Подарки осени. Старшая группа
Задачи
- Учить детей точно интонировать мелодию поступенного движения.
Развивать у детей чувство метра.
Развивать творческое воображение и умение придумывать самостоятельно простейший танец. - Закреплять умение обводить по трафарету и аккуратно вырезать грибы, ягоды, фрукты, овощи; побуждать составлять красивую композицию.
- Закреплять знания об осенних приметах и тех дарах, которые осень дает людям.
- Воспитывать доброжелательность при выполнении коллективной аппликации.
Дидактический материал
Корзина Осени, в которой лежат подарки - дождик, желтый газовый платочек, ягода, грибок, овощ, фрукт;
иллюстрации лесных и садовых ягод;
мячик;
лист бумаги А2 с выполненной аппликацией большой корзины.
Легкие платочки желтого, красного, оранжевого цветов;
цветная бумага, карандаш, трафареты, ножницы, клей, кисточка для клея.
Ход занятия
Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского и встают в круг.
Классическая музыка для детей см. Классическая музыка для детей - Музыка о природе
Педагог обращает внимание детей на лежащие в одном углу зала осенние листья-платочки.
Музыкальный руководитель.
Ребята, кто это обронил разноцветные листья? Как вы думаете? Да, здесь побывала Осень. Давайте споем песенку об осенних листочках. Может быть, Осень услышит наше пение и придет к нам в гости.
Дети исполняют попевку «ЛИСТИКИ ЛЕТЯТ» М. Картушиной (отзвуков ре, ре#, ми):
Листики летят — это листопад. - Мажорный звукоряд от I до V ступени вверх и вниз.
Листики шуршат - это листопад. - Минорный звукоряд от I до V ступени вверх и вниз.
Осень золотая в гости к нам идет
И свои подарки ребятам несет.
В зал входит воспитатель-Осень.
Осень.
Здравствуйте, ребята!
Музыкальный руководитель.
Осень, Осень,
В гости просим!
Исполняется хороводная игра «ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ!».
Хоровод Здравствуй, Осень. Нажмите для просмотра.
Дети.
Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Внутри круга противоходом движется девочка в осеннем венке — Осень.
Осень.
Принесла я вам муки!
Дети останавливаются. Осень стоит в центре круга.
Дети.
Значит, будут пироги!
«Пекут пирожки» (то одна ладошка сверху, то другая).
Осень.
Принесла вам гречку!
Дети.
Каша будет в печке!
«Варят кашу», водя указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Осень.
Принесла вам овощей!
Дети.
Для салата и для щей!
Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую, раскрыв ладони кверху.
Осень.
Принесла и мёду!
Дети.
Полную колоду!
Поднимают руки вверх и через стороны опускают их вниз.
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Дети идут по кругу вокруг Осени.
Осень.
Дождику вы рады?
Хоровод останавливается.
Дети.
Не хотим, не надо!
Отрицательно машут руками, скрещивая их перед грудью и слегка разводя в стороны.
Дети разбегаются. Осень старается их запятнать.
Музыкальный руководитель.
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла.
А какие же подарки,
Осень, ты принесла?
Осень.
Все мои подарки лежат в моей большой корзине.
(Достает из корзины серебристые нити дождя.)
Я - Осень золотая,
В гости к вам пришла
И дождичек холодный
С собою принесла.
Исполняется ПЕСНЯ О ДОЖДЕ (по выбору педагога).
Музыкальный руководитель.
Дождик, дождик, хватит лить,
Наших деточек мочить!
(Русская народная закличка)
Проводится ритмическая игра «ДОЖДИК»:
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
(Дети отхлопывают в ладоши ритмический рисунок.)
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
(Е. Благинина)
(Ударяют ладонями по коленям четвертными длительностями.)
Музыкальный руководитель прохлопывает 2-4-тактовые ритмоформулы, дети их повторяют.
Осень.
А еще в моей корзинке
Есть загадки для Маринки,
Для Илюшки, Левы, Натки
И для всех других ребяток.
Загадывает загадку В. Аушева.
Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки.
(Листья)
Осень достает желтый газовый платочек и плавно им взмахивает.
Ребенок.
Закрутилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду.
(С. Есенин)
Дети импровизируют с газовыми платочками «ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ» под вальс ОСЕННИЙ СОН» А. Джойса.
Осень
(загадывает загадку М. Картушиной):
А вот еще подарки для ребят!
Спрячутся в кусточках,
Сядут под листочком,
Свесятся с ветки
Кругленькие детки —
И кислые, и сладкие,
Круглые и гладкие.
На варенье, на компот
Каждая подойдет.
(Ягоды)
А теперь я проверю, знаете ли вы лесные ягоды.
Осень показывает иллюстрации ягод. Если дети видят садовую ягоду, они говорят: «Сад». Увидев лесную ягоду, говорят: «Лес».
Осень
(загадывает русскую народную загадку):
Вот еще лесной дружок
Прыгнул прямо в кузовок.
Кто шляпу на ногу надевает?
(Гриб)
Пойдемте ребята по грибы.
Дети выполняют двигательное упражнение «ПО ГРИБЫ». Ф. Лещинской, наклоняясь и срывая грибок только и конце музыкальной фразы
Осень.
А еще для вас, друзья,
Урожай я принесла.
Овощей и фруктов
Прекрасный урожай.
Овощи и фрукты
Скорее называй.
Проводится игра «НАЗОВИ ОВОЩИ И ФРУКТЫ».
Осень бросает детям по очереди мячик и говорит слово «овощ» или «фрукт».
Ребенок должен поймать мяч, назвать соответствующий плод и бросить мячик обратно Осени.
Осень.
Урожай собирай,
В хоровод вставай.
Исполняется хоровод «УРОЖАЙ СОБИРАЙ» А. Филиппенко
Хоровод Урожай собирай. Нажмите для просмотра.
1.
Мы корзиночки несём,
Хором песенку поём.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Припев:
Ой-да, собирай
И на зиму запасай!
2.
Мы — ребята молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль,
И горох.
Урожай у нас не плох!
Ой-да, и горох,
Урожай у нас не плох!
3.
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай!
Ой-да, не зевай,
А в корзинку полезай!
4.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Ой-да, отворяй,
Едет, едет урожай!
Осень.
Опустела моя корзина.
Музыкальный руководитель.
Не печалься, Осень. Мы тебе сейчас тоже подарок сделаем наполним вот эту корзину осенними дарами.
Воспитатель предлагает сделать коллективную аппликацию: обвести трафареты ягод, грибов, овощей и фруктов, вырезать их и составить общую композицию «КОРЗИНА ОСЕНИ».
В процессе работы педагог напоминает об аккуратном обращении с клеем.
Умение договариваться об очередности работы на общем листе бумаги побуждает оказывать друг другу помощь.
Музыкальный руководитель.
Спасибо, Осень, за подарки,
Что ты ребятам принесла.
Тебя мы в гости долго ждали.
Прекрасна осени пора!
Исполняется ПЕСНЯ ОБ ОСЕНИ (по выбору педагога).
Осень благодарит детей за выполненную работу, прощается и уходит.