Сказка о далеком царстве, в котором никто не умел читать
Выпускной в детском саду.
Инсценировка исполняется после торжественной части, праздничных стихов и песен.
Действующие лица:
- Царь
- Воевода
- Гонец
- Кот
- Аладдин
- Емеля
- Фея
- Василиса Премудрая
- Богатыри и Черномор
- Кощей
- Баба Яга
- дети
Картина 1-я
Входит Царь.
Царь
Ой, как скучно, нету сил!
Кто б меня развеселил?
(Воеводе.) Ну, что нового у нас?
Доложи мне сей же час.
Воевода
В ближних землях, как и в дальних,
Без веселья — все нормально.
Змей Горыныч съел полстада,
Больше, говорит, не надо.
Брат Аленушки напился —
И в козленка превратился!
Царь
Ну, что город, что село —
Хоть бы что произошло!
Раньше — вести отовсюду:
То Кощей, то Чудо-Юдо,
То сосед пошел войной,
Как прогоним — пир горой!
А теперь спокойно,тихо,
Ни напасти нет, ни лиха...
(Раздается стук).
Кто там рвется во дворец?
Воевода (выглядывая в окно)
Это с сумкою гонец!
Гонец (вбегает)
Славься, славься, государь!
(Падает в ноги).
Царь
Ладно, дай письмо — и встань!
Гонец подает письмо.
Царь (важно)
Так, о чем и от кого?
Гонец
Я не знаю ничего.
Это не ко мне вопрос,
Мне отдали — я привез.
Воевода (Царю)
Грамотея нет у нас,
Ты прогнал его вчерась!
Царь
Было! Помню, что прогнал.
Шибко грамотный, нахал!
Воевода
Это горюшко — не горе.
(Гонцу.)
Ну-ка, сбегай в Лукоморье.
Там живет ученый Кот.
Он уж точно все прочтет!
Гонец кланяется и убегает.
Царь
Не прочесть письмо никак
(вертит письмо),
Букв не знаю, надо ж так!
Кот (входя)
Мяу! Звали вы меня?
Как я ждал такого дня!
Царь (важно)
Мы тебе окажем честь:
Вот письмо — изволь прочесть.
Кот
Песню, сказку — хоть сейчас,
А читать я не горазд!
Есть у нас такой один,
Он с Востока, Аладдин!
Если здесь не повезет,
Уж не знаю, кто прочтет.
Кланяется, уходит с письмом.
Картина 2-я
Звучит восточная музыка, появляется Аладдин.
Кот
Аладдин! Привет, дружище!
Мы не виделись лет тыщу!
Аладдин
Где так долго пропадал?
Вот уж я не ожидал!
Кот
Я по делу. Царь весьма
Огорчен из-за письма.
Он, хотя и не дурак,
Не прочтет!
Аладдин
И мне никак!
Я ведь не из русской сказки,
Я читаю по-арабски.
Кот
Ну, а Джин, твой верный друг?
Аладдин
В отпуск улетел на юг!
Кот
Как досадно, в самом деле!
Ладно, побегу к Емеле!
Картина 3-я
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля (он может лежать на печке, которая под музыку выкатывается на колесиках).
Кот
Ах, Емелюшка, мой свет,
Без тебя спасенья нет.
К нам письмо пришло по почте.
А мы грамотны не очень...
Емеля поворачивается на другой бок, делая вид, что спит.
Кот (тормошит Емелю)
Что же ты молчишь, как пень?
Помоги, Емеля!
Емеля
Лень! Понимаешь, неохота.
Вот придумал мне работу! (Нехотя садится.)
Кот
Ну кому, как не тебе
Помогать царю в беде!
Емеля (задумчиво)
Я со Щукою три дня
В ссоре... Злится на меня.
Кот
Чем ты ей не угодил?
Емеля
Да ухи, вот, попросил.
Не простой ухи, а щучьей!
Кот
Попросил бы квасу лучше.
Нам сейчас бы эта щука
Письмецо-то враз прочла!
А теперь попробуй, ну-ка?
Емеля
Да, такие, брат, дела...
(Как бы вспоминая.)
Может быть, богатыри?
Их же целых тридцать три,
Не считая Черномора.
Попроси — и очень скоро
Лишь по букве назовут
И, глядишь, письмо прочтут!
Кот кланяется, убегает с письмом.
Картина 4-я
Богатыри тренируются и танцуют — пантомима либо мальчики исполняют танец «Богатыри».
Танец Богатырей. Музыкально-ритмическая композиция для дошкольников
Кот (про себя)
Разобраться бы в письме...
(Богатырям):
Помогите, братцы, мне!
Вам, короче говоря,
Поручение царя.
Ну-ка, вместе,
Ну-ка, дружно
Азбуку припомнить нужно!
Черномор
Мы — охрана, милый мой.
Букв не знаем ни одной!
Ни к чему нам грамотеи!
Сбегай к Золушкиной фее!
Кот убегает.
Картина 5-я
Звучит музыкальный отрывок из «Менуэта» Л. Боккерини.
Фея и Кот танцуют или гуляют под ручку.
Фея (с акцентом, слегка картавя)
По-французски я могу,
А по-русски — ни гу-гу.
Тыкву превращу в карету,
Мышку — в лошадь, ну а это...
Извини, любезный Киса.
Вот соседка Василиса —
Говорят, что нет мудрей.
Побеги-ка лучше к ней!
Кот кланяется и убегает.
Картина 6-я
Звучит «Русский танец» П. Чайковского, Василиса с платочком танцует.
Вбегает Кот, в отчаянии бросается в ноги Василисе (музыка внезапно прерывается).
Кот
Василиса, пропадаю!
Василиса (поднимает его)
Здравствуй, Котик!
Я все знаю.
Покажи-ка мне письмо!
Кот
Да, конечно! Вот оно! (Подает).
Василиса (рассматривает)
Все по-русски, но боюсь,
До конца не разберусь.
Что-то буквы странноваты...
Пусть помогут мне ребята!
Кот
А ребята где у нас?
Василиса
Я доставлю их сейчас!
Хлопает в ладоши, гром, вспышка света, появляются двое детей — мальчик и девочка.
Василиса (показывает на них)
Первоклассники — точь-в-точь!
Мы попросим их помочь!
Девочка (мальчику)
Где с тобой мы очутились?
Мальчик
Может это нам приснилось?
Ушипни-ка! (Девочка щиплет)
Ой! Не спим!
Василиса и Кот
Мы сейчас все объясним!
Все уходят.
Картина 7-я
Звучит тревожная сказочная музыка — например, «Марш Черномора» М. Глинки. Появляется Кощей.
Кощей
Это я — колдун Кощей!
Очень не люблю детей!
Мне тут слуги донесли —
Нам сюрприз преподнесли!
Говорят, царю письмо!
Появляется Баба Яга.
Баба Яга
Ну, а нам не все равно?
Кощей
Не в письме тут дело вовсе —
Тут к царю РЕ-БЯ-ТА в гости,
Чтоб учить его читать!
Баба Яга (пожимая плечами)
Просто взять да не пускать!
Кощей
Не могу терпеть детишек!
Баба Яга
Наберем еловых шишек,
Забросаем мы их тут,
Пусть обратно повернут.
Кощей
Тише! Кажется, идут... (Прячутся.)
Появляются дети и Кот.
Кот
А скажите-ка мне, чада,
Вы откуда?
Дети
Из детсада!
Кот
Как в саду растете вы?
На ветвях? Среди травы?
(Дети смеются.)
Кто еще в саду растет?
Девочка
Не смеши нас, милый Кот!
Как тебе не разобраться?
Там нас учат песням, танцам.
Мальчик
И читать, писать, считать,
Рисовать, играть, мечтать!
Кот
Это как же? Это что же?
Нет, такого быть не может,
Чтобы каждый из детей
Мог читать, как грамотей!
Появляются Кощей и Баба Яга.
Кощей
Это кто сюда спешит?
Для детишек путь закрыт!
Баба Яга
Что, Кощея не узнали?
Дети
Знаем, знаем! Мы читали!
Кощей
Ведь Кощей Бессмертный я!
Мальчик
Да в иголке смерть твоя,
А игла — в яйце, а дальше —
Как в матрешке русской нашей:
Утка, заяц и сундук!
Баба Яга
Все-то знают! Во дают!
Кощей (зло)
Дети знают слишком много!
Дети
Уступите нам дорогу!
Тоже мне еще секрет!
Раз, два, три — тебя и нет!
Кощей (угрожая)
Вот я вас!
Девочка
Какой ты грубый,
Некрасиво скалишь зубы!
Добрых книг ты не читал,
Оттого таким и стал!
Кощей (остыл)
Рад прочесть, да не умею!
Дети
Так пошли к царю скорее.
Мы читать научим всех!
Кощей
Мне учиться? Просто смех!
(Нерешительно.)
Это трудная наука?
Мальчик
Мы сперва научим буквам! Исполняется песня про алфавит или проводится игра-аттракцион с буквами.
Картина 8-я
Сцена во дворце. Стоит царский трон — пустой, а за занавесом слышны голоса: дети громко называют буквы, а Царь их повторяет.
Воевода
Эти дети — не к добру,
Не придутся ко двору!
Гонец
Как болезнь, как зараза —
Все хотят учиться сразу!
Царь закрылся во светлице,
Не мешали чтоб учиться!
Кощей
Захотелось самому
Прочитать письмо ему?
Кот
День прошел, другой проходит —
Царь сидит и не выходит.
Баба Яга
Аль не вытерпел он муки?
Может, помер от науки?
Кощей
Хватит каркать, подождем!
Воевода
Может, мы туда войдем?
Выходят Царь и дети.
Царь
Дайте мне письмо скорее!
Знания свои проверю!
Царю подают письмо, он читает его по слогам: «Приглашаем всех жителей сказочного тридевятого царства в 1-й класс. Школа».
Царь
Вот и все! Зачем учиться?
Девочка
Это дальше пригодится!
Царь
Буквы я и так все знаю,
Сам письмо теперь читаю!
Мальчик
Все мы знаем очень мало!
Буквы — это лишь начало.
Царь
Эй, перо мне сей же час!
Я издам такой указ:
«Сказочное тридевятое царство временно закрывается. Все пошли в школу. Царь».
Под музыку выходят все участники представления, которым вручаются подарки — портфели и школьные принадлежности.