В современных научных теориях природа человеческой культуры рассматривается с точки зрения социологии человека как человека «играющего», и доказывается тот факт, что игра, являясь неотъемлемой частью жизни человечества, тесно переплетается с искусством. Игра с древних времен представляла собой систему изобразительных и выразительных средств человеческой жизни, связанных с искусством слова, мысли, жеста, интонации, ритма. Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер), а игра выступает формой образного существования культуры. Следовательно, и игра, и искусство — это способ общения человека и человечества с миром.
Если сравнивать художественную и игровую деятельность, то можно заметить, что их роднит многое: это эмоциональная непосредственность мотивов, доминирование образного, обобщенного, типизированного начала, условность действий, ситуаций и языка, способность вызывать яркие переживания, чувства, демонстрировать эмоционально-оценочное отношение. Роднит их и наличие творчества, эффект катарсиса.
Игра ребенка, в частности, самостоятельная творческая игра, выступает первоначальной синкретичной деятельностью (как пишет М.С. Каган, «искусство-игра»), которая наиболее естественно включается во взаимодействие с различными гранями мира человеческой культуры, отраженными в произведениях искусства.
П.Ф. Каптерев, описывая разнообразные игры детей, выделяет игры «с преобладанием художественного элемента», особенность которых заключена в художественной иллюзии. Эта особенность позволяет ребенку не только постигать окружающий мир, но и создавать свой собственный образ, действуя по законам красоты. В процессуальном плане здесь происходит то, что известный психолог Л.С. Выготский называл «смыслообразованием»: переход общественного значения на уровень личного смысла, что возможно только в воображении под воздействием ярких эмоций и в образной форме. Этот процесс выступает в сознании ребенка как нечто удивительное, чудесное и волшебное. В этом и заключена тайна особой привлекательности игровой деятельности для детей. В музыкальном же искусстве этот волшебный эффект достигается в силу особой способности музыкальных звучаний, ритмов, тембров, интонаций выражать и изображать эмоционально-образное содержание. Дети, так же как и взрослые, — ценители музыкального искусства, чрезвычайно ярко и с особым увлечением реагируют прежде всего на этот эффект музыкального воссоздания различных жизненных ситуаций, образов, человеческих чувств. Общаясь с музыкой, они с большим интересом и удовольствием следят за превращением музыкальных звуков то в пейзаж, то в настроение или же в образ «портрет человека».
Способность к осмыслению и преобразованию музыкальных образов появляется у ребенка в воображаемом плане, когда он на основе собственных представлений начинает действовать, используя элементы реальности, как предметы-заместители (мимика, жест, движение, пластика, интонация). Именно в игре воображение обретает действенную форму. Игра в силу своих особенностей и тесной связи с искусством при восприятии музыки позволяет усилить внутренний план деятельности ребенка, эмоционально-образную активность, стимулирует к творчеству и внутреннему диалогу с музыкой. Она позволяет не только окунуться в мир музыкальных образов, переживаний, но и непосредственно воссоздать этот мир в игровых действиях, сюжетах, движениях, звуках, обогащать его в личностно-смысловом отношении.
Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей детей. Однако современный культурологический подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей.