О сотворении мира
* * *
Запись сюжетов Б. Долгих и А. Лекаренко, свод сюжетов, литературная обработка В. Санги.
Бог сперва сделал землю. Но вода ее всю накрыла.
Была утка. Утка на воде сидела. «А-а!» — сказала утка и нырнула. Ушла утка в воду и в клюве немного земли вынесла.
Носила-носила утка землю — образовалась сопка.
Потом на вершине сопки родилось солнце. Солнце дало сопке тепло, и трава выросла. От солнца вокруг сухо стало, земля кругом стала.
А все началось с утки — она нырнула в воду и в клюве принесла немного земли.
Когда вода спала, из нее поднялась вершина шайтанского хребта Койка-моу. На это место откуда-то два человека упали. Один из них сказал:
— Пойдем к богу Дёйба-нгуо, покровителю людей, скажем: «Надо на земле людей родить».
Ушли они к Дёйба-нгуо, а может быть, улетели. Потом опять вернулись. Уже большой воды не было, озера и реки только остались.
— Эта вода пусть останется, — сказали. В ней люди рыбу добывать будут.
* * *
Когда земля появилась — одни вершины были. Из яра над рекой два комка земли отвалились. Они на прибрежный песок упали. Эти комки земли людьми стали.
Между горами маленькая лайда — ровное место — была. На лайде появился маленький тальник и двое детей — мальчик и девочка.
Сперва дети ели траву. Потом, когда земля большая стала, мальчик и девочка тоже большими стали.
Стали они ходить по земле. Нашли двух телят оленей. Из травы сделали веревку и привязали оленей.
.Женщина родила двух детей — мальчика и девочку. И оленуха родила двух телят.
Живут восьмером — четыре человека и четыре оленя.
Когда дети подросли, у них тоже двое детей родилось. У их отца с матерью тоже двое детей родилось. Олени тоже, как люди, принесли телят. Людей восемь человек и оленей восемь. Но два теленка оборвали веревку и убежали. Так появились дикие олени.
* * *
Это очень давно было. Это было в то время, когда земля родилась.
Беременные женщины в ожидании родов смотрели на Луну, ждали от нее ответа, когда у них наступят роды.
Один шаман вызвался пойти к Луне, чтобы узнать о сроках родов и принести женщинам вести.
Шаман ушел, а женщины ждут его возвращения. Ждут его, ждут, не могут дождаться.
Но вот видят: шаман пришел к Луне. А Луна быстро убежала, исчезла. Это она побежала к матери за советом.
Мать говорит Луне:
— Шаману здесь ходить нельзя. Но раз шаман пришел, ты, Луна, обратно его не пускай. Пусть он мужем твоим станет.
Вернулась Луна к шаману. И шаман стал мужем Луны. Шаман прижался к Луне — так и остался.
И сейчас все люди видят — шаман обнимает свою жену Луну.
А шаман тот был наш человек, авамский нгана-санин.
Все это не сказка. Это правда.
* * *
Земля когда родилась, гольной глиной была. Qy! Моу-нямы говорит:
— По этой глине — земли поверхности — люди как ходить станут? Надо землю переделать, глину куда-нибудь спрятать.
Ну, другой бог-то, Туй-нямы (Огня мать), говорит:
— Куда же положим глину?
— У! Какая ты бестолковая. Там, где вода есть, там в воде глина будет. Хоть в озера, в реки, в Енисей надо эту глину положить. От этой глины потом, когда земля хорошая станет, пусть люди рыбу едят.
Ну ладно, недолго было отделить глину от хорошей земли. Всю глину бросили в озера, в реки. Оу! Эта глина не стоит на месте, ползет. Что будем делать? Оу! Камни надо сверху положить. Камни придавят ее, и глина никуда не пойдет. Ну что же. Хоть нынче взять Енисей. Под водой — везде глина. Ну хорошо, так все сделали Два бога.
Земля чистая стала. Моу-нямы говорит:
— Опять работа-то есть.
— Какая работа есть?
— У! Как у тебя ума мало! Люди будут родиться, как они огонь добывать станут? — говорит Моу-нямы. (Она умная была, а Туй-нямы была глупая.) — Какой у тебя ум короткий. Пусть хоть сейчас огонь загорится — какие дрова он есть станет? Может быть, люди родятся — без огня они жить не будут.
— Ну, что будем делать?
— Что будем делать? В сторону солнца (то есть на юге) есть камень (горы). Там среди гор надо поставить лес на дрова. Может быть, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет — какими дровами они топить будут?
Огня хозяйка (Туй-барба) говорит:
— Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня ум будто короткий.
Лес надо было родить, поставить. Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся — пусть избы делают, самоди родятся — пусть шесты для чума делают. Русские, самоди пусть его топят. Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну, мы нынче без огня ведь не живем?
Так на землю все положили, в воду рыбу положили, еду. До сих пор ее всякий человек ест. Хоть на земле будет сухо — под водой всегда глина. Это все два бога положили. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать.
Потом шаманы у огня сидели. Некоторые говорили:
— Оу! Огонь! Почему ты такой тиховатый?
— Как тиховатым не буду?! Кто поставил чум, кто избу — это все я топлю. Все меня ловят, все меня в разные стороны тянут. Тут какой силы хватит? Потому я и тиховатый.
Теперь так вся земля стала жить. Теперь Туй-нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая — Моу-нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога, и все. Это не сказка, это старая весть.