Земелюшка-чернозём. Хоровод
1-й вариант
1-й куплет
Земелюшка-чернозём. (2 раза)
Дети двумя цепочками, держась за руки, бегут с двух сторон навстречу друг другу и образуют посреди площадки, несколько в глубине её, две шеренги, одна за другою, лицами в одну сторону (в сторону зрителя).
Припев
Стоя на месте.
Руки на поясе, 2 раза по три притопа с каждой ноги и поворот вокруг себя.
Чернозём, чернозём,
земелюшка-чернозём.
2-й куплет
Тут берёзка выросла. (2 раза)
Шеренги, соединив руки, разбегаются в разные стороны и становятся одна против другой, лицами к середине.
Так же. как и в первый раз.
Припев
Так же, как и в первый раз.
3-й куплет
На берёзке листочки. (2 раза)
Поднятые вверх руки покачиваются вправо и влево (4 раза) свободною кистью.
Припев
Так же, как и в первый раз.
4-й куплет
Под берёзкой травонька. (2 раза)
Наклонившись, поводят опущенными вниз руками вправо и влево (4 раза), как бы поглаживая травушку.
Припев
Так же, как и в первый раз.
5-й куплет
На травоньке цветики. (2 раза)
Сходятся в общий круг и идут вправо, держась за руки.
Припев
Так же, как и в первый раз.
6-й куплет
Рвали цветы со травы. (2 раза)
Стоя на месте, нагибаются и как бы срывают правой рукой «цветок>, перекладывая его в левую руку.
Так 2 раза.
Припев
Так же, как и в первый раз.
7-й куплет
Плели венки из цветов. (2 раза)
Общий круг делится на несколько маленьких кружков, которые кружатся бегом в ту же сторону, куда шёл большой круг.
Припев
Кружки начинают идти шагом в ту же сторону и к концу припева разворачиваются в общий круг.
Учимся
1. Двигаться в соответствии с музыкой лёгкого, подвижного характера, передавать в движении содержание текста.
2. Менять движение в соответствии с характером запева и припева.
3. Уметь исполнять: три притопа, поворот вокруг себя, бег по кругу, перестроения из большого круга в маленькие и построения в две шеренги.
4. Имитационные движения («берёзка выросла», «листочки», «рвать цветы» и т. д.).
Методические указания
Заранее следует условиться:
а) куда какая шеренга пойдёт на 2-й куплет;
б) кто будет заводить маленькие кружочки; этот же ведущий выведет маленькие кружочки в большой круг (в конце хоровода).
2-й вариант облегчённый
1-й куплет
Дети большим кругом, держась за руки, идут вправо.
Припев на месте (тот же, что и в 1-м варианте).
2-й куплет
На первую половину запева круг сходится к центру, поднимая руки вверх, не расцепляя их; на вторую половину запева круг расширяется, дети отходят назад спиной на первоначальные места, опуская руки вниз.
Припев
Тот же.
3-й и 4-й куплеты
Движение (в соответствии с текстам) исполняется на месте в общем круге.
Припев
Тот же.
5-й куплет
Круг идёт в правую сторону.
Далее (6-й и 7-й куплеты) так же, как в 1-м варианте.
3-й вариант
Участвуют 12 детей. Из них 6 изображают «цветы» (на головах надеты цветы). Они сидят в стороне.
Другие 6 человек с ветками берёзы в правой руке и с зелёными платочками в левой (положив левую руку с платочками на бедро) стоят колонной друг за другом у боковой стены спиной к зрителям.
1-й куплет
Земелюшка-чернозём (2 раза)
Дети с берёзовыми ветками идут друг за другом и становятся полукругом на некотором расстоянии друг от друга.
Припев
Чернозём, чернозём,
Земелюшка-чернозём.
2-й куплет
Тут берёзка выросла. (2 раза)
Быстро присев, дети ставят веточки на пол и затем медленно их поднимают («берёзка» выросла) на весь запев; на припев снова присаживаются и повторяют движение ещё раз.
Припев.
Тот же
3-й куплет
На берёзке листочки. (2 раза)
Потряхивают веточками.
Припев
Тот же
4-й куплет
Под берёзкой травонька. (2 раза)
Машут перед собой внизу зелёным платочком (вправо и влево, всего 8 раз в каждую сторону). Затем берут платочки в правые руки (они висят свободно вниз под берёзовой веткой).
Припев тот же.
5-й куплет
На травоньке цветики. (2 раза)
Выбегают дети-«цветы» и садятся.
Каждый садится под берёзку (спиной к детям с берёзкой).
Припев тот же
6-й куплет
Рвали цветы со травы. (2 раза)
Каждый ребёнок с берёзкой обходит сидящий перед ним «цветок», берёт его за руки и кружится с ним.
Припев тот же.
7-й куплет
Плели венки из цветов. (2 раза)
Дети-«цветы», повернувшись лицом центру, берутся за руки и образуют круг.
Дети с берёзками становятся между ними, берясь свободной рукой за сцепленные руки «цветов» (впереди своего «цветка»). Все идут по кругу.
Припев тот же.
Учимся
1. Двигаться в соответствии с лёгким, подвижным характером музыки.
2. Лёгкий бег.
3. Кружение в парах.
4. Имитационные движения («берёзка выросла», «потряхивание ветками» и т. д.).
Подготовкой к хороводу может служить упражнение "Ходьба шеренгами".