Подготовка ребенка к школе
Скоро ребенок идет в первый класс, и перед родителями встает много вопросов. Этот момент волнует родителей будущего школьника, пугает, они не знают, с чего начать. Как правильно подготовить малыша к школе? Когда нужно начинать эту подготовку? Как сделать переход из детского сада в школу менее болезненным для ребенка?
Многие родители считают, что подготовить малыша к школе значит только научить его читать и считать. Но это не так. Подготовка к школе подразумевает физическую, нравственную, психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. Школа многим отличается от детского сада. Уроки в школе требуют от ребенка усидчивости, внимания, сосредоточенности, ведь занятия длятся по 40-45 мин, а для ребенка семи лет это непросто. Многим детям адаптация в первом классе дается сложно. Они отличаются невнимательностью, неусидчивостью, быстро утомляются. Гораздо легче адаптироваться в школе детям, которые посещали детский сад. Там с ними ежедневно проводились занятия на концентрацию внимания, развитие мышления, дети учились говорить, выражать свою точку зрения, доказывать свою правоту.
Готовя ребенка к школе, прежде всего нужно развивать его речь. К семи годам он должен отвечать на задаваемые ему вопросы уже не одним словом, а полным ответом. Предложения, которыми пользуется ребенок, должны состоять не менее чем из двух-трех слов. Он должен уметь составлять связный рассказ из трех-пяти предложений на заданную тему или по картинке, пересказывать услышанную сказку, передавать смысл прочитанного текста. К моменту поступления в школу малыш должен правильно определять, сколько слов в предложении, уметь вести диалог, правильно произносить звуки, связно говорить. Для развития речи родители могут предложить ребенку несложные упражнения. Можно, например, попросить малыша описать сюжет просмотренного мультфильма. Необходимо постоянно следить за правильностью речи, ее темпом и окраской, постоянно расширять словарный запас ребенка.
Очень часто на уроках в школе учитель опирается на знания детей, полученные ими ранее, до начала обучения в школе. Он может спрашивать детей, какие представления они имеют о своей Родине, о животных, о природе и природных явлениях, о знаменитых людях, и многое другое. Родителям нужно часто беседовать с ребенком, задавать вопросы, ответы на которые требуют поразмышлять. Можно задавать вопросы, например, об окружающем мире, тогда он сможет подумать, сравнить, проанализировать. Дети сами очень любознательны и любят задавать взрослым много вопросов. От того, какие ответы ребенок на них получает, во многом зависит его интеллектуальное развитие. На развитие и становление речи, а также на расширение кругозора ребенка могут положительно влиять радио и телевидение, однако стоит обратить внимание на то, какие передачи смотрит малыш.
Хорошо, если к моменту поступления ребенка в школу, он будет обладать хорошей речью, правильно произносить все звуки, так как в будущем это поможет ему освоить грамоту при письме. Родителям необходимо наблюдать за тем, как говорит ребенок. Если у малыша к семи годам все еще наблюдаются дефекты речи, то стоит показать его логопеду, который сможет эти проблемы устранить с помощью специальных занятий. Надо отметить, что проблема может быть и психологическая: слишком "усердные" родители в воспитании и обучении, "не хочу взрослеть", тут логопед может и не помочь. Смотрите сами на ребенка и решите, почему он плохо выговаривает звуки.
Для того чтобы ребенок с легкостью и удовольствием начал учиться в школе, он должен обладать определенным набором знаний. У родителей дошкольников мнения о том, должен ли ребенок уметь читать до поступления в школу, расходятся. Одни считают, что если малыш освоил чтение в раннем возрасте, то в школе ему будет скучно и неинтересно, поэтому сознательно не учат ребенка читать. Другие, наоборот, стремятся научить малыша читать еще до школы, чтобы облегчить ему нагрузку. Процесс обучения грамоте довольно сложный, поэтому будет лучше, если ребенок, поступая в школу, уже будет уметь читать. Хотя бы медленно, простые слова и по слогам. Так как читать в школе начинают сразу.
Психологи считают, что легче всего дети учатся читать в возрасте до шести лет. Но нельзя целенаправленно сажать малыша за букварь и принуждать его учить буквы, складывать их в слоги, а потом в слова. Обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ребенок был заинтересован в процессе и не уставал, иначе можно надолго отбить у него желание вообще чему-либо учиться. Нужно учить читать плавно, по слогам, ни в коем случае не по буквам. Обучите ребенка сначала звукам, а затем буквам. Для многих детей это облегчает процесс чтения.
С чтением все понятно, а вот письму обучать малыша до школы самостоятельно специалисты не рекомендуют, не смотря на то, что именно письмо вызывает у детей самые большие затруднения. Можно подготовить руки к письму. Для этого необходимо развивать моторику рук: лепить, рисовать, собирать мелкий конструктор или мозаику. Естественно, что ребенок будет пытаться брать ручку и писать. Это неизбежно. Задачей родителей будет подобрать для малыша правильную ручку: ровную, легкую, с ограничителем для пальцев, а также наблюдать за тем, как он ее держит.
Еще одним моментом, на который родителям следует обратить внимание, является посадка ребенка во время письма. Неправильная посадка за столом может привести к искривлению позвоночника и нарушению осанки. Когда малыш садится писать, необходимо, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, ноги имели опору, голова слегка наклонена к столу, расстояние от стола до груди должно быть не менее 5 см, тетрадь необходимо располагать под наклоном, двигая ее вверх по мере письма.
Поступление в школу — это для малыша шаг в новую жизнь, трудный и ответственный момент, которого он так долго ждал. На родителей, однако, возлагается не меньшая ответственность. Ребенок ждет от них поддержки, нуждается в их особом внимании. Влияние родителей на малыша в этот период особенно сильное, поэтому желательно, чтобы в семье царили мир и лад. Ребенок должен видеть любовь и уважение родителей друг к другу. То, как малыш переживет этот очередной кризисный период, во многом зависит от его родителей, ведь именно они должны научить его быть организованным, аккуратным, самостоятельным. Именно эти качества помогут первокласснику лучше адаптироваться в новой для него среде. В перерывах между уроками, которые составляют 10-20 мин, малышу нужно будет подготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, что-нибудь перекусить, отдохнуть, пообщаться с одноклассниками. А зачастую, когда звенит звонок на следующий урок, малыши все еще копаются в своих ранцах в поисках нужного учебника и тетради, не могут найти ручку или дожевывают бутерброд. Чтобы приучить ребенка к организованности и самостоятельности, нужно, чтобы дома он всю посильную работу делал сам. Он вполне в состоянии заправить свою постель, убрать за собой посуду после еды, собрать в ящик свои игрушки.
Нужно помнить о том, что режим дня в школе сильно отличается от режима дня в детском саду. Становление режима у ребенка происходит постепенно, малыш не может быстро перестроиться. Надо учить его не тратить много времени на режимные моменты.
Важными показателями того, что ребенок готов к поступлению в школу, являются активность и самостоятельность. Любой учитель сможет быстро оценить, насколько легко дается учебный процесс самостоятельным детям и как тяжело тем малышам, которые ждут постоянной помощи взрослых и не могут ничего сделать самостоятельно. По этой причине, чтобы облегчить ребенку вхождение в учебную деятельность, у него должны быть домашние обязанности, с которыми ему по силам справиться. Выполняя работу по дому, малыш научится заставлять себя делать то, что кажется трудным и скучным. Нельзя забывать о том, что именно трудности формируют в детях способности, которые позволяют эти трудности преодолевать. Еще одно немаловажное качество, которое должно развиться у ребенка для успешной учебы в школе, — это ответственность как перед собой, так и перед близкими людьми.
Если ребенок умеет вести себя в обществе, то адаптация в школе пройдет у него быстрее и легче. Он должен быть вежливым, сдержанным, послушным, должен уметь слушать, не перебивать говорящего, не вмешиваться в разговор взрослых людей. Если малыш не умеет считаться с другими людьми, эгоистичен и заносчив, ему будет сложно влиться в новый коллектив, установить контакт с одноклассниками. Чтобы воспитать в ребенке навыки общественного поведения, родители должны подавать малышу собственный положительный пример общения, знакомить его с общепринятыми правилами и нормами поведения, по справедливости оценивать его поступки.
Первый класс — самый сложный период как для детей, так и для их родителей. Малышу нужны помощь и поддержка, верное плечо. Часто родители, сами того не желая, могут спровоцировать «школьный стресс», требуя от первоклассника быстрых успехов, не учитывая особенностей его психического развития.
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, посмотрим, по каким показателям можно оценить психологическую готовность ребенка к школе. 1. У ребенка наблюдается устойчивое желание учиться. 2. Ребенок имеет определенный багаж знаний и умений, отличается развитыми познавательными способностями. 3. Малыш хорошо общается со сверстниками, умеет работать в коллективе. 4. Ребенок адекватно воспринимает оценку своих поступков и поведения окружающими. 5. Ребенок самостоятелен и постоянно стремится к самосовершенствованию. Если все эти качества присутствуют у ребенка, можно смело говорить о его готовности к поступлению в школу. |