Зима-художница. Интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада
Занятие проходит совместно с учителем-логопедом.
Цели и задачи.
Развивать рече-языковую компетенцию детей:
- уточнять и расширять знания о зиме и ее приметах;
- активизировать словарь по теме, учить составлять полные предложения, отвечая на вопросы;
- познакомить с произведениями А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Михалкова, современного поэта Д. Марковой;
- развивать просодический компонент речи, учить использовать подходящую интонацию при выражении мысли автора.
Стимулировать творческую активность в различных видах художественной деятельности:
- учить детей определять характер музыкального произведения;
- учить проявлять инициативу в поиске средств художественной выразительности, которыми композитор передаёт настроение в музыке;
- познакомить с произведением А. Вивальди «Зима» (концерт «Времена года»); продолжать развивать эмоциональное отношение к классической музыке;
- познакомить с творчеством Б. Кустодиева («Масленица»), В. Сурикова («Взятие снежного городка»), И. Грабаря («Февральская лазурь»), развивать художественный вкус;
- развивать фантазию и самостоятельность в выборе техники рисунка.
Воспитывать целостную, гармоничную личность с высоким духовным потенциалом; приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.
Ход занятия
Дети идут из группы в музыкальный зал, перед входом останавливаются у выставки репродукций картин о зиме («Зимние забавы» - художественный материал для дошкольников, учебное пособие библиотеки программы «Детство» г. Санкт-Петербурга).
Логопед.
Какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались? В какие игры дети любят играть зимой? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц?
Погода зимой такая разная: то белый пушистый снег в полной тишине медленно кружится над домами и деревьями и тихо падает на землю, то вьюги и метели сметают всё на своём пути и несутся навстречу прохожим, сбивая шапки и подмораживая щёки и носы. Художники, писатели, поэты любят описывать зимнюю природу. Давайте пройдём в музыкальный зал и посмотрим на репродукции картин великих художников, послушаем произведения известных вам композиторов и стихи лучших поэтов нашей Родины об этом замечательном времени года.
Дети проходят в музыкальный зал, где представлены репродукции картин о зиме, среди них «Масленица» Б. Кустодиева, «Взятие снежного городка» В. Сурикова, «Февральская лазурь» И. Грабаря.
Музыкальный руководитель.
Перед нами картины о зиме. Внимательно на них посмотрите - некоторые вам уже знакомы, с другими ещё познакомимся. Послушайте музыку Вивальди об этом же времени года: можно ли сказать, что разные части этого произведения подходят по характеру к разным картинам?
Дети слушают фрагмент концерта А. Вивальди «Времена года». Зима. 1-я часть. Определяем, какая часть произведения подходит к какой картине и почему.
Логопед.
Посмотри скорей в окошко, Деточка:
Первозимья светлая пора!
На снегу берёзовая веточка,
Словно росчерк быстрого пера.
Такими словами современный поэт Дина Давыдовна Маркова зовёт нас вместе с ней порадоваться наступлению зимы. Какое слово нам подсказывает, что зима только наступила?
Почему эту пору поэт называет светлой?
Что поэту напомнила берёзовая веточка на снегу?
Поэт так точно описывает природу, словами рассказывает об увиденном, будто художник кисточкой и красками пишет картину. Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин рассказал о зимней дороге.
Звучит музыка П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Зимняя дорога».
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Логопед.
Похожее настроение передали поэт и композитор? Какая картина подойдёт к этим произведениям по духу?
А теперь послушайте, какую радость могут передать слова.
Дети декламируют отрывок из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова:
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мёрзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на чёрной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Всё вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Музыкальный руководитель.
С таким же светлым, весёлым настроением девочки станцуют нам танец снежинок под музыку Георгия Свиридова «Метель».
Девочки танцуют с платками.
Столько же радости мы слышим и в стихах Пушкина.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Логопед.
Если бы вы были художниками, какую бы картину вы нарисовали к этому произведению? (Ответы детей.)
Соня прочтёт отрывок из стихотворения Ф. Тютчева, а вы подумайте, как художник Иван Иванович Шишкин передал спокойствие и волшебство зимнего леса.
Соня читает:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Дети описывают картину, подбирают слова из услышанного отрывка.
Музыкальный руководитель.
Стихи о зиме вдохновляли не только художников на написание картин, но и композиторов на сочинение музыки к этим стихотворениям. Так создавались песни, романсы. Сейчас девочки исполнят романс «Зимний вечер» М. Яковлева на стихи Пушкина (Звёзды на небе: Старинные русские романсы. - М.: Советский композитор, 1990).
Какие произведения мы с вами прослушали? Кто их написал? (Ответы детей.)
Логопед.
Какое настроение передают все выслушанные нами сегодня произведения? А какой вы сами видите зиму? Сейчас вы попробуете нарисовать зимнюю природу, а мы потом посмотрим, какое настроение получилось передать вам своими картинами.
Дети проходят в изостудию, под музыку рисуют зимние картины.