями Крайнего Севера. Расширять словарный запас (тундра, ягель, яранга, чум, северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота, пурга, буран, варган, малица, нарты, каюр, оленья упряжка). Закреплять умение детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для северных народов.
Оборудование.
Мультимедийная установка. Экран для просмотра слайдов. Музыкальные инструменты (бубны, варган). Обручи для подвижной игры. Фуражка пилота. Глобус. Макет чума.
Предварительная работа.
- Посещение музея, связанного с кочевой культурой, совместно с родителями воспитанников.
- Оформление экспозиции в группе.
- Проведение ознакомительных бесед («Что такое Север?», «Растительный и животный мир тундры», «Северный олень») с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Чтение сказок народов Севера.
- Выполнение творческих семейных работ для выставки в группе.
- Просмотр мультфильмов «Умка», «В яранге горит огонь».
- Рисование на темы «Северное сияние», «Белые медведи», «Северный олень».
- Разучивание подвижных игр «Полярная сова и лемминги», «Важенка и оленята»,
- песен «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой), «Песенка о тундре» (муз. В. Попова, сл. В. Зайцева), «Оленёнок» (муз. Р. Гуцалюка, сл. Н. Соловьёвой),
- Разучивание стихов.
- Знакомство с варганом (музыкальный инструмент), с характерными танцевальными движениями народов Севера.
Ход занятия
Под звуки весёлой ненецкой песни «Сенга-Коця» («сенга-коця» - колокольчик, который помогает отыскать в тундре малыша) дети, одетые в национальные костюмы народов Севера, заходят в зал.
Музыкальный руководитель.
Какие вы, ребята, сегодня красивые! Как необычно вы одеты! Что это за костюмы? (Костюмы народов Севера.) Посмотрите, что у меня в руках? (Глобус.) Давайте найдём на глобусе нашу страну. Как она называется? (Россия.) Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия! В нашей стране проживает много народов, и для всех она является родным домом. Кто хочет прочитать стихотворение о Родине?
Дети по своему выбору читают стихи.
Дети.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В.Степанов. Необъятная страна)
Родина - слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка -Это тоже Родина.
(Т. Бокова. Родина)
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса,
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков. Наша Родина)
Музыкальный руководитель.
Действительно, Россия необъятна. Давайте споём про неё нашу любимую песню. (Дети исполняют песню «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой)
Песня «Моя Россия»
Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Припев.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Припев.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Музыкальный руководитель.
Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на самый север нашей страны. Давайте посмотрим на карте, куда мы поедем. (Дети рассматривают карту России на экране.) Как же нам туда добраться, какой вид транспорта самый быстрый? (Самолёт.) Правильно, быстрее всего мы доберёмся на самолёте. Предлагаю занять места в самолете.
(Дети занимают места на стульчиках, одному из детей воспитатель надевает фуражку командира. Под звук двигателя на экране меняются фотографии видов земли с борта самолёта. Последний кадр - северный город полярной ночью.)
Вот мы и добрались до одного из самых северных городов нашей страны - Норильска. А почему небо над городом такое разноцветное? (Это северное сияние.) Но наш путь лежит дальше, ещё севернее - туда, где находится белая снежная пустыня. Как она называется? (Тундра.) Действительно, в переводе на русский язык тундра - это безлесная снежная равнина. А какая там погода? (Там большую часть времени холод, снег и лёд. Бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой.) Как долго длится полярная ночь? (Зимой солнце долго не показывается над горизонтом - наступает долгая полярная ночь.) А лето там бывает? (Лето короткое и прохладное.) Спойте песню о тундре, пожалуйста.
Дети исполняют «Песенку о тундре».
«Песенка о тундре».
Слова В.Зайцева, муз. В.Попова
1.
Что такое тундра,
Рассказать нетрудно.
Это кладовая
Северного края.
Припев:
Невозможно перечесть
Всё, что в нашей тундре есть,
Как она добра,
Как она щедра!
2.
Как ночные тени,
Скачут здесь олени.
Ягель для оленей -
Просто объеденье!
Припев.
3.
Рыб в любую пору
Ловим мы в озёрах.
И сиги, и щуки
Сами скачут в руки.
Припев.
Музыкальный руководитель.
Раз в тундре так холодно, там, наверное, ничего не растёт? (В тундре растут карликовые берёза и ива, ягоды - брусника, голубика, черника, клюква, морошка, грибы, мох и лишайники.) А почему деревья такие низкие? (На Севере очень холодная зима и короткое лето, во время которого земля в глубине не оттаивает, там находится вечная мерзлота, которая не дает корням уходить глубоко в землю.) А какие животные и птицы в тех местах водятся? (Белый медведь, тюлень, морж, полярная сова, песец, лемминг, полярный волк, чайка, гагара, кайра.)
Дети читают стихи о Севере.
Дети.
Вот он, Север. Снег да лёд.
Лёд не тает круглый год.
От морозов и метелей
Здесь медведи побелели.
А ещё здесь есть песец,
Непоседливый жилец.
Он обегал все сугробы,
Догони его попробуй!
На крутых утесах тут
Птицы разные живут.
Есть тут кайры, гаги, чайки,
Всех поди-ка сосчитай-ка!
Целый день они галдят
На один и тот же лад.
Их компания недаром
Птичьим названа базаром.
По пустыне океана
Льдин кочуют караваны.
И моржи, как на кровать,
Улеглись на льдину спать.
В полынье весной тюлень
Кувыркается весь день.
Или выползет на льдину
И на солнце греет спину...
(М. Карунный. Северяне)
Музыкальный руководитель.
Почему животные и птицы не замерзают в такой холод? (Животные имеют тёплый мех, подкожный жир. У птиц под перьями тёплый пух.)
Послушайте загадки:
Корешки грызёт и мох,
В тундре обитает.
Встретиться с совой врасплох
Вовсе не мечтает. (Лемминг)
Летает бесшумно. Кругом голова!
Полярная, белая птица... (сова).
На экране полярная сова и лемминг (маленький грызун, который большую часть года обитает в гнёздах, устроенных прямо на земле, под снегом; зимой зверёк питается прикорневыми частями растений, а летом - осокой и мхом).
Музыкальный руководитель.
Посмотрите на экран. Кого вы видите? (Белую сову и лемминга.) Предлагаю вам сейчас превратиться в маленьких юрких леммингов и поиграть.
Проводится игра «Полярная Сова и Лемминги».
Сова находится в углу зала. Остальные играющие - лемминги. Под тихие ритмичные удары бубна дети-лемминги бегают врассыпную, на громкий удар бубна становятся столбиком и не шевелятся. Сова «облетает» леммингов - того, кто пошевелится, уводит с собой.
Музыкальный руководитель.
А какие народы живут в тундре? (Чукчи, ненцы, эскимосы, коряки, нанайцы.) На чём же нам добраться до них, ведь живут они далеко от города?
Послушайте загадку:
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это? (Олень.)
Верно, самый надёжный вид транспорта в тундре - оленья упряжка. А как называются сани, в которые запрягают оленей? (Нарты.)
(На экране оленья упряжка.)
Ну что ж, поехали на оленях в тундру!
(Дети выполняют танцевальную импровизацию под народную музыку выполняя характерные танцевальные движения народов Севера.)
Вот мы и добрались!
Открывается занавес, дети видят у центральной стены чум среди снега, их встречает хозяйка чума. На экране изображение стойбища.
Хозяйка (воспитатель в костюме).
Ань дорова, ребята! Так здороваются на Севере. (Дети отвечают.) Ребята, а вы знаете, куда вы попали, как называется селение северных народов? (Стойбище.) Как называется жилище людей? (Яранга или чум - это жилище из жердей, покрытых берестой, войлоком или оленьими шкурами.) Почему люди живут в таких жилищах? (Северные народы кочуют с места на место, лёгкий чум или ярангу легко разобрать и перевезти на новое место.)
Какие вы нарядные! Ваша одежда, как и моя, отделана мехом. А вы знаете, из чего шьют одежду на севере? (Из оленьего меха.) А как называется одежда? (Мужская одежда называется «малица» -это меховая рубашка с капюшоном.) А что мужчина обязательно надевает, выходя из чума? (Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда его не снимает.)
А что носят женщины? (Женская одежда называется «ягушка», у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.)
Беседа о национальных костюмах сопровождается изображениями на экране.
Хозяйка.
Мы с вами говорили, что для мужчины пояс - гордость. А что является гордостью для женщины? (Сумочка, расшитая бисером.)
(На экране изображение сумочки.)
Ребята, расскажите, чем занимаются мужчины в тундре? (Охотой, рыболовством. Пасут оленей.)
У нашего народа есть такая традиция - когда рождается мальчик, ему дарят оленёнка, и он с малых лет учится ухаживать за ним. Ведь олени для нас - это и дом, и одежда, и пища, и транспорт.
Музыкальный руководитель.
А наши ребята знают песню про мальчика и его оленёнка.
Дети исполняют песню «Оленёнок», муз. Р. Гуцалюка, сл. Н. Соловьёвой
Песня «Оленёнок»
Муз. Р. Гуцалюка, сл. Н. Соловьёвой
1.
По тундре занесенной пушистыми снегами,
Бежит мой олененок, скользят послушно сани!
Пурга мне не преграда и холод не помеха -
На мне штаны и шапка, и сапоги из меха!
Припев:
Хей! О-о хэй! Хэй! О-о хэй!
Хей! О-о хэй! Хэй! О-о хэй!
2.
Горят, как звезды в небе, глаза у олененка.
И тундре белоснежной пою я песню звонко.
А песне вторит ветер, и в такт стучат копытца.
Ни волка, ни медведя олень мой не боится.
Припев.
3.
Колдунья-ночь над тундрой летает словно птица.
Не страшно, ночь недолго — всего полгода длится.
Мой смелый олененок быстрее всех на свете.
Полярный день и солнце мы первыми с ним встретим
Припев.
Хозяйка.
Хорошая песня, как весело вы её спели! А теперь давайте поиграем в игру, в которую очень любят играть наши дети.
Игра «Важенка и оленята»
(Важенкой называют самку северного оленя - маму оленят.)
На полу разложены 3-4 обруча, в каждом из них находятся дети-оленята. Волк сидит за «сопкой», в отдалении от оленят.
Ведущая-важенка.
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому
Всё, что непонятно...
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. Ведущая произносит: «Волк идёт!» Оленята и важенка убегают в свои домики-обручи. Пойманного оленёнка волк уводит к себе.
Хозяйка.
Пока мужчины пасут оленей, охотятся, ловят рыбу, женщины занимаются хозяйством и воспитанием детей, рассказывают детям сказки. У нашего народа много хороших сказок, которые учат детей добру, трудолюбию, любви к ближнему.
Музыкальный руководитель.
Наши ребята знают сказки народов Севера. Хозяйка. А это мы сейчас проверим! (Проводится мини-викторина. Ответы детей подтверждаются иллюстрациями к сказкам на экране.)
В какой сказке ленивая девочка превратилась в гуся? («Айога».) В какой сказке дети не принесли воды больной матери? («Кукушка».) В какой сказке медведь посадил в мешок непослушных детей? («Тала-медведь и великий колдун».) В какой сказке зайчик добыл солнце? («Кто солнце добыл».)
Зима в наших краях долгая, тёмная, морозная. Дуют зимой сильные ветры, и тогда начинается пурга, буран. Мы по нескольку дней не выходим из чума и, чтобы не скучать в такое время, играем на музыкальных инструментах и поём. Ребята, я слышу: кажется, кто-то играет. А на чём? (Слышатся звуки варгана и бубна, на экране демонстрируются инструменты.) А вы знаете, как нужно правильно играть на варгане и на бубне? (Дети показывают.)
Хоть и длинна полярная ночь, но проходит время, появляется над горизонтом солнышко, и наш народ весело встречает этот день. Мы водим хороводы и радуемся солнышку. А знаете, как мы называем солнце? (Хейро.) Давайте вместе встретим солнышко!
(Дети и Хозяйка участвуют, в хороводном танце «Хейро». В хороводе в такт слову «Хейро» дети выполняют простые ритмические движения, характер которых зависит от фантазии взрослого.)
Вот и закончилась полярная ночь, а значит, мне пора готовиться к переезду на новое пастбище, а вам, ребята, отправляться обратно в детский сад. На прощание я хочу угостить вас настоящим северным лакомством. (Угощает детей клюквой в сахаре.) Это наша северная ягода клюква, спрятанная в снежные скорлупки. (Прощается с детьми). Лакамбой! До свидания, ребята!
Музыкальный руководитель.
Вот и закончилось наше путешествие в край снегов, морозов и северного сияния. Пора занимать места в самолёте и отправляться домой (Дети садятся на стульчики и под звук летящего самолёта рассматривают виды, сменяющиеся на экране. В конце «полёта» появляются виды города, в котором живут дети.)
Ребята, вы узнаёте город, куда прилетел наш самолет? Да, мы снова оказались в нашем родном городе. Наше путешествие закончилось.
Дети покидают зал.