Ворон и коршун
Рассказал в 1926 году житель села Им на реке Амгунь Николаевского-на-Амуре района Хабаровской области Н. Мани. Записала и перевела В. Цинциус.
Жили-были в зимнике ворон и коршун. Ворон — старший брат, коршун — младший. Огонь у них горит. Долго ли, коротко ли так живут, вот однажды ворон в круглое окошечко вылетел, совсем улетел, а коршун остался один-одинешенек.
Вот однажды вылетел коршун через круглое окошечко и полетел вниз по своему Амуру. Подлетел к месту, где пять женщин-сестер черемуху собирают: неподалеку от этих женщин сел на дерево. Сидит себе. Был очень жаркий день.
Вот самая старшая сестра говорит:
— Пойдемте купаться!
Младшая сестра отвечает:
— Я не буду купаться!
— Ничего, давайте все купаться,— говорит старшая.
Все пять женщин стали купаться.
Коршун подлетел, младшей сестре в штаны напачкал. Снова улетел и на то же дерево сел.
Купаться кончили, поднялись на берег. У младшей сестры в штанах помет коршуна оказался. Младшая сестра помет травой вытерла, штаны надела. А вскоре она забеременела.
Стали они переезжать на другую сторону Амура. Во время переезда младшая сестра ребенка родила, мальчика.
Когда переезжали, младшая сестра в верхнюю одежду завернула своего ребенка. На самой середине Амура их старшая сестра говорит:
— Дай мне своего ребенка подержать!
— Сестра, зачем тебе держать моего ребенка?
Та опять просит:
— Дай подержать!
Младшая сестра отдает своего ребенка старшей. И вот старшая сестра на середине Амура бросает ребенка в воду.
Переезжают, а младшая сестра плачет по своему ребенку. Старшая сестра говорит:
— Ну, что расплакалась по какому-то ребенку?
Старшая сестра за весла села. Гребет. К берегу причалили.
Старшая сестра в воду по пояс прыгнула и на берег побежала.
— Ой, отец,— говорит,— твоя любимица дочка, которую ты лучшей едой кормил, ребенка с коршуном прижила.
Старик с копьем длиной с осеннюю кету к дочке подскочил, а сестра, что постарше, задержала его.
Старик говорит:
— Убью ее!
А сестра, чуть постарше, просит:
— Отец, оставь ее!
Отец копье бросил, рукой стал бить, даже серьги сорвал.
А коршун рядом с ребенком летит,— ребенка вниз по Амуру вода несет. Ребенка несет, а коршун провожает его. Вот в заездок для лова рыбы ребенок попал.
Попал он в заездок, что около большого селения находился, а коршун поблизости от деревни сел.
Затем одна девушка за водой пошла. Только хотела зачерпнуть воды, взглянула в сторону — мальчик прибился к заездку. Она бросила чуман, взяла ребенка, домой с ним пошла.
Старик говорит:
— Черт, наверное, поди брось его! Зачем взяла, черт, наверное!
А дочка говорит:
— Не брошу!
Тогда старик говорит:
— Слуги, сходите за стариком с козырьком, что внизу живет, сходите за красным, как лисица, стариком, что вверху живет, сходите за девятью горбатыми, сходите за восемью краснобаями, сходите за семью солдатами — пусть они подумают!
Старик с козырьком, что внизу живет, пришел, красный, как лисица, старик, что вверху живет, пришел, девять горбатых пришли, восемь краснобаев пришли, семеро солдат пришли.
Старик говорит:
— Внизу живущий старик с козырьком, вверху живущий, как лисица красный, старик, ну, подумайте — обсудите. Моя дочь сегодня за водой пошла, нашла мальчика. Внизу живущий старик с козырьком, вверху живущий, как лисица красный, старик, подумайте — решите!
— Ну что же,— внизу живущий старик с козырьком говорит,— я думаю, черт подстроил, наверное.
Вверху живущий, как лисица красный, старик говорит:
— От водяного пристал, наверное. Это проделка водяного. Разной еды приготовьте и бросьте обратно в воду!
— Девять горбатых, семеро солдат, восемь краснобаев — ну, подумайте, обсудите!
Девять горбатых говорят:
— Мы думаем, это проделка водяного черта.
Старик говорит:
— Семеро солдат, подумайте, обсудите!
Семеро солдат говорят:
— Мы думаем, ты своей дочке сделай дом отдельный, с этим ребенком вдвоем пусть живут: если это черт — не вырастет, а если человек — вырастет.
Восемь краснобаев говорят:
— Мы думаем: вдвоем пусть они живут, а вы не ходите к ним.
Старик говорит:
— Ну, слуги, пойдите и сделайте своей хозяйке дом!
Те пошли в тайгу делать дом. Сделали. Дочка старика
с ребенком в дом переселилась. Вдвоем живут.
Долго ли, коротко ли живут, а ребенок растет, большой уже стал.
Девушка однажды мусор пошла выбросить на улицу. На том месте, где мусор выбрасывала, нашла коршуна. Коршун прилетел сюда, чтобы ребенок его мог поиграть с ним.
Девушка его вносит в дом и привязывает. Так живут с ним. Что бы ни дала ему, не ест он. Если икры даст, не ест, только что-нибудь самое хорошее ест.
Однажды вечером девушка рассердилась:
— Что это за коршун, плохого не ест, уничтожает лишь запасы ребенка, только хорошее хочет есть!
Так, рассерженная, уснула.
Утром встает — коршуна нет, исчез, потерялся. Ищет, под нарами ищет, в углах ищет — не находит, совсем исчез. Ну вот и говорит:
— Ребенок мой встанет и будет своего коршуна искать, и зачем это я ругала его!
Затем ребенок встает, но не ищет коршуна. Настал полдень. Тогда девушка слышит, что со стороны тайги как будто бы человек на лыжах спускается. Слышится, как шуршит что-то. На улице около их дома человек лыжи свои снял, на дом их положил, затем входит.
Девушка смотрит — куртка у него соболья, красивый человек,— из воды ли вышел, с неба ли упал, красивый человек.
Рядом с женщиной садится:
— Что будет, если рядом с женой коршуна сесть? Клювом меня убьет, что ли? Что будет, если рядом с женой коршуна лечь? Клювом меня убьет, что ли? Что будет, если жене коршуна голову на колени положить? Клювом меня убьет, что ли?
Девушка говорит:
— Когда же я с коршуном жила?
Невхан говорит:
— А с кем же ты играла? Я ведь и есть коршун. Вчера вечером кого ругала? Меня ругала. Думаешь, ты чьего ребенка нашла? Мой это ребенок.
Эта женщина себе мужа нашла. Так вот было.
Долго ли, коротко ли живут, а сын их большой стал.
Невхан говорит:
— Ну, девица, родителям скажи: «Ваш зять велел сказать, что к себе домой возвращаться собирается».
Девушка к родителям спустилась из тайги, вошла:
— Отец, мать,— говорит,— зять ваш велел сказать, что к себе домой возвращаться собирается.
— Дитя,- сказал старик,— ко мне в дом ночевать приходите!
Девушка домой пошла и сказала:
— Старик сказал: «Ко мне в дом ночевать приходите».
Невхан с женщиной спустились, у старика в доме переночевали.
Пока ночевали, Невхан много зверя убил, чтобы старику и старухе до самой смерти еды хватило. Затем стали собираться к переезду.
Невхан говорит жене:
— Ты завтра отправляйся, а мы с сыном вперед пойдем в селение, что вверху отсюда, там догонишь нас.
Невхан с сыном отправились. Так идут.
Так шли-шли, дошли до селения. Поднялись по берегу, по старикову спуску. В дом вошли.
Невхан, войдя, кругом осмотрелся: четыре женщины сидят. У одной женщины волосы растрепаны, что воронье гнездо. Рядом с ней садится.
— Наверное, это моя прежняя жена. Бедняжка, видимо, ее люди обижали.
Старик говорит:
— Грязно, грязно, зачем туда сели?
А Невхан говорит:
— Как же я не с женой своей сяду? И сын мой как же не с матерью сядет?
Тут женщина садится, сына своего целует. Старик говорит:
— Как узнаешь, что люди говорят? Я и вправду считал тебя коршуном.
Старуха говорит:
— Я же говорила тебе — как человек родится, так и все родятся. Вот теперь и дальше корми хорошенько своих дочерей!
Невхан говорит:
— Я и плохую женщину завтра днем уведу.
Там ночевали.
Назавтра жена его догоняет: множество слуг дает старик своей дочери. Затем отправляются. Так идут обратно.
Шли-щли, к дому стали подходить. Дом в селении вверху на реке находится. Какой-то человек из дома все время выходит. Смотрит вниз по Амуру — подходят, к берегу пристают.
Спустился тот человек. Говорит:
— Братец, чего же это ты ждать заставляешь? Долго же ты ходил!
Бросил по направлению вниз Амура маленький топорик— дома появились. Люди, которые жили в маленьких домах, в маленькие вошли, а те, которые жили в больших,— в большие вошли.
Невхан в дом свой снова вошел — а брат его двух жен привез, и у него две жены.
Все.